Какое масло залить 5W30 или 5W40 чтобы движок работал как часы?

Многих автомобилистов интересует вопрос, какое же моторное масло лучше использовать зимой: 5w30 или 5w40?

Достаточно широкий температурный диапазон смазочных материалов, вязкость которых соответствует отметкам 5w30 или 5w40 по шкале классификации SAE, делает эти моторные масла очень популярными. Многих интересует вопрос, какое из этих средств лучше заливать в двигатели и в чем заключается разница между ними.

image

Синтетика или полусинтетика?

Сегодня среди множества автолюбителей наблюдается тенденция активного перехода на весьма широкий диапазон вязкости. Наиболее ощутимых результатов в этом направлении добились ученые, научившиеся создавать синтетическое моторное масло, которое становится гуще, благодаря добавлению в его состав различных присадок. Например, корпорация Mobil является первопроходцем в этой отрасли, выпустившим в свое время на рынок синтетическое масло, и работающим над совершенствованием своей продукции по сегодняшний день.

image

Многочисленные конкуренты компании «Мобил» стараются не отставать и тоже пытаются создавать новые жидкости, вязкость которых сохраняется зимой в морозную погоду и летом в знойную жару. При этом насчитывается совсем небольшое количество производителей, занимающихся разработкой масла на синтетической основе, которое существенно отличается от остальных по качеству и подходит только для использования в механизмах, подвергающихся сравнительно высоким нагрузкам.

Кроме жидкостей на синтетической основе часто используется комбинированный состав с минеральным маслом в определенных пропорциях с добавлением присадок для того, чтобы полученная смесь была как можно гуще. В итоге образуется полусинтетическое масло вполне приемлемого качества. Естественно, разница между таким маслом и жидкостью на синтетической основе будет ощутимой, поскольку состав масляной основы всегда имеет большое значение по причине своих физико-химических особенностей.

Характеристики вязкости

Выбор вязкости моторного масла

Что за средство для удаление царапин?

Нам постоянно поступают вопросы в комментарии что это за такие средства “жидкое стекло”, и вообще что за куча рекламы по авто тематики сейчас на рынке. В итоге решили проверить на практике, на сколько это правда. Скажем так, использовали 3 средства. Одно средство зарекомендовало себя так себе, после нанесения осталось на этом месте выгорелое пятно. Второе средство, при нанесении не показало вовсе никакого эффекта.

Третье средство SILANE GUARD, по началу так же ощущалось что не будет эффекта. но тем не менее после того как раствор побыл на поверхности несколько минут, эффект был прекрасным. Конечно, не так все красиво как рекламируют.

Вели дискуссию на местном СТО, сказали что средства да, действенные, но их нужно применять только согласно инструкции. А не как кому вздумается.

Прочитать…

Это один из наиболее значимых эксплуатационных свойств любой смазывающей жидкости для двигателей. Как было сказано ранее, данный параметр обозначает предельную рабочую температуру смазывающих материалов. Разница между моторными маслами определяется конкретно этим показателем. Если вязкость слишком высокая, исключается возможность холодного пуска при помощи стартера и прокачка смазки через насос. При работе в условиях высоких температур масло не должно быть слишком вязким, чтобы давление в системе во время эксплуатации мотора оставалось на оптимальном уровне и на деталях формировалась защитная пленка.

Вязкость масла определяет его к одному из трех основных подвидов:

  • Зимнее – с малой вязкостью мотор запускается очень быстро, но отказывается функционировать при высоких температурах.
  • Летнее – холодный пуск всегда будет затрудняться в морозную погоду, но достаточно высокая вязкость способствует нормальной работе мотора в жару.
  • Всесезонные смазывающие материалы хорошо проявляют себя как в период зимних морозов, так и в летний зной.

Всесезонные смазывающие средства, оптимальная вязкость которых поддерживается в любую погоду, приобретают все большей популярности среди современных автолюбителей, поскольку не требуют замены при смене сезонов. При этом такие жидкости проявляют себя с хорошей стороны и показывают достаточно высокие результаты в вопросах эффективности и энергосбережения. Примером такой жидкости являются синтетические 5w30 и 5w40.

Как выбирается всесезонка?

В таких жидкостях зимний показатель вязкости отражается с левой стороны, а летний – с правой. Задаваясь вопросом о выборе одного из этих двух смазочных средств для использования в зимнее время, нужно учитывать именно показатель, расположенный с левой стороны и отмеченный соответствующей буквой w, что подразумевает название сезона winter. По этой причине, обращать свое внимание на летние эксплуатационные характеристики смазывающих материалов нет необходимости.

Дополнительные характеристики

Для любого смазывающего средства, кроме вязкости, важны другие свойства, например, моющие, антикоррозийные или даже противоизносные. Вязкость жидкостей для моторов имеет основное значение. Дополнительные присадки увеличивают себестоимость изготовления и, соответственно, рыночную цену любого продукта. Поэтому всегда необходимо уделять должное внимание всем параметрам и определить для себя оптимальное соотношение всех функциональных характеристик смазки и условий, в которых предстоит ее эксплуатировать.

Основным критерием отбора смазывающих средств для своего автомобиля являются данные, изложенные в инструкции по эксплуатации конкретного транспортного средства, предложенной его производителем. Обычно в такой документации содержится не только информация о необходимых свойствах смазывающих материалов, но и в качестве оптимально допустимого варианта предлагаются конкретные примеры продукции известных производителей. В случае если машина покупалась очень давно, и инструкция была со временем утеряна, можно без труда разобраться с выбором моторного масла самостоятельно.

Как подобрать подходящий зимний класс?

Подбирая подходящий класс вязкости моторного масла, прежде всего, принято руководствоваться информацией, предоставленной в инструкции по эксплуатации машины. Если таковой нет в наличии, рекомендуется следовать общепринятым правилам.

При выборе подходящего средства для передвижения в зимний период необходимо принимать во внимание все условия, при которых автомобиль будет эксплуатироваться. Если следовать всем правилам, можно будет избежать таких негативных последствий, как ускоренный износ комплектующих, заклинивание во время запуска мотора, масляное голодание. Следует отметить, что при работе в зимнее время жидкости одного и того же производителя с показателем вязкости 5W30 и 5w40 будут проявлять себя почти одинаково.

Разница между этими жидкостями не будет становиться больше или меньше в зимнюю погоду. Следует учитывать, что любой системе, независимо от погоды, требуется время для предварительной прокачки жидкости масляным насосом. До того, как этот этап будет выполнен, двигатель функционирует в условиях недостатка смазывающих материалов. По этой причине существенно увеличивается трение и износ комплектующих. Чем выше показатель текучести при низкотемпературном рабочем режиме имеет смазывающее средство, тем более качественно обеспечивается должная защита двигателя от повреждений.

Подробнее о присадках

Химические добавки для моторного масла — присадки

Показатель вязкости не будет значительно увеличиваться при помощи присадок в низкотемпературном режиме работы, но при увеличении количества макрополимерных молекул во время летней жары свойства заметно изменятся. Всесезонные смазывающие материалы могут изменять свой показатель вязкости. Когда скорость сдвига повышается, средство становится более вязким, а когда понижается – более жидким.

Наиболее интенсивным образом эти свойства проявляют себя в условиях низких температурных режимов, но также могут сохраняться и под воздействием тепла, что положительно сказывается на функциональных характеристиках моторов. Спуск облегчается, когда уровень вязкости смазывающих материалов при холодном запуске мотора небольшой, а если мотор предварительно разогрет, потеря энергии в результате трения существенно снижается.

Если учитывать все вышеперечисленные аргументы, можно сделать вывод, что обе разновидности моторных масел проявляют себя великолепно в зимнюю погоду и могут эксплуатироваться без заметной разницы. Низкотемпературные свойства этих масел раскрываются под воздействием холода. Возможность застывания чаще всего реализуется по причине наличия в охлажденной смазке веществ, содержащих парафин.

Моя жизнь не только связана с авто, а именно ремонтом и обслуживанием. Но и так же я имею хобби как все мужчины. Мое хобби – рыбалка.

Я завел личный блог в котором делюсь своим опытом. Много чего пробую, различные методы и способы для увеличения улова. Если интересно, можете прочитать. Ничего лишнего, только мой личный опыт.

Читать блог…

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Ели вы сами занимаетесь техническим обслуживанием своего транспортного средства, то вам приходилось сталкиваться с проблемой выбора правильной моторной смазки. Огромный ассортимент и множество известных брендов способно ввести в замешательство даже самого опытного автовладельца. Любители экспериментов испытывают на своем транспортном средстве различные технические жидкости и зачастую пренебрегают допусками автопроизводителей. Сегодня мы попробуем разобраться, можно ли заливать масло 5W40 вместо 5W30?

Чем различаются смазки 5W-40 и 5W-30?

В показателе летних возможностей видно существенную разницу – для 5W-40 порог допустимости составляет 40 градусов Цельсия, для 5W-30 – 30. Это значит, что первая смазка оказывается более тягучей, чем ее аналог, поэтому в некоторых двигателях (например, тех, у которых зазоры между элементами слишком малы) она не будет равномерно заполнять всю систему, что со временем приведет к масляному голоданию.

Второе различие жидкостей заключается в их производителях и допусках. Если в обычной теории смазки между собой имеют только разный температурный предел, то на практике оказывается, что отличий в них больше, чем, кажется на первый взгляд.

Если взять две канистры 5W-30 и 5W-40 одного производителя, то вы убедитесь, что они имеют совершенно разные допуски и спецификации. А представьте тогда, какими особенностями обладают вещества, произведенные под разными брендами?

Читайте также:  Возможные неисправности двигателей ЗМЗ–409051.10 и ЗМЗ–409052.10 («ZMZ PRO») и методы их устранения.

Особенности масел

По SAE маркировка означает:

  1. 5w — зимнее, от слова winter — зима. Температура проворачивания составляет -300С, а прокачки — 350С;
  2. 30 — показатель вязкости, приближен к 12,6 мм2/с, отвечает за образование защитной пленки на элементах мотора при максимальной температуре +200С;
  3. 40 — показатель вязкости, приближен к 16,3 мм2/с, отвечает за образование защитной пленки на элементах двигателя при температуре +350С.

Различий между низкотемпературной вязкостью у данных смесей нет, их подвижность снижается при одинаковой температуре. Жидкости отличаются текучестью. 5w — 30 более жидкая, обеспечивает пуск мотора без прогрева и прокачивание жидкости по системе смазки при минусовых температурах.

Можно ли заменить требуемый 5W-30 на 5W-40?

Моторные масла 5w-30 и 5w-40

Выбирая для своего средства передвижения качественное масло, первым делом обращайте внимание на требования автопроизводителя. До того, как машина покинет завод и будет передана в руки нового владельца, компании-производители всегда изучают предрасположенность силовой установки к различным видам моторных смазок. Проводя многочисленные опыты и изменяя нагрузку на двс, инженеры исключают неподходящие смазочные составы и создают перечень допустимых параметров автомасла. Если залить под капот первый попавшийся горюче-смазочный материал, лучше сразу закрыть машину на ключ и пойти пешком: свойства некоторых смазок могут оказать губительное воздействие на состояние системы и оставить автовладельца без колес.

После того, как требования производителя изучены, можно возвращаться к основному вопросу. Заменять масло 5W-30 на 5W-40 можно и даже нужно в том случае, если автомобиль проехал более ста тысяч километров. Продолжительная эксплуатация вызывает увеличение зазоров между механизмами, с которыми 5W-30 уже справляться не сможет: жидкая смазка будет вытекать через отверстия и оголять элементы конструкции. Более густая смазка, как, например, 5W-40, сможет заполнить все пространства и образовать надежный слой на деталях. Это уменьшит вибрацию двигателя и убережет его от износа.

Обратите внимание! Если в руководстве по эксплуатации 5W-40 является запрещенной вязкостью, то использовать ее в автомобиле опасно: могут возникнуть серьезные поломки.

До первой сотни тысяч километров пробега заменять 5W-30 не нужно: из-за увеличенной тягучести возникнет повышенный расход масла и топлива, поэтому поездки перестанут быть экономичными. За чрезмерную густоту детали, кстати, вам тоже спасибо не скажут, ведь им придется работать с увеличенной нагрузкой, что повысит их предрасположенность к быстрому износу.

Технические характеристики и различия между маслами

Моторное масло 5w30 и 5w40 является всесезонной смазочной жидкостью, способной надежно защитить детали и узлы двигателя от износа. Все моторные жидкости имеют определенную маркировку согласно европейской классификации SAE и различаются своими техническими характеристиками.

5w30 обладает оптимальной вязкостью, позволяющей эксплуатацию двигателя в температурном диапазоне от -30 до +30. В условиях низких температур одно из важнейших требований к смазкам является показатель вязкости: он не должен быть слишком высоким. Это необходимо для холодного запуска двигателя. Слишком густой смазочный материал затрудняет работу масляного насоса.

А в условиях высоких температур главная задача автомасла — способность удерживать масляную пленку, предохраняющую поверхности деталей от трения. Правильно подобранное автомасло гарантирует бесперебойную работу ДВС в жаркую погоду, и предотвращает остановку мотора.

5w40 является аналогичным продуктом по показателю вязкости при низких температурах. Высокотемпературный коэффициент равен 40, это означает, что масло пригодно для эксплуатации в более жарких условиях (до +40).

Характеристики автомасел в большей степени зависят от используемой основы, она может быть минеральной, полусинтетической или синтетической. Помимо этого, на свойства смазки влияет набор присадок и различных загустителей.

Всесезонные продукты получили широкую популярность именно за качественный состав присадочных компонентов, которые обеспечивают надежную защиту двигателя и бесперебойную его работу. От свойств загустителя зависит класс моторной жидкости.

Необходимо принять во внимание и такой момент: вязкостные свойства универсальных автомасел имеют тенденцию к изменениям под действием скорости сдвига. Другими словами: чем выше скорость, тем ниже вязкость. 5w40 при определенной скорости сдвига демонстрирует больший показатель минимальной вязкости в отличие от 5w30.

Читайте также:  Hyundai Solaris 1.6 4дв. седан, 123 л.с, 6АКПП, 2020 г.в. – двигатель не заводится после замены ремня или цепи ГРМ

Таким образом, 5w30 и 5w40 являются универсальными смазками, работающими в достаточно широком температурном диапазоне. Оба автомасла всесезонные, отлично зарекомендовавшие себя в большинстве регионов России.

Из приведенных рабочих характеристик масла видно в чем основная разница между продуктом с маркировкой 5w30 и смазкой 5w40. Они отличаются высокотемпературным показателем, и соответственно, последнее оптимально для регионов с жарким летом. 5w40 более вязкое, его использование рекомендовано для регионов с умеренным и жарким климатом. Более вязкая смазка обладает меньшей текучестью.

В сравнительном анализе важно учитывать и состояние силового агрегата. Недостаточно вязкая жидкость может спровоцировать утечку через сальники и уплотнители. В этом случае масляная пленка очень тонкая, что приводит к риску повышения коэффициента трения, а значит и повышенному износу деталей. Высокая вязкость ухудшает прокачиваемость, и смазочная жидкость не способна поступать в должном количестве к узлам и деталям. Это способствует нарушению отведения тепла и перегреву силового агрегата.

Лучшим руководством при выборе подходящих продуктов являются допуски моторных масел. Производитель ДВС тестирует агрегат и подбирает наиболее оптимальные варианты для защиты двигателя. Какое моторное масло является лучшим для вашего автомобиля, целиком зависит от допусков, рекомендованных производителем и средних температур региона эксплуатации.

Почему смешивать 5W-40 и 5W-30 иногда опасно?

Смешение разных масел

Ответ на этот вопрос кроется в текучести смазки. В современных двигательных системах моторное масло выступает не только в роли защиты от преждевременного износа механизмов, но и в роли охлаждающего вещества. Циркулируя по каналам, оно отводит тепло от основных узлов и препятствует опасному перегреву мотора. Для того чтобы сохранять требуемый уровень давления для поддержания циркуляции, в двс предусмотрен определенный параметр текучести жидкости. Если густота масла превысит допустимый предел, то скорость ее перемещения в системе заметно уменьшится, что в будущем станет причиной серьезной поломки.

Исключение составляют экстренные случаи, когда заливка масла необходима, а под рукой нет подходящего состава. Когда выбирать не приходится, можно даже синтетику минералкой разбавлять, лишь бы это помогло добраться до ближайшего автосервиса. Однако, долго ездить с таким компотом в двигателе нельзя, а то капитальный ремонт не заставит себя ждать.

И напоследок

В сети Интернет много автовладельцев, объясняющих, что будет, если залить 5W40 вместо 5w30. «Каждый раз лью под капот разные масла, а автомобиль продолжает ездить без нареканий!» Да, есть моторы, которые не привередливы к составу смазки — они, как правило, подмены даже не заметят. Однако, большинство систем резко реагируют на смену моторного масла. Поначалу водитель не заметит изменений в поведении автомобиля. Затем станут появляться маслянистые подтеки и пятна под автомобилем, затем запуск мотора станет на доли секунды дольше, а потом и вовсе повысится расход топлива. Эти симптомы будут указывать на неправильно подобранный смазочный состав, который целесообразнее всего поменять. Решили закрыть на это глаза? Значит, серьезной поломки избежать не получится.

Для того чтобы ваше средство передвижения исправно функционировало, не проводите над ним экспериментов из разряда «можно ли заливать масло 5W40 вместо 5W30». Всегда следуйте указаниям автопроизводителя и не слушайте советов опытных водил.

Какое масло лучше: 5w30 или 5w40 летом

С учетом того, что масло 5W40 является более вязким, оно создает на поверхности деталей прочную и стабильную масляную пленку сравнительно с конкурентом. Как может показаться на первый взгляд, такой продукт ничем не отличается во время зимней эксплуатации и лучше защищает двигатель летом.

Отметим, что такое утверждение справедливо только частично. Прежде всего, нужно учитывать конструктивные особенности того или иного ДВС, а также отдельные рекомендации производителей мотора. Дело в том, что даже незначительное повышение вязкости масла в некоторых агрегатах может привести к тому, что прокачиваемость станет хуже, то есть смазка не будет поступать к парам трения в должном количестве.

Также при выборе летнего показателя вязкости следует учитывать и то, что слишком «жидкая» смазка (например, 5w30) может привести к утечкам смазочного материала через сальники, прокладки и другие уплотнения. Масляная пленка на деталях при использовании маловязких масел может оказаться тонкой, в результате чего значительно увеличивается износ узлов, растет температура ДВС.Другими словами, перед тем, как остановить свой выбор на 5W40 или 5W30, необходимо:

  • Отдельно убедиться, что оба типа масла находятся в списке рекомендуемых производителем для конкретного мотора.
  • Также не лишним будет учесть и особенности эксплуатации двигателя.

Например, коэффициент вязкости 30 означает, что заявленная характеристика моторного масла будет сохраняться при рабочих температурах только до 150 градусов.

Если же авто находится в регионе, где в летний период значительно повышается температура наружного воздуха, при этом водитель постоянно «крутит» двигатель до высоких оборотов, практикует агрессивный стиль езды и сильно нагружает силовой агрегат, тогда температура масла будет максимально высокой. В этом случае стоит задуматься об увеличении «летнего» индекса вязкости.

  • Популярные статьи
  • ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
  • Какое масло залить 5W30 или 5W40 чтобы движок работал как часы?
Дата:7/2/2017 в 10:17 Рубрика:ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Приветствую Вас, уважаемые читатели и подписчики! Если у Вас есть личный автомобиль, значит, периодически возникала необходимость смены масла в моторе. Допустим, Вы приходите в магазин и хотите приобрести такое масло, которые бы выдерживало и отрицательную температуру, и летний зной. И вот тут перед Вами может возникнуть дилемма: какую смазку приобрести для мотора — 5w30 или 5w40? Чтобы ответить на этот вопрос, придется досконально разобраться в отличиях этой продукции и ее характеристиках. Кстати вот очень полезные статьи по выбору масла для авто Ford FocusVolk­swa­gen Polo.

  Как расшифровать масляный индекс

Подобрать правильное масло для своей машины — означает, проявить настоящую заботу о двигателе и, тем самым, обеспечить его длительную работу без необходимости досрочного капитального ремонта. Это послужит определенной гарантией того, что он не преподнесет неожиданных сюрпризов в непредвиденный момент. Но разновидностей смазки в продаже существует огромное количество: они различаются не только производителем или цветом канистры, но и по вязкости. Эти и другие критерии можно найти на емкости. Но важно правильно уметь их читать, поскольку за этим скрываются конкретные характеристики. Итак, именно в параметрах каждой моторной смазки и кроются основные отличия между ними, а, значит, и сфера применения. Обозначение каждой из них содержит буквенную и цифровую часть. Именно они отображают степень вязкости как на низких, так и на высоких температурах, а это и есть важнейшие характеристики моторной смазки. Если автомобиль будет эксплуатироваться в сильные морозы, она не должна быть слишком вязкой, иначе это затруднит запуск двигателя. В летние месяцы она, наоборот, должна обеспечивать масельную пленку между отдельными деталями.

Именно буква W обозначает win­ter, что в переводе с английского означает «зима». Первое число перед буквой является критерием зимнего применения масла, а второе — соответственно, летнего. Присутствие обоих чисел будет свидетельствовать о том, что смазка является всесезонной. Эти данные утверждены стандартом SAE (эта аббревиатура расшифровывается, как Ассоциация автомобильных инженеров). Согласно этого стандарта вязкостные и температурные свойства и являются определяющими при установлении качества масла.

  Основные сходства и различия

Таким образом, мы определили, в чем отличие между двумя этими сортами смазки. Подытожим это еще раз:

  • в зимний период года можно использовать и один, и другой сорт масла при температурах до минус 25 °С, то есть, их свойства будут идентичными;
  • в летнюю жару масло 5w40 обладает лучшей степенью вязкости по сравнению с 5w30, а это напрямую скажется на запуске и бесперебойной работе силового агрегата.

  Как учитывать предпочтения и рекомендации при выборе

Конечно, продукция с индексом 5w40 является более универсальным вариантом, но не для всех случаев. Так, смазку с индексом 30 чаще рекомендуют для новых автомобилей, а 40 или 50 — для транспортных средств с пробегом. Средняя вязкость в нагретом двигателе будет примерно в 1,5 раза больше у масла 5w40. Оно же предназначено для эксплуатации в двигателях с высокими показателями тепловой напряженности. Кроме того, оно отлично сохраняет пленку и свойства вязкости. Это позволяет минимизировать трение между металлическими деталями.

  Чем опасно?

Чем может грозить использование неподходящего и не рекомендованного сорта масла? Если его вязкость больше необходимого значения, значит, толщина пленка между трущимися узлами при определенных режимах работы мотора будет недостаточной. Понятно, что их ускоренный износ — это лишь вопрос времени. Излишне текучее масло такой угрозы не несет, поскольку с легкостью заполняет все имеющиеся зазоры. Но встречаются и ситуации, когда автопроизводитель допускает применение и того, и другого типа с определенными оговорками, в зависимости от условий эксплуатации.

Очень надеюсь, что сегодняшний обзор приоткрыл завесу тайны в вопросе, какое предпочесть моторное масло. Поэтому буду рад встретиться с Вами и в дальнейших материалах. Пока!

 С уважением, автор блога Андрей Кульпанов

Место для контестной рекламы Просмотры:18093 9Нравится

О том, что работу любых трущихся деталей в двигателе автомобиля сложно представить без качественной смазки, знает каждый водитель. Если лет 15-20 назад выбора смазки для мотора практически не было, то сегодня европейские производители и их отечественные филиалы так насытили рынок горюче-смазочных материалов, что разобраться в таком разносоле может даже не каждый специалист. Раньше и технологии производства были другими, да и требования к маслу выросли, поскольку мощности моторов и их режимы работы уже не те. Как ни странно, сегодня даже технология производства смазки играет меньшую роль, чем её характеристики и свойства. Одна цифра в маркировке материала может менять очень многое, а на примере того, какое масло лучше зимой, 5w30 или 5w40, постараемся понять основные моменты, по которым мы выбираем смазку для двигателя.

Особенности маркировки современных масел, расшифровка

image

Зимнее моторное масло легко распознать по букве W в индексе и цифре от 0 до 25

Каждый автомобильный двигатель требует индивидуального подхода при выборе смазки. Это связано с разными нагрузками на детали, к примеру, в турбированных и атмосферных моторах, в бензиновых и дизельных. Каждый двигатель имеет разную мощность, разные максимальные обороты, разный температурный режим. Можно только представить себе, какой бы хаос начался, если масла были не стандартизированы по классификации. Именно для упорядочения характеристик и свойств масел и облегчения их подбора существует несколько стандартизированных классификаций смазочных материалов:

  • самый ходовой у нас — стандарт SАЕ, утвержденный Международным Обществом автомобильных инженеров;
  • часто можно встретить классификацию по АРI, Американского института нефтяных продуктов;
  • в Европе можно увидеть масла, классифицирующиеся по стандарту АСЕА, ассоциации автопроизводителей Европы;
  • есть классификация и по стандарту Международного Комитета по стандартизации масел.

Часто на упаковках встречаются сразу несколько маркировок, чтобы облегчить выбор, но без знания базовых понятий осознанно выбрать между нашими маслами 5w30 и 5w40, особенно зимой, будет очень затруднительно.

У нас чаще всего используют классификацию SAE и именно ей мы и уделим максимум внимания. Вязкость масла — это основной сезонный параметр, тем не менее вязкость вязкости рознь. Самая популярная классификация делит все масла на три группы в зависимости не только от вязкости, но и от температуры, при которой эту вязкость измеряют:

  • масла зимние, в их индексации обязательно будет литера W и одна цифра от 0 до 25;
  • летние масла маркируются только цифрой от 20 до 60;
  • самые распространённые масла в странах с неустойчивым климатом — всесезонные, они-то и обозначаются двумя цифрами, между которыми ставится литера W, к примеру, 5w30, 0w40.

Расшифровка предельно проста — первая цифра определяет зимнюю вязкость, вторая — летнюю и, несмотря на литеру w между цифрами, это масла всесезонные, а не зимние. Пожалуй, не стоит перегружаться лишними физико-химическими терминами и сложнейшими методиками, нам, как автомобилистам, достаточно запомнить несколько важных вещей на примере ходовых масел 5w30 и 5w40.

Видеоинформация о моторных маслах и их маркировке

Чем масло 5w30 отличается от 5w40, разница и общие параметры

Важно понимать, что сегодня меньшее значение имеет тип смазки — синтетика, минералка, полусинтетика. Имея маркировку 5w30 или 5w40, масло будет отвечать важнейшим требованиям, одно из которых — температурная вязкость. Она влияет если не на все показатели двигателя, то на большинство — качество масляной плёнки, которая обеспечивает эффективную смазку между трущимися поверхностями, ресурс двигателя, фрикционные мощностные потери.

Вязкость оказывает влияние и на температуру работы двигателя, токсичность выхлопа, расход масла на угар. Вязкость же зависит не только от базового сырья, но и от вязкостных присадок, загустителей. Именно они формируют синтетические цепочки в структуре масла, а эти цепочки в определённых температурных диапазонах создают смазывающую плёнку разной толщины, масло становится то гуще, то более жидким в зависимости от температуры работы.

Говоря образно, чем больший диапазон зимних и летних температур у масла, тем длиннее синтетическая цепочка. То есть, в масле 5w30 она короче, в масле 5w40 — длиннее. А чем длиннее эта цепочка, тем масло изнашивается быстрее. Следовательно, 5w30 имеет меньшую вязкость и меньшую длину синтетической цепочки, 5w40 — наоборот. Теоретически, сороковка быстрее износится, чем тридцатка при одинаковой вязкости зимой, одинаковых производителях .

Ещё одно важное свойство масел — смывать с деталей продукты горения и механические примеси, которые неизбежно возникают даже в здоровом двигателе. Очистка компонентов двигателя — работа моющих присадок, причём эта присадка не должна влиять на вязкость. Моющая присадка обязана бороться с двумя типами отложений — высокотемпературными и низкотемпературными. Самые нежелательные первые, поскольку они образуются на юбке поршня фракции, мешающие нормальной работе цилиндро-поршневой группы. В результате кольца теряют подвижность и закисают в поршне, а это приводит к полной потере компрессии. Естественно, в этом случае сумасшедший расход масла и резкое падение мощности обеспечено. Низкотемпературные фракции, как правило, откладываются в поддоне, под клапанными крышками, на стенках и в маслопроводах блока цилиндров, а это уже полное безобразие — доступ масла к деталям перекрыт, масляное голодание может привести к заклиниванию мотора.

image

Моторное масло помогает смывать с деталей продукты горения и механические примеси, которые неизбежно возникают даже в здоровом двигателе

Конечно, это далеко не полный список присадок, которые разные производители вводят в состав своих масел. К примеру, масла Шелл Хеликс Ультра 5w30 декларируют очень эффективный холодный пуск и быструю подачу масла в систему. Прекрасно, но мы-то знаем, что холодный пуск, хорошее холодное давление и низкая вязкость — это показатель, который стоит в самом начале маркировки, 5W, поэтому подобные чудеса может предложить и Кастрол 5w30, и Мобил 5w40. Другой вопрос — это цена за бренд, которую клиент готов платить. Или не готов. Однако, бренды — это личные предпочтения каждого, а ресурсные испытания масел разных торговых марок регулярно публикуются в популярной автомобильной литературе.

Особенности использования масел 5w30 и 5w40 зимой

Первый и единственный советчик при выборе моторных масел — производитель автомобиля и вот почему. В каждом конкретном моторе существуют свои допуски по зазорам в жизненно важных участках — между гильзой и юбкой поршня, между коренной шейкой коленвала и вкладышем, между распредвалами и их постелями в головке блока. Причём эти допуски, зазоры, в современном двигателе измеряются долями микрона. Как раз эти значения и определяет производитель мотора. Каждый из этих зазоров обязан быть заполнен смазкой, иначе ускоренный износ и перегрев двигателя просто неизбежен. Теперь вернемся к толщине смазывающей плёнки, тем самым синтетическим цепочкам. Эта плёнка при любых температурах должна эффективно смазывать любое сопряжение и полностью исключать сухое трение.

Производитель в обязательном порядке проводит жёсткие тесты двигателя с использованием самых разных масел и отбирает наиболее эффективные, причём зачастую рекомендует даже бренд, а не только марку масла. Если использовать смазку, которая не соответствует рекомендации завода, последствия могут быть самыми разными. К примеру, если использовать масло с более высокой температурной вязкостью, в особо нагруженных местах толщина масляной плёнки может не соответствовать номиналу, что приведёт к возникновению сухого трения, пускай даже кратковременного. А это сильно повлияет на износ деталей двигателя далеко не в лучшую сторону.

При низких температурах, зимой, особой разницы между характеристиками масел 5w30 и 5w40 может и не оказаться, если мы не имеем дело с высокофорсированным двигателем. Для наших марок масел с первым индексом 5W максимальная вязкость при -30°C составит 6600 мПа*с на проворачиваемость. Но как только двигатель прогреется до 100°C, вязкость будет разной — для тридцатки она составит от 9,3 до 12,5 мм2/с. В этих же условиях масло 5w40 покажет высокотемпературную вязкость от 12,6 до 16,3 мм2/с. Соответственно, изменится и толщина смазывающей плёнки, что не может не учитывать производитель.

Тем не менее для некоторых двигателей производитель допускает сезонное использование обеих марок масел — летом сороковку, зимой тридцатку и на это есть свои причины. Нормальная температура двигателя при работе колеблется в пределах 85-87 градусов, что и отображается на указателе температуры. Однако он показывает не температуру масла, а температуру антифриза, эти показатели могут существенно отличаться. При определённых условиях температура масла может достигать и 150°C, поэтому менее текучее, более вязкое масло здесь будет работать лучше, в этом случае 5w40 предпочтительнее, поскольку менее густое при пограничных температурах 5w30 не сможет смазывать детали эффективно.

Мешаем, доливаем и меняем масла 5w30 и 5w40

Часто, когда речь не идёт о полной замене масла на другую марку, встаёт вопрос о том, можно ли смешивать масла 5w30 и 5w40, долить одно в другое, залить одно вместо другого без промывки и на эту тему существует масса спекуляций. К примеру, если у двигателя с клапанной системой VTEC на Хонде, Тойоте, Мицубиси и их клонах предусмотрена смазка с низкой текучестью, это значит, что для конкретного мотора важно давление масла в определённом сопряжении, а это уже не вязкость, а немного другая история. Предписанные фирмой-изготовителем мотора смазки должны обладать высокой степенью текучести, при этом обеспечивать эффективную смазку даже при высоких температурах и на высоких оборотах. Поэтому при крайней необходимости и на пробег до 2 тысяч км эти масла можно свободно заменять.

image

Если смешать Шелл с Кастролом одного класса, ничего страшного случиться — любые масла одного производителя и одной линейки можно смешивать

Распространены также сказки о том, что если залит Кастрол 5w30, то никакой Мобил 5w30 доливать нельзя. Во-первых, современные производители достигли такого уровня качества смазочных материалов, что вопрос бренда — это вопрос личных пристрастий, в крайнем случае — вопрос рекомендации автозавода. Во-вторых, каждый старается просто долить свою фирменную присадку, которая стала бы магическим эликсиром для подуставшего мотора и рецептом вечной молодости для мотора без пробега. Если смешать Шелл с Кастролом одного класса, ничего страшного случиться просто не может, погибнуть может только уже до того убитый двигатель. В-третьих, любые масла одного производителя и одной линейки можно смешивать безо всяких опасений.

Если же говорить о смешивании масел 5w30 и 5w40 в зимний период, при низкой температуре, то ни о каких сложностях речи быть не может. Фактически это одно масло, поскольку зимняя вязкость абсолютно идентична, поэтому смешивать и доливать наши масла, особенно одного производителя, зимой можно запросто. Если же говорить о всесезонном использовании масел 5w30 и 5w40, то бывают ситуации, когда замена менее вязкого более вязким может быть даже необходима. Это связано с пробегом автомобиля, точнее, с уровнем износа деталей двигателя. Дело в том, что те самые зазоры между основными деталями в процессе эксплуатации увеличиваются, а менее густое масло просто неспособно заполнить промежутки между ними. Именно поэтому после солидного пробега и без капитального ремонта применение маловязкого масла вполне оправдано.

Что касается выбора масла по основе, то выбирать синтетические, полусинтетические или минеральные масла приходится, руководствуясь многими обстоятельствами. Цена минералки — самая низкая, синтетика — самая дорогая, но это далеко не главный критерий. К примеру, двигатель эксплуатировался на минералке длительное время. Это значит, что в системе смазки неминуемо будут характерные для такого масла отложения. Сменив минералку на более современную и агрессивную синтетику, мы рискуем так почистить каналы системы смазки, что смытые отложения полностью забьют маслопроводы. А это — верный путь к застучавшему агрегату и капитальному ремонту.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий