Расшифровка моторных масел

Моторное масло выполняет одну из важнейших функций – предотвращает трение деталей двигателя, выводит все продукты сгорания используемого топлива, а также позволяет цилиндрам оставаться герметичными. Все моторные масла производятся из нефти, в процессе перегонки которой выводятся тяжелы фракции. После первичной обработки к полученному продукту добавляются различные присадки, благодаря которым масло отвечает тем или иным характеристикам.

Самым главным свойством является индекс вязкости моторного масла, который имеет обозначение SAE.

Кинематическая вязкость моторного масла – это способность этой жидкости сохранять необходимые свойства в определенном диапазоне температур. Если говорить проще, то – это возможность масла оставаться жидким и текучим между сопряженными деталями при различных условиях. Диапазон температурных режимов зависит от многих показателей, главным из которых является климат региона, в котором автотранспортное средство эксплуатируется. Не стоит путать кинематическую вязкость с динамической, так как последняя показывает насколько меняется вязкость жидкости при изменениях скорости движения деталей двигателя.

Раньше по вязкости водители определяли минеральная перед ними жидкость, синтетическая или полусинтетическая. Возможно, вы еще помните когда, спрашивая в магазине масло «САЕ», вы получали одно из трех: 15w-40 (минеральное), моторное масло 10w- 40, характеристики которого свидетельствовали о том, что жидкость полусинтетическая и 5w 40 – полностью синтетический продукт.

Сегодня ситуация кардинально изменилась и на рынке можно встретить и полусинтетическую «жижу» с маркировкой 15w 40 или, например, моторное масло «Шелл Хеликс» 10w- 40, характеристики которого также свидетельствуют о том что ничего натурального в его составе нет. Больше всего путаницы сейчас получается при выборе продукта для грузового сегмента, поэтому очень важно знать действующие характеристики и вязкость масел.

Как определить вязкость масла

SAE масла выпускаются нескольких типов:

  • с индексом «W» (Winter) – зимние масла 0w, 5w, 10w, 15w и 20w;
  • без индекса – летние масла 30, 40, 50.

Всесезонные жидкости, обладающие смешанной спецификацией, записываются так: моторное масло 0w-20. Характеристики такого продукта свидетельствуют о том, перед нами жидкость которую можно использовать на протяжении всего года. То же самое касается и всех остальных масел, где записаны оба этих индекса. Как вы уже догадались, почти все масла на сегодняшний день являются всесезонными.

Продолжаем разбираться, что же обозначают эти цифры, и отчего зависит их градация. Как уже говорилось ранее, в каждом масле есть особые присадки (полимеры). Их процентное содержание отвечает за густоту состава. При повышении температуры полимеры загущают смазочную жидкость, способствуя большему оседанию частиц масла на деталях двигателя. Соответственно чем больше число после индекса W, тем больше присадок в таком продукте содержится, например:

  • SAE 5w-30 содержит порядка 7-8% присадок;
  • в SAE 10w-30 их чуть меньше – 6-7%;
  • в SAE 5w-40 содержится самое большое количество полимеров – 12-15%.

Для того чтобы понять при каких температурах можно будет без проблем запустить двигатель, рассмотрим пример. Допустим, вы приобрели моторное масло 5w-40. Характеристики этой смазочной жидкости говорят о том, что этот состав является всесезонным. Но запуск двигателя с таким маслом можно будет осуществить при минимальной температуре -35 градусов. Откуда взялась эта цифра? Все просто: от цифры, стоящей перед индексом W (в нашем случае – это 5) необходимо отнять 40. Таким образом, мы получаем -35 – минимальную температуру при которой масляный насос сможет осуществить прокачку, избежав сухого трения деталей двигателя. Но на работу прогретого «движка» эти расчеты никак не влияют. Чтобы понять какая «минималка» будет влиять на «поворачиваемость» двигателя, нам необходимо отнять от 5 не 40, а 35. В итоге получаем -30 градусов.

Как становится очевидно – чем ниже температура, тем больше масло густеет и стартер становится все сложнее завести при холодном запуске. Но, эти параметры относительны, так как реальные показатели будут зависеть от самого движка.

Больше ничего особенного первая цифра 5 не показывает (только что перед нами низкотемпературное масло), но вот с параметром 40 все не так просто. Как первое число эту составляющую сложно удобоваримо перевести, кроме как, что смазочная жидкость обладает высокотемпературной вязкостью, которой удалось добиться за счет большего количества присадок. Для того чтобы понять масло с какой маркировкой лучше выбирать лучше всего обратиться к рекомендациям производителя автомобиля. Решая, какая вязкость больше подходит для «движка» важно не совершить ошибку, с которой часто сталкиваются как опытные, так и не очень умудренные опытом водители.

Какая вязкость больше всего подходит для двигателя

Как правило, большинство автолюбителей считают, что высокая вязкость при высоких температурах – это наилучший показатель. Особенно всем греет душу, что подобные масла используются для спортивных авто. Увы, данные показатели не смогут превратить старенькую буханку в гоночный болид, а вот двигатель испортить таким составом можно за считанные дни.

Специалисты рекомендуют ни в коем случае не заливать в мотор масло, вязкость которого не отвечает рекомендациям автопроизводителя. Дело в том что, только производитель способен учесть режим езды на конкретном авто и рассчитать нужную вязкость масла.

И чтобы окончательно убедить водителей не использовать «не подходящее», масло в 2008 году был проведен официальный эксперимент, результаты которого в дальнейшем оказались на страницах известного журнала «За рулем». Один из участников гонок по бездорожью залил в двигатель некогда популярной «восьмерки» высокотемпературное масло вязкостью 50 единиц. В результате показатели автомобиля упали, а износ двигателя значительно увеличился.

Кроме этого, каждое масло обладает своими особенностями исходя из производителя продукта. Рассмотрим самых популярных из них.

Моторные масла от разных производителей

Как и во всем, при производстве моторного масла существуют свои «фавориты», а также компании, которые предлагают потребителям более дешевые составы.

Mobil

Компания Mobil является одной из крупнейших по производству высококачественных моторных масел. Для примера, возьмем моторное масло 0w30, характеристики которого свидетельствуют о том, что этот продукт больше всего подойдет для тех, кто предпочитает экстремальные условия езды. Синтетическое масло, стоимостью 700 рублей за литр производится исключительно по передовым технологиям, благодаря чему данный состав повышает экономию топлива и защищает двигатель от износа. Присадки, используемые в этом масле, считаются самыми лучшими на сегодняшний день. Они производятся по технологии Supersyn.

Еще один интересный продукт от именитой компании – это моторное масло «Мобил» супер 3000 5w40. Характеристики жидкости отвечают большинству требований автопроизводителей. Синтетический продукт относится к классу «Экстра» и обладает отличными показателями. Масло сохраняет мотор в чистоте и не образует нагара, хорошо показывает себя при холодном старте двигателя, а также позволяет значительно снизить выброс вредных веществ в атмосферу. Стоит такая жидкость от 400 рублей за литр. Применяется как для легковых, так и для грузовых автомобилей, а также внедорожников.

Shell

Еще один «монстр» среди производителей качественного моторного масла – это компания Shell. Производитель давно зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, но и как в первом случае продукт с таким брендом стоит недешево. Для примера, возьмем жидкость, пользующуюся большой популярностью среди автовладельцев, а именно – моторное масло Шелл Хеликс 5w40. Характеристики этого продукта внушают доверие, так как, по словам самого производителя, уникальный состав позволяет обеспечить более надежную защиту мотора, нежели дешевые аналоги. Как показывает практика в процессе эксплуатации авто на таком масле действительно остается намного меньше осадков и загрязнений. Полностью синтетическое масло моторное Shell Helix Ultra 5w40, характеристики которого позволяют его использовать на такой машине, как Ferrari, рекомендуется для залива в BMW, Volksvagen, Reno, Fiat, Saab, Porsche и Rover.

Лукойл

Моторные масла Лукойл технические характеристики которого впечатляют, изготавливаются на базе современных синтетических составов. Эта компания также имеет широкую известность в нашей стране. Характеристика моторного масла 5w30 от Лукойл отвечает требованиям высокофорсированных бензиновых «движков», а также дизельных «легковушек», микроавтобусов и грузовиков. Кроме этого, жидкость может использоваться в двигателях, предусматривающих турбонаддув.

Моторное масло 5w30, технические характеристики которого позволяют менять его не так часто как аналоги, хорошо зарекомендовало себя для автомобилей «Форд» и «Рено». В ходе тестирования жидкость продемонстрировала возможность высокоинтеллектуальной защиты мотора. Также продукция Лукойл адаптирована для холодного климата. Стоит такое масло порядка 550 рублей за литр.

Castrol

Говоря о производителях нельзя не упомянуть компанию Castrol. Вся продукция этой фирмы обладает своими отличительными особенностями, для примера возьмем моторное масло «Кастрол» 5w40. Характеристики этой жидкости также отвечают основным требованиям, но, помимо этого, она позволяет уменьшить расход топлива и повысить экологичность мотора. Все дело в присадках, которые входят в состав масла (модификатор трения и загуститель). Эти компоненты позволяют в определенных условиях уменьшать вязкость масла, благодаря чему улучшаются параметры «движка». Стоит такая жидкость от 500 рублей за литр.

Также компания выпускает продукт для особо холодных условий – моторное масло 0w40. Характеристики этой жидкости позволяют использовать ее для новых силовых агрегатов, работающих на бензине или дизеле. Масло отличается отличными показателями при особо низких температурах, благодаря чему вы получите быстрый холодный пуск. Смазывающая пленка масла остается на деталях даже, если нагрузка была превышена. Стоит такое масло около 1 000 рублей за 1 литр.

На что обратить внимание при покупке моторного масла

Перед приобретением моторного масла помимо вязкости рекомендуется также обратить внимание на:

  • моющие способности состава (насколько хорошо убирается грязь и нагар);
  • износостойкость жидкости (уточните у продавца при какой температуре смазывающая пленка начнет распадаться);
  • коррозийные свойства масла (лучше всего если коррозийного воздействия не будет вообще);
  • предрасположенность к вспениванию (чем меньше пены будет образовываться, тем лучше);
  • способность старения (насколько быстро масло потеряет свои свойства);
  • улетучеваемость.

Кроме этого, стоит учитывать что производители некоторых марок категорически рекомендуют использовать только специализированные масла. Например, для некоторых моделей Nissan, Honda и Ford подходит только «свое» масло.

В заключении

Перед покупкой любого моторного масла обязательно проверьте отвечает ли ваш автомобиль спецификации, если таковая имеется у масла. В любом случае перед покупкой тщательно все проверьте и не приобретайте масла, которые не соответствуют типу двигателя вашего автомобиля.

Все автомобильные моторные масла подразделяются на три категории: бензиновые, дизельные и универсальные. Еще они делятся на всесезонные, зимние и летние. Но к какому классу бы они ни принадлежали, главной характеристикой для масла остается одно – вязкость. Именно от этого параметра зависит уровень распределения данной жидкости на поверхности трения деталей двигателя. Можно сказать, что от вязкости в большей мере зависит ресурс ДВС автомобиля, поэтому сегодня мы посвятим этому моменту отдельную статью.

Сегодня вы узнаете, что такое вязкость, и ознакомитесь с таким понятием, как расшифровка моторного масла 5w30.

Что такое вязкость?

Основная функция данной жидкости – не допустить трения движущихся внутри мотора деталей «на сухую». Также масло обеспечивает минимальную силу трения, при этом сохраняя максимальную герметичность работающих цилиндров.

Стоит отметить, что характеристики и смазывающие свойства данной жидкости могут существенно варьироваться в зависимости от температуры самого двигателя. Кстати, те данные температуры мотора, которые отображаются на приборной шкале автомобиля, могут значительно отличаться от уровня нагрева масла. И это не отображается на щитке приборов в салоне. В зависимости от интенсивности работы ДВС данное вещество способно нагреваться до 140-150 градусов Цельсия (и это при том, что рабочая температура двигателя будет равна 90 градусам!). А ведь при таких условиях вязкость жидкости может существенно отличаться от первоначальной.

Именно поэтому, чтобы обеспечить максимально долгий ресурс эксплуатации и минимальное трение на стенках цилиндров, каждому автомобилю требуется свой тип масла, рекомендованный автопроизводителем.

Читайте также:  Салонный фильтр Мазда СХ 5: где находится и как заменить

Сам параметр вязкости очень важен для машины, ведь от этого зависит способность жидкости оставаться на поверхности деталей двигателя на протяжении долгого времени. Но данный параметр, как мы уже отметили ранее, может значительно отличаться при разном диапазоне температур. Но как тогда понять, какую вязкость должно иметь масло в идеале? К счастью, решение этой проблемы было найдено в американской ассоциации автомобильных инженеров (SAE), которая разработала классификацию автомобильного масла по вязкости. Иными словами, эта система дает нам диапазон температур, при котором работа ДВС является безопасной при условии, что допустил ее с такими параметрами к использованию в этом двигателе.

Значение маркировок 5W30 и 5W40

Масло в двигатель марок 5W30 или 5W40 несет в себе информацию о вязкостных и температурных параметрах, установленных для транспортных средств Содружеством автотранспортных инженеров (SAЕ Intеrnаtionаl).

Согласно стандарта SAЕ, масло может быть летним, зимним или всесезонным. Летние масляные растворы маркируются цифрой, например, SAЕ 30. Летние растворы делятся на пять марок: 20, 30, 40, 50 и 60.

Зимние масляные жидкости имеют буквенно-цифровую маркировку, к примеру, SAЕ 5W. Литера W, от английского слова wintеr, означает – зима. Существует шесть марок зимних жидкостей: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W 25W.

Всесезонные смазочные растворы имеют комбинированное обозначение. Таким примером могут быть смазки SAЕ 5W30 и SAЕ 5W40.

Какое значение несут маркировки 5W30 и 5W40? Цифры 5, 30 и 40 означают температуры, при которых смазка может применяться, и показатели вязкости.

Цифра 5 значит, что минимально допустимая температура, при которой масляная жидкость может заправляться в двигатель, составляет -30°. Это значение одинаково для обеих марок масел, которые сравниваются, и определяет вязкость смазки при проворачивании и прокачке. Показатель проворачивания смазки будет составлять 6500 Мпа, а прокачки – 60000 МПа.

Цифры 30 и 40 являются показателем кинематической вязкости смазки при температуре +100° и показателем минимальной вязкости при скорости сдвига 1/1000000 секунды. На основании стандартизации SАЕ, для марки W30 показатель кинематической вязкости будет составлять от 9.2 до 12.7 мм.кв/с. Для марки W40 это значение будет от 12.7 до 16.4 мм.кв/с. Вязкость масел при сдвиге для марки W30 будет 2.9 Мпа*с, для марки W40 – 3.51 Мпа*с.

Показатели стандарта не совсем понятны простому автолюбителю. По этому, рассмотрим разницу в более простом варианте.

Расшифровка маркировки масла

5W30, 14W-40 — такие шифры встречаются абсолютно на каждой этикетке со смазывающей жидкостью. Что они обозначают?

По сути, любая маркировка подобного товара включат в себя несколько цифр, разделенных буквой W и тире. В нашем случае расшифровка моторного масла 5w30 говорит о том, что эта жидкость является всесезонной – наиболее популярной среди автолюбителей. Определить все подробные характеристики очень просто. Рассмотрим это на примере масла 5w30.

Расшифровка 5W говорит нам о низкотемпературной вязкости средства, что допускает холодный запуск автомобиля при температуре минус 35 градусов Цельсия. Определяется это следующим образом – от цифры, которая стоит перед значением W, отнимаем 40. Полученное число и будет той минимальной температурой масла, при котором насос ДВС сможет прокачать его по системе, не допуская сухого трения деталей внутри.

Что означает символика, размещенная на этикетке машинного масла

При приобретении смазочных жидкостей покупатели задаются вопросом, какая у 5W30 расшифровка, что за информация содержится в надписи, какому виду товара отдать предпочтение. Расшифровка моторного масла необходима для осуществления правильного выбора смазочной продукции.

SAE 5W30 расшифровывается следующим образом:

  1. Из числа 5 нужно вычесть 30, в результате получается минус 25. Температура, равная — 25˚C, является допустимой для осуществления запуска холодного двигателя.
  2. Литера W соответствует первой букве слова Winter и означает возможность применения данной марки в северных широтах.
  3. По цифре, стоящей перед W, определяют скорость движения масла при высоких температурах в работающем моторе.
  4. Значение числа, расположенного после W, характеризует вязкость масла при прогретом движке.

Читайте также:  Замена масла Skoda Octavia и масляного фильтра

В связи с тем, что отечественные климатические условия эксплуатации автомобиля резко отличаются, подбирать смазочные вещества необходимо после тщательного изучения надписей на товаре. Маркировка, размещенная на этикетке, соответствует специальной классификации масел по вязкости SAE.

Данная классификация помогает выбрать нужную марку смазки для своего транспортного средства по ее техническим характеристикам в зависимости от температурного режима, в котором масло моторное 5W30 будет использоваться.

Минимальный уровень запуска мотора

Подобными математическими манипуляциями можно определить минимальную температуру «проворачиваемости» мотора. На примере масла 5w30 расшифровка нам указывает, что данный параметр составляет минус 30 градусов Цельсия. А определяется это очень просто: от полученного значения температуры холодного запуска мотора (в нашем случае это -350) отнимаем 35. Становится очевидным, что с похолоданием масло становится все более густым, и стартеру все сложнее провернуть мотор «на холодную».

Итак, мы выяснили, какая есть у масла 5w30 расшифровка. Синтетика это или «минералка» — будет зависит только от возраста авто. Если это машина старше 5 лет, для нее лучше использовать «минералку», если моложе, то «синтетику».

Различия между 5W30 и 5W40

Ознакомившись с вязкостно-температурными показателями обеих масел, видно, что главная разница между ними заложена в высокотемпературной вязкости. Масляный раствор 5W40 имеет вязкость в 1.5 раза выше, чем у масла 5W30. Смазочный раствор 5W40 способен обеспечить устойчивую работу силовой установки при более высоком температурном режиме эксплуатации. Остальные характеристики хоть и являются одинаковыми, но есть ряд существенных различий. Их необходимо учесть при необходимости заливать смазку той или иной марки:

  1. Если использовать 5W30 вместо 5W40, то на стенках цилиндра и поршне будет больше масла. Это создаст дополнительную нагрузку на масляный насос. Из-за того, что вязкость 5W30 несколько больше, смазочная жидкость может не дойти до некоторых труднодоступных мест. Это приведет к досрочному выходу из эксплуатации трущихся деталей и общему повышению рабочей температуры силовой установки.
  2. Если выбрать 5W40 вместо 5W30, то толщина пленки станет меньше. Это снизит расход масляной жидкости, ее сгорание и период замены. Но, тонкая пленка на поверхности поршней и стенок цилиндров может привести к их быстрому изнашиванию.
  3. Указанный производителем тип масляной жидкости очень важен для силового агрегата. Если требования производителя не будут выполняться, то мотор будет эксплуатироваться в агрессивных для себя условиях. Это может привести к дополнительному расходу смазки, нагреву и износу трущихся частей, выходу силового агрегата из строя.
  4. Одной из разниц между масляными растворами 5W30 и 5W40 является длина синтетической цепи. Основой для смазки является синтетик, который имеет определенную структурную цепочку. Чем выше различие между температурными коэффициентами, тем длиннее синтетическая цепочка, и тем меньше период эксплуатации масляного раствора.

Температурные особенности

В большинстве случаев современные производители автомобильных масел допускают их эксплуатацию при температуре не более, чем минус 20 градусов Цельсия. Если вы живете именно в таком климате, для вас не принципиально делать выбор между маслами 15W-40 и 5W-30. Расшифровка обоих допускает эксплуатацию даже в самую суровую зиму. Однако если ваш стартер/аккумулятор сильно изношен/разряжен, лучше отдать предпочтение маслу 5W-30 или 0W-30. Чем меньше вязкость, тем больше шансов, что ваш стартер провернет двигатель и запустит его «на холодную».

Описание отечественной смазочной продукции

Крупнейшие отечественные производители смазочных жидкостей Роснефть, Лукойл гарантируют высокое качество выпускаемой масляной продукции. Синтетическое моторное масло5W30, произведенное здесь, входит в приемлемую ценовую категорию, данная смазка прекрасно приспособлена для работы многих видов силовых агрегатов в отечественных климатических условиях.

Моторные масла 5W30, изготовленные в России, успешно используются также при высоких температурах окружающей среды, что является приемлемым для использования их в теплых широтах.

Высокотемпературная вязкость

Еще один немаловажный параметр указывается после буквы W. Эти цифры означают высокотемпературную вязкость масла. В нашем случае для жидкости 5w30 данный параметр равен 30-ти. Это значение говорит о минимальной и максимальной вязкости при рабочей температуре в 100-150 градусов Цельсия.

В отличие от предыдущих случаев, здесь ничего отнимать не нужно. Отметим, что, чем выше этот параметр, тем выше вязкость масла при больших температурах. Но при выборе не стоит руководствоваться принципом «чем больше, тем лучше». Опять же, оптимальные параметры выбирает сам автопроизводитель, поэтому и показатель вязкости не должен сильно отходить от стандартной нормы. Узнать все рекомендации можно в руководстве по эксплуатации.

Подробнее о характеристиках, особенности расшифровки

На качество смазывающего вещества непосредственное влияние оказывает 2 основных параметра: вязкость при воздействии отрицательных и положительных показателей температуры окружающей среды.

Рассмотрим их последовательно:

  • Вязкость низкотемпературная.

Параметр важен для двигателя любой машины, так как именно он показывает, несколько способно смазывающее вещество в течение длительного времени находиться на поверхности деталей. Это свойство вещества зашифровано как «5W», где буква указывает на возможность применения в условиях зимы:

W– winter. Известно, что в при низких показателях ТС масло, равно как и другие жидкости, загустевают.

  • Высокотемпературная вязкость.

Параметр указывает другая половина надписи. Так, в соответствии с установленной классификацией SAE для данной марки масла при температуре 100ºС, показатель вязкости будет находиться в пределах 9,3 – 12,6 мм кВ/с. Еще один параметр, которых характеризует высокотемпературные свойства – минимальная вязкость на скорости сдвига (106 с-10. Для данного продукта этот параметр не превышает 2,9.

Читайте также:  Датчик температуры двигателя: 10 минут диагностики и 5 минут ремонта

Разобравшись в параметрах расшифровать моторное масло 5WЗ0 можно легко и быстро.

В каких случаях автомобилю требуется высокая вязкость?

Многие автомобилисты считают, чем выше данный параметр, тем лучше будет вести себя двигатель. Отчасти это правда.

Почему отчасти? Да потому, что масла с большой вязкостью рекомендуют заливать только в спортивные автомобили. Но это абсолютно не означает, что если вы зальете такое вещество в ВАЗ, в плане динамики разгона он будет вести себя, как «Ламборджини». Более того, приобретая масла с высокой вязкостью (такой, которую не рекомендует производитель), вы лишь усугубляете работу двигателя и увеличиваете его нагрузку. В итоге автомобиль теряет свою мощность, а если жидкость залить повторно, не исключено, что вскоре ваш мотор будет подлежать только капитальному ремонту.

Смешивание 5W30 и 5W40

Смешивать масла, которые имеют разную синтетическую, полусинтетическую или минеральную базу, между собой не рекомендуется.

Смешивать между собой масляные растворы марок 5W30 и 5W40 можно в случае крайней необходимости. Это допустимо при одном важном условии. Оба раствора должны быть одного производителя. После кратковременного движения, смесь необходимо слить, промыть систему смазки силового агрегата и заправить рекомендованную смазку.

Даже при том, что 5W30 и 5W40 являются аналогами, для их изготовления применяются различные добавки и присадки, которые при смешивании образуют иные химические составы.

Как часто нужно менять масло?

Напоследок отметим наиболее оптимальный интервал замены. Принято считать, что масло исчерпывает свой ресурс уже через 10 тысяч километров пробега. Именно с таким интервалом времени лучше всего менять жидкость в автомобиле. Больше повезло владельцам машин с ГБО: благодаря более экологичному сгоранию газа (неважно, пропан это или метан) масло практически не засоряется и сохраняет свою прозрачность даже на 20-ти тысячах пробега. Также следует регулярно проверять уровень его остатка в двигателе.

Делать это нужно не реже, чем раз в 2 недели. В противном случае вы не будете знать, осталось ли оно вообще в моторе, а старт «на сухую» может привести к тяжелым последствиям, вплоть до капительного ремонта. Так что берегите свой автомобиль и подбирайте масла правильно, придерживаясь рекомендаций производителей.

Итак, мы выяснили, какая у SAE 5w30 расшифровка, и узнали все нюансы вязкости, а также оптимальный интервал замены данной жидкости.

imageЛюди начали задумываться о необходимости смазки механизмов с момента появления колеса. Наука сделала мощный, смелый шаг вперед, коснулось это всех сфер деятельности. Появились автомобили более сложные, надежные. Появились и более совершенные типы автомасел, которые теперь были выделены в отдельную категорию продукции, необходимую для эффективной работы автомобиля. Сегодня моторное масло является неотъемлемым атрибутом автомобиля, без которого он не сможет работать долго и хорошо.

Но не каждое масло подходит к той или иной ситуации. Существует широкая вариация типов трансмиссионных масел, различающихся по вязкости, структурному составу, предназначению. Один применяется в условиях сильных морозов, другой, напротив, при нормальной климатической температуре, третий позволяет защитить двигатель от перегрева и засорения, а четвертый — просто универсальный тип.

Выбор настолько велик, что, придя в автомагазин, можно растеряться, не зная, на чем остановить свое внимание. Рассмотрим разные типы автомобильных масел, их назначение, особенности, а также, что такое расшифровка моторного масла, которая позволяет водителю сделать верный выбор.

Классификация моторных масел

Итак, перед нами десятки всевозможных упаковок, ярких и простых, дорогих и более доступных по цене. На каждой из них есть маркировка моторного масла, но как ее читать? Нам нужна расшифровка маркировки. Начнем по порядку. Синтетический тип трансмиссионных масел обозначается «Fully Synthetic». Это масло, созданное на синтетической основе, которая получается в результате сложного химического процесса, путем синтеза ряда химических элементов.

imageПреимуществом этого типа является возможность при создании масла задать несколько параметров назначения и добавить несколько присадок. Присадки — это дополнительные элементы, входящие в состав масла, делающие его более эффективным, функциональным. Как правило, синтетика гарантирует идеальную защиту двигателя, обладает моющими свойствами, что особенно важно для машины с хорошим пробегом, ведь со временем в двигателе накапливаются нагар, пыль, которые и приводят к выходу мотора из рабочего строя.

К тому же благодаря вязкости синтетические масла применяются в условиях морозной погоды, когда обычное — загустевает, этот тип остается эффективным. Единственным минусом синтетики является высокая стоимость. Минеральный тип имеет обозначение «Mineral». Он получается путем серьезной многоэтапной переработки нефти, построен на минеральной основе, отчего и получил свое название. По вязкости сильно уступает синтетике и не может гарантировать таких же рабочих свойств.

Это масло, конечно, тоже защищает двигатель, обладает моющими свойствами, увеличивает срок службы мотора, но при сильных морозах становится неэффективным, так как сильно густеет. Кроме того, его следует чаще менять, чем синтетику, потому что масло быстро окисляется, а в случае вскипания — оставляет шлаковый осадок в двигателе, что совсем уж плохо. Плюсы и минусы налицо, но и по цене этот тип гораздо дешевле, а потому пользуется большей популярностью.

Полусинтетические масла идут под обозначением «Semi-Synthetic». По вязкости и эксплуатационным свойствам занимают положение золотой середины между двумя вышеупомянутыми. Такое масло приемлемо по цене и неплохо по качеству. Как правило, полусинтетика изготавливается на минеральной основе, но, в отличие от чистого варианта, здесь добавляются всевозможные присадки, что и выводит масло на ступень выше по эффективности. Это только первая категория маркировки моторных масел, по типу основы. Масло классифицируется и по области применения:

  • для старого и нового бензинового агрегатов;
  • для старого и нового дизелей;
  • для турбодизеля.

Наконец, есть разделение по типу вязкости и температурным свойствам. Существует две системы классификации, SAE и API, но большей популярностью пользуется первый вариант.

Классификация и характеристика SAE

image Технические характеристики моторной смазки по SAE

SAE (Society of Automotive Engineers) — Общество автоинженеров — определяет масло по вязкости и профильному назначению. Классификация производится двумя цифрами с разделяющей их буквой W, например, 75w90, 10W-40 и т. д. Буква W дает нам понять, что масло можно заливать в зимнее время (от англ. winter — зима), впереди стоящая цифра говорит о низкотемпературной вязкости, то есть какие морозы выдерживает масло, последующая цифра является показателем высокотемпературной вязкости, при каких температурах масло эффективно. Но здесь нужно знать, что значат те или иные цифры. Рассмотрим на примере:

  • 0W — это наиболее устойчивый к морозам тип масла, он выдерживает даже критические отметки термометра в -35 °С;
  • 5W — тоже хороший тип масел, но немного слабее, он остается эффективным при температуре не ниже -30 °С;
  • 10W — здесь шкала эффективности опускается до -25 °С, если мороз будет крепче, масло загустеет;
  • 15W — это приравнивается к -20 °С;
  • 20W — действенен до -15 °С.

image Шкала температур моторной смазки в зависимости от маркировки

Это низкотемпературные показатели, теперь изучим высокотемпературные. Тут шкала идет наоборот: если в первом случае чем выше цифра, тем ниже ее показатель, то здесь, чем выше цифра, тем выше показатель эффективности:

  • 30 — масло пригодно до 25 °С;
  • 40 — при жаре до 40 °С;
  • 50 — при жаре до 45-50 °С.

Например, перед нами маркировка масла 5W-30, это значит, что масло можно использовать при температуре от -30 до + 25 °С. 75w90 — в морозы лучше не использовать, но в условиях экстремальной жары этот тип масла будет наилучшим вариантом.

Но стоит подчеркнуть, что так обозначается только масло зимней категории. Летнее же масло идет без буквы W, и тогда маркировка будет выглядеть значительно проще, например, SAE 30.

Расшифровка API

API (American Petroleum Institute) вместо цифр использует буквы. Первая буква обозначает тип силового мотора:

  • S — бензиновый агрегат;
  • С — дизельный двигатель.

Вторая буква говорит о сфере применения:

  • SC и SD — старые двигатели, установленные на автомобили 60-х годов;
  • SE и SF — двигатели 70-х годов;
  • SG — силовые агрегаты конца 80-х — начала 90-х, характеризующиеся повышенной работоспособностью и выносливостью;
  • SH — моторы 90-х, характеризующиеся повышенной выносливостью;
  • SJ и SL — двигатели начала 2000-х;
  • SM — новые двигатели, собранные с 2003-2004 годов;
  • SL — новые двигатели, характеризующееся повышенной устойчивостью к окислительным процессам.

Важно! Если вы решили по какой-то причине сменить тип масла, то нужно идти только по возрастающей шкале, но не наоборот. Так, если вы заливали масло SG, то менять его можно только на SH и идущие далее по годам выпуска, но не на SF. В противном случае серьезная поломка гарантирована.

imageПочему? Ответ прост. Масло следующего поколения содержит основу предыдущего поколения плюс новые присадки, гарантирующие хорошее качество работы двигателя. Предыдущее же поколение имеет более бедный состав, низкое количество присадок, и мотор, уже привыкший к одной «пище», просто взбунтуется, если получит такой скудный рацион.

А как быть с дизельными моторами? Масло для дизельных моторов тоже имеет свою маркировку. Ее принцип тот же: от 1961 года выпуска, обозначающегося СВ, заканчивая настоящим временем, которое маркируется латинскими буквами CI-4. В ряде европейских стран также используется расшифровка АСЕА, которая содержит параметры двух вышеупомянутых. Но она более сложная и в России применяется редко.

Теперь, представляя весь ассортимент существующей масляной продукции, легко сделать грамотный, верный выбор. Пользуясь двумя маркировками, совсем несложно преподнести хороший подарок своему автомобилю, который отблагодарит вас долгой, качественной работой.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий