Содержание
- Что такое вязкость моторных масел
- Зависимость вязкости моторного масла от температуры
- Кинематическая и динамическая вязкость
- Как определить вязкость масла при определенной температуре по индексу вязкости
- Как выбрать класс вязкости по SAE
- Другая классификация моторных масел
- Система обозначения гидравлических масел
- Ассортимент гидравлических масел
- Немного теории
- Масла для разных сезонов
- Выбор автомасла
Довольно часто, особенно среди начинающих автовладельцев, вязкость моторного масла становится определяющим параметром при выборе данного расходного материала. Решение, как правило, принимается на основе мнения товарищей: «Я лью 10W-40 (5W-40)», и т.п.
На самом деле, чтобы правильно выбрать, какое масло заливать, важно знать не только необходимый класс вязкости, но и другие его характеристики, которых не так много, но все их желательно знать, если к выбору вы решили подойти самостоятельно.
Что такое вязкость моторных масел
Основная задача моторного масла – смазывание сопряженных деталей, обеспечение максимальной герметичности цилиндров двигателя и удаление продуктов износа.
Очевидно, что невозможно создать смазку, способную сохранять весь заданный набор эксплуатационных свойств в неопределенно широком диапазоне температур, который у двигателя автомобиля очень широк. В мороз оно будет становиться более густым, при высоких же температурах наоборот, текучесть его резко увеличивается.
Читайте также: Как уменьшить расход топлива на любом авто в 2 раза: хитрости и рекомендации
Не следует считать, что температура прогретого мотора стабильна. Датчик температуры, показания с которого выведены на приборную панель, отображает лишь температуру охлаждающей жидкости, которая, в самом деле, остается практически неизменной (около 90 градусов), благодаря правильной работе системы охлаждения двигателя. Температура смазки при этом значительно меняется в зависимости от места, скорости и интенсивности циркуляции и может достигать 140 – 150 градусов.
Учитывая это, автопроизводители вычисляют оптимальные характеристики моторных масел, которые должны обеспечить максимально возможный КПД силового агрегата при его минимальном износе, в нормальных для данного двигателя условиях эксплуатации.
Наиболее значимым параметром принято считать класс вязкости моторного масла, иными словами его способность оставаться на поверхности деталей и сохранять при этом текучесть.
Зависимость вязкости моторного масла от температуры
С ростом температуры вязкость моторного масла падает, т.е. масло становится более жидким. Вязкость масла может уменьшаться в интервале температур от 0 °С до +100 °С в сотни и тысячи раз. На практике этот эффект используется при замене масла – масло всегда меняют после прогрева двигателя, т.е. когда масло разжижается, иначе слить его максимально полно с двигателя нельзя.
«Обычное минеральное» моторное масло при 0 °С гуще воды более чем в сотни и тысячи раз, а при +100 °С всего лишь в десятки. Кинематическая вязкость моторного масла показывает именно «степень густоты» моторного масла. Она измеряется в сСт (сантиСтоксы или мм /с, 1 сСт = 1 мм /с).
Скорость падения кинематической вязкости с ростом температуры характеризуется ИНДЕКСОМ ВЯЗКОСТИ масла. Проще говоря, индекс вязкости показывает «степень разжижения» масла. Это безразмерная величина, т.е. не измеряется в каких-либо единицах (метрах, километрах, килограммах и т.д.) – это просто цифра!
Чем ниже индекс вязкости моторного масла, тем сильнее масло разжижается, т.е. толщина масляной пленки становится очень маленькой (а за этим следует повышенный износ). Чем выше индекс вязкости моторного масла, тем меньше масло разжижается, т.е. обеспечивается необходимая для защиты трущихся поверхностей толщина масляной пленки.
На практике, в случае реальных моторных масел, низкий индекс вязкости означает плохой запуск двигателя при низких температурах или плохая его защита от износа при высоких температурах.
Пример: отечественное масло M10ДМ (или М10Г2к) – минеральное масло (индекс вязкости ИВ ~100…110), запуск двигателя (при исправном состоянии) при -15 °С затруднен; Shell Rimula D 10W-30 (ИВ~130) – запуск двигателя при его исправном состоянии гарантирован при -25 °С – почувствуйте разницу!
Вывод: чем выше индекс вязкости моторного масла, тем в более широком температурном диапазоне (окружающей среды) масло обеспечивает работоспособность двигателя – обеспечивается более легкий пуск двигателя при низких температурах и достаточная толщина масляной пленки (и, соответственно, защита двигателя от износа) при высоких температурах.
Теоретически, все производители моторных масел хотели бы получить продукт с максимально высоким индексом вязкости (> 300), но к сожалению, это невозможно по причине ряда физических законов. Высококачественные минеральные моторные масла обычно имеют индекс вязкости (ИВ) 120-140, полусинтетические 130-150, синтетические 140-170. На канистрах, этикетках, этот параметр, как правило, не указывается, из-за «излишней сложности восприятия» для потребителя. Вы всегда можете потребовать от представителя производителя масла. Она не является секретной или конфиденциальной!
- Вязкость – (внутреннее трение) – свойство жидких и газообразных тел оказывать сопротивление их течению – перемещению одного слоя тела относительно другого – под действием внутренних сил. Может быть выражена в единицах вязкости кинематической, динамической, условной и удельной. Физическая модель вязкости жидкого или газообразного тела – это сила, которую необходимо приложить для равномерного перемещения одной пластины относительно покоящейся, при условии, что их разделяет жидкость или газ, отнесенная к площади пластины. В этом случае приложенная сила оказывается равной абсолютной (динамической) вязкости.
- Кинематическая вязкость – основной эксплуатационный параметр для всех видов моторных и трансмиссионных масел (а также и масел индустриальной номенклатуры). По определению — отношение динамической вязкости ( h ) к плотности ( d ) жидкости или газа при той же температуре: n = h / d
В системе СИ за единицу кинематической вязкости принят квадратный метр за секунду (м2/с), равный кинематической вязкости, при которой динамическая вязкость среды с плотностью 1 кг/м3 равна 1 Па Ч с. В системе СГС принят стокс.
Соотношение:
- 1 стокс = 1 ст = 1 Ст = 1 см2/с = 0,0001 м2/с
- 1 сантистокс = 1сст = 1 сСт = 0,000001 м2/с
Влияние на работу двигателя: от вязкости масла зависят следующие факторы
- Толщина образуемой масляной пленки в парах трения (надежность разделения трущихся поверхностей при высоких температурах, стойкость к разрушению до добавления противоизносных присадок)
- Легкость пуска двигателя в холодную погоду
- Мощность двигателя (потери на трение, компрессия в ЦПГ)
- Коэффициент полезного действия двигателя
- Количество осадков образующихся в картерном масле
- Расход топлива
- Расход масла
Кинематическая и динамическая вязкость
Следует различать такие понятия, как кинематическая и динамическая вязкость. Кинематическая характеризует текучесть моторного масла в условиях нормальных и высоких температурах. По общепринятому стандарту ее измеряют при 40 и 100 градусах по Цельсию.
Измеряется кинематическая вязкость в сантистоксах (cST или сСт), либо в капилляр-визкозиметрах – в этом случае кинематическая вязкость отражает время вытекания определенного количества масла из сосуда с калиброванным отверстием на дне (капиллярный вискозиметр) под действием силы тяжести.
Читайте также:
В зависимости от плотности смазочного материала кинематическая и динамическая вязкость численно отличаются друг от друга. Если речь идет о парафиновых маслах, то кинематическая больше на 16 — 22%, а у нафтеновых масел эта разница куда как меньше – от 9 до 15% в пользу кинематической.
Динамическая или абсолютная вязкость µ – это сила, которая действует на единичную площадь плоской поверхности, перемещающейся с единичной скоростью относительно другой плоской поверхности, находящейся на единичном расстоянии от первой.
Как определить вязкость масла при определенной температуре по индексу вязкости
Это непостоянная величина, зависящая от температуры внутри двигателя, доходящей до +150°С. Определение кинематической, динамической кривой, устанавливается лабораторным способом. При этом для каждой формулы показатели различаются. Определение густоты смазки по ее индексу, в полевых условиях неприменимо – присутствует большое количество второстепенных факторов, влияющих на результат. Добавляет сложности наличие присадок и загустителей. Однако примерным ориентиром может стать численный показатель ИВ. Присутствует прямая зависимость, чем выше цифра, тем меньше плотность зависит от колебаний температур. Иными словами, автомасло с индексом 170 будет более стабильно сохранять густоту, чем аналог с отметкой в 90 единиц.
Как выбрать класс вязкости по SAE
Классификация SAE является международным стандартом, определяющим значение вязкости моторных масел. Не следует забывать, что класс SAE не расшифровывает качественные характеристики масла, данный индекс не говорит о возможности его применения для конкретной модели автомобиля.
Вязкость по стандарту SAE имеет цифровое или цифро-буквенное обозначение, из которого можно определить сезонность смазочного материала и температуру окружающей среды, при которой его можно использовать.
Например, класс SAE 0W – 20 говорит о том, что масло всесезонное:
- буква W (от английского winter) указывает на то, что его можно применять зимой;
- 0, идущий следом, указывает на минимально допустимую температуру запуска мотора до -40 градусов (от цифры перед W нужно отнять 40);
- цифра 20 определяет высокотемпературную вязкость масла, ее довольно трудно перевести на понятный рядовому автовладельцу язык.
Можно сказать лишь, что чем выше значение индекса, тем выше вязкость масла при высоких температурах. О том, насколько эти характеристики подходят для данного авто, может сказать только производитель.
Проще говоря, чтобы правильно выбрать класс SAE, нужно знать, до каких значений в среднем опускается температура зимой в местности, где эксплуатируется машина. Если она в среднем не падает ниже -25, то вполне подойдет масло, имеющее индекс SAE 10W – 40, наиболее часто встречающееся в магазинах. По той же самой причине, оно и самое используемое.
Для сезонных масел классификация SAE имеет более короткий вид:
- зимние – SAE 0W, SAE 5W и т.д.;
- летние обозначаются просто двузначным числом SAE 30, SAE 40, SAE 50.
Более подробную информацию о свойствах содержит таблица, которая приведена ниже. Представлена расшифровка параметров вязкости моторных масел по классификации SAE. Первая таблица содержит информацию о температурных диапазонах работы масла, в удобном, графическом формате, а вторая содержит данные о численных характеристиках вязкости.
Нередко начинающие автовладельцы по неопытности ошибаются, собираясь приобрести масло для коробки передач. Придя в магазин, они теряются, поскольку вязкость трансмиссионного масла имеет совершенно другое обозначение, не имеющее ничего общего с моторным, и выбирая его, необходимо руководствоваться совершенно иными знаниями.
Читайте также: Когда менять масло в коробке передач?
Другая классификация моторных масел
Помимо классификации по SAE существует классификация моторных масел по качеству. Данные характеристики определяет индекс API или ACEA. Индекс по классификации API имеет вид для бензиновых моторов SA, SB, …, SF (устаревшие классы моторных масел), и далее SG, SH, SJ, SL, SM – действующие классы. Индекс для дизелей вместо буквы S имеет в своем составе литеру C. На данный момент максимальным действующим классом является CI-4 plus. В магазинах канистры с индексом ниже SG и CF найти практически невозможно. Индексы в классификации ACEA записываются по-другому. Смазочные материалы для бензиновых моторов обозначаются A1, A2, и т.д. для дизелей – B1, B2, … Высшие индексы – A5 и B5.
Расшифровка качественных характеристик масел по спецификациям API и ACEA в рамках данной статьи приводиться не будет. Эта тема подробно освещается на специализированных ресурсах в интернете, где приводятся как сравнительные данные, так и многочисленные таблицы с измерениями.
Что еще стоит почитать
Сколько нужно прогревать дизельный двигатель
Список автомобилей B класса
Классы автомобилей
Автомобили д класса
Расшифровка обозначения шин
Смазка состоит из примерно 10% загустителя (мыла), а также присадок и базового масла. Базовое масло (масло-основа) обычно составляет 90% всего продукта. Главное назначение базового масла — смазывать, в этом смысле базовое масло в смазке ничем не отличается от других смазывающих масел. Поэтому те же самые критерии, которые используются для выбора смазывающего масла, важны и для подбора базового масла смазки. Они включают в себя химическую природу, вязкость, индекс вязкости, температуру застывания, смазочную способность, испаряемость (летучесть).Химическая природа масла существенна, так как она оказывает значительное влияние на необходимый объём загустителя (цена, прокачиваемость) и температурное поведение смазки. В большинстве смазок обычно используется комбинация очищенных нефтяных масел (парафиновых или нафтеновых), потому что они предлагают хорошую комбинацию характеристик производительности и цены.Минеральные базовые масла:Парафиновое: Хороший Индекс вязкости (около 90) и температурная стабильность до примерно 177°C. Мощность загущения смазки обычно меньше, чем у нафтенового масла.Нафтеновое: Хорошие низкотемпературные характеристики, обычно до – 40°C. Сопртивление окислению не так хорошо, как у парафиновых. (ИВ макс. 40) Очень хорошая мощность загущения смазки.Эфиры: Много разных природных и синтетических эфирных масел используется для условий, в которых важна безопасность окружающей среды (биоразлагаемые), или если возможен случайный контакт с пищевыми продуктами.Растительные: Масло из семян рапса — очень экономически эффективное натуральное эфирное базовое масло. Узкий температурный диапазон ограничивает возможности использования. Подсолнечное масло имеет более широкий температурный диапазон. Однако более высокая цена ограничивает экономические возможности использования.Синтетические: Существует много разных синтетических эфиров. Многие из них могут быть использованы как приемлемая с точки зрения окружающей среды альтернатива нефтяным базовым маслам. По своим свойствам синтетические эфиры превосходят нефтяные очищенные базовые масела. Но стоимость ограничивает экономическое использование этих эфиров.Синтетические базовые масла Существует большое число разных жидкостей, которые называются “Синтетическими”. Они обычно используются в очень специализированных условиях, потому что их особые свойства прямо влияют на свойства смазки.Обычные типы базовых масел и их температурные ограничения даны ниже:
Базовое масло | Номинальный рабочий диапазон температур | Цена |
Парафиновое | от – 12 до 140° C | + |
Нафтеновое | от – 35 до 120° C | ++ |
Рапсовое | от – 20 дo 80° C | ++ |
Подсолнечное | от – 18 до 110° C | +++ |
Синтетические эфиры | от – 30 до 177° C | ++++++++ |
Диэфир | от – 73 to 204° C | ++++++++ |
Полиолэфир | от – 46 to 204° C | ++++++++++ |
Синтетический углеводород (PAO) | от – 62 дo 177° C | +++++++++ |
Полиалкилен гликоль | от – 40 дo 177° C | +++++++++++ |
Силиконовое | от – 73 дo 232° C | +++++++++++++ |
Флюорокремниевая | от – 46 дo 232 ° C | ++++++++++++++ |
Перфлюоринированные полиэфиры | дo 315° C | +++++++++++++++ |
Вязкость: Вязкость базового масла — важный параметр. Она определяет толщину смазывающей плёнки (свойства переносить нагрузку) в узле трения. Более того, она оказывает большое влияние на температурное поведение смазки. Типичные значения, встречающиеся на практике:Вязкость базового масла. Типичные применения
Кинематическая вязкость при 40° C | Применение |
< 100 cSt | Очень низкие температуры, высокая скорость, низкая нагрузка |
100 cSt – 200 cSt | Средняя температура, скорость, нагрузка, “автомобильные” |
200 cSt – 500 cSt | Средняя скорость, нагрузка от средней до высокой, “промышленные” |
500 cSt – 1000 cSt | Низкая скорость, тяжелая нагрузка. “тяжелые промышленные” |
> 1000 cSt | Очень низкая скорость, очень тяжелая нагрузка |
Индекс вязкости: Изменение вязкости в зависимости от температуры указывает, насколько текучим будет базовое масло при высоких темпеаратурах. Масло с высоким индексом вязкости будет менее текучим при высоких температурах чем базовое масло с низким индексом вязкости.Температура застывания: Температура застывания оказывает прямое влияние на прокачиваемость и смазывающие свойства смазки в условиях низкой температуры.Смазывающая способность: Хорошая смазывающая способность уменьшает трение и износ.Испаряемость: Низкая испаряемость базовых масел означает уменьшение потерь масла и таким образом способствует удовлетворительному смазыванию при более высоких рабочих температурах.
Гидравлические масла (рабочие жидкости для гидравлических систем) разделяют на нефтяные, синтетические и водно-гликолевые. По назначению их делят в соответствии с областью применения:
- для летательных аппаратов, мобильной наземной, речной и морской техники;
- для гидротормозных и амортизаторных устройств различных машин;
- для гидроприводов, гидропередач и циркуляционных масляных систем различных агрегатов, машин и механизмов, составляющих оборудование промышленных предприятий.
В данной статье рассмотрены рабочие жидкости и гидравлические масла для гидросистем мобильной техники, обозначенные ГОСТ 17479.3–85 как гидравлические масла, а также некоторые наиболее распространенные гидротормозные и амортизаторные жидкости на нефтяной и синтетической основах.
В постоянном совершенствовании конструкций гидроприводов отмечаются следующие тенденции:
- повышение рабочих давлений и связанное с этим расширение верхних температурных пределов эксплуатации рабочих жидкостей;
- уменьшение общей массы привода или увеличение отношения передаваемой мощности к массе, что обусловливает более интенсивную эксплуатацию рабочей жидкости;
- уменьшение рабочих зазоров между деталями рабочего органа (выходной и приемной полостей гидросистемы), что ужесточает требования к чистоте рабочей жидкости (или ее фильтруемости при наличии фильтров в гидросистемах).
С целью удовлетворения требований, продиктованных указанными тенденциями развития гидроприводов, современные рабочие жидкости (гидравлические масла) для них должны обладать определенными характеристиками:
- иметь оптимальный уровень вязкости и хорошие вязкостно-температурные свойства в широком диапазоне температур, т.е. высокий индекс вязкости;
- отличаться высоким антиокислительным потенциалом, а также термической и химической стабильностью, обеспечивающими длительную бессменную работу жидкости в гидросистеме;
- защищать детали гидропривода от коррозии;
- гидравлические масла должны обладать хорошей фильтруемостью;
- иметь необходимые деаэрирующие, деэмульгирующие и антипенные свойства;
- предохранять детали гидросистемы от износа;
- быть совместимыми с материалами гидросистемы.
Большинство массовых сортов гидравлических масел вырабатывают на основе хорошо очищенных базовых масел, получаемых из рядовых нефтяных фракций с использованием современных технологических процессов экстракционной и гидрокаталитической очистки.
Физико-химические и эксплуатационные свойства современных гидравлических масел значительно улучшаются при введении в них функциональных присадок — антиокислительных, антикоррозионных, противоизносных, антипенных и др.
Система обозначения гидравлических масел
Классы вязкости гидравлических масел |
|
Класс вязкости |
Кинематическая вязкость при 40 °С, мм2/с |
5 |
4,14-5,06 |
7 |
6,12-7,48 |
10 |
9,00-11,00 |
15 |
13,50-16,50 |
22 |
19,80-24,20 |
32 |
28,80-35,20 |
46 |
41,40-50,60 |
68 |
61,20-74,80 |
100 |
90,00-110,00 |
150 |
135,00— 165,00 |
По вязкостным свойствам гидравлические масла условно делятся на следующие:
- маловязкие – классы вязкости с 5 по 15;
- средневязкие – классы вязкости 22 и 32;
- вязкие – классы вязкости с 46 по 150.
Обозначение товарных гидравлических масел |
|
Обозначение масла по ГОСТ 17479.3-85 |
Товарная марка |
МГ-5-Б |
МГЕ-4А, ЛЗ-МГ-2 |
МГ-7-Б |
МГ-7-Б, РМ |
МГ-10-Б |
МГ-10-Б, РМЦ |
МГ-15-Б |
АМГ-10 |
МГ-15-В |
МГЕ-10А, ВМГЗ |
МГ-22-А |
АУ |
МГ-22-Б |
АУП |
МГ-22-В |
“Р” |
МГ-32-А |
“ЭШ” |
МГ-32-В |
“А”, МГТ |
МГ-46-В |
МГЕ-46В |
МГ-68-В |
МГ-8А-(М8-А) |
МГ-100-Б |
ГЖД-14с |
Ассортимент гидравлических масел
Маловязкие гидравлические масла
Масло гидравлическое МГЕ-4А(ОСТ 38 01281-82) – глубокоочищенная легкая фракция, получаемая гидрокрекингом из смеси парафинистых нефтей, загущенная вязкостной присадкой. Содержит ингибиторы окисления и коррозии. Обладает исключительно хорошими низкотемпературными свойствамиМасло МГЕ-10А (ОСТ 38 01281-82) – глубокодеароматизированная низкозастывающая фракция, получаемая из продуктов гидрокрекинга смеси парафинистых нефтей. Содержит загущающую, антиокислительную, антикоррозионную и противоизносную присадки. Масло предназначено для работы в диапазоне температур от -(60-65) до +(70-75) °С.
Характеристики низкозастывающих маловязких гидравлических масел |
||||||
Показатели |
ЛЗ-МГ-2 |
МГЕ-4А |
РМ |
РМЦ |
МГ-7-Б |
МГ-10-Б |
Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре: | ||||||
50 °С |
>=4,0 |
>=3,6 |
3,8-4,2 |
>=8,3 |
>=3,4 |
>=8,3 |
-40 °С |
– |
– |
<=350</span> |
<=915</span> |
<=350</span> |
<=915</span> |
-50 °С |
<=210</span> |
<=300</span> |
– |
– |
– |
– |
Температура, °С: | ||||||
вспышки в закрытом (открытом) тигле, не ниже |
(92) |
(94) |
125 |
125 |
120 |
120 |
застывания, не выше |
-70 |
-70 |
-60 |
-60 |
-60 |
-60 |
помутнения, не выше |
– |
– |
-50 |
-50 |
-50 |
-50 |
Кислотное число, мг КОН/г, не более |
0,03 |
0,4-0,7 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
Содержание, %: водорастворимых кислот и щелочей |
Отсутствие |
– |
Отсутствие |
|||
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более |
840 |
– |
845 |
845 |
845 |
845 |
Стабильность против окисления, показатели после окисления: | ||||||
массовая доля осадка, %, не более |
0,04 |
Отсутствие |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
кислотное число (изменение кислотного числа), мг КОН/г, не более |
0,2 |
(0,15) |
0,09 |
0,09 |
0,09 |
0,09 |
Примечание. |
Масло АМГ-10(ГОСТ 6794-75) – для гидросистем авиационной и наземной техники, работающей в интервале температур окружающей среды от -60 до +55 °С. Вырабатывается на основе глубокодеароматизированной низкозастывающей фракции, получаемой из продуктов гидрокрекинга смеси парафинистых нефтей и состоящей из нафтеновых и изопарафиновых углеводородов. Содержит загущающую и антиокислительную присадки, а также специальный отличительный органический краситель.Масло ЛЗ-МГ-2 (ТУ 38.101328-81) получают вторичной перегонкой очищенной керосиновой фракции из нефтей нафтенового основания. Содержит загущающую и антиокислительную присадки. Благодаря отличным низкотемпературным характеристикам используется в гидросистемах, обеспечивает быстрый запуск техники и работу при температурах до -60…-65 °С.
Характеристики низкозастывающих гидравлических масел МГЕ-10А, ВМГЗ, АМГ-10 |
|||
Показатели |
МГЕ-10А |
ВМГЗ |
АМГ-10 |
Внешний вид |
Прозрачная жидкость светлокоричневого цвета |
– |
Прозрачная жидкость красного цвета |
Цвет, ед. ЦНТ, не более |
– |
1,0 |
– |
Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре: | |||
50 °С, не менее |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
-40 °С, не более |
– |
1500 |
– |
-50 °С, не более |
1500 |
– |
1250 |
Температура, °С: | |||
вспышки в открытом тигле, не ниже |
96 |
135 |
93 |
застывания, не выше |
-70 |
-60 |
-70 |
Кислотное число, мг КОН/г, не более |
0,4-0,7 |
– |
<=0,03</span> |
Стабильность против окисления, показатели после окисления: | |||
кинематическая вязкость, мм2/с,при температуре: | |||
50 °С, не менее |
– |
– |
9,8 |
-50 °С, не более |
– |
– |
1500 |
кислотное число, мг КОН/г, не более |
– |
– |
0,08 |
изменение кислотного числа, мг КОН/г, не более |
0,15 |
– |
– |
массовая доля осадка, %, не более |
Отсутствие |
0,05 |
Отсутствие |
Изменение массы резины марки УИМ-1 после испытания в масле, % |
5,5-7,5 |
4-7,5 |
– |
Индекс вязкости, не менее |
– |
160 |
– |
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более |
860 |
865 |
850 |
Примечание. |
Масла РМ, РМЦ(ГОСТ 15819-85) – дистиллятные масла, получаемые из нафтеновых нефтей, обладают улучшенными смазывающими свойствами. Применяют в автономных гидроприводах специального назначения, эксплуатируемых при температуре окружающей среды от -40 до +55 °С.Масло МГ-7-Б (ТУ 38.401-58-101-92) – дистиллятное масло из продуктов гидрокрекинга смеси парафинистых сернистых нефтей, получаемое при вакуумной разгонке основы АМГ-10 и содержащее антиокислительную присадку.Масло МГ-10-Б (ТУ 38.401-58-101-92) – дистиллятное масло из продуктов гидрокрекинга смеси парафинистых сернистых нефтей, получаемое из узкой фракции основы АМГ-10. Содержит вязкостную и антиокислительную присадки.Масла МГ-7-Б и МГ-10-Б применяют в качестве низкозастывающих рабочих жидкостей и как заменители масел РМ и РМЦ.Масло гидравлическое ВМГЗ (ТУ 38.101479-86) – маловязкая низкозастывающая минеральная основа, вырабатываемая посредством гидрокаталитического процесса, загущенная полиметакрилатной присадкой. Содержит присадки: противоизносную, антиокислительную, антипенную. Масло предназначено для систем гидропривода и гидроуправления строительных, дорожных, лесозаготовительных, подъемно-транспортных и других машин, работающих на открытом воздухе при температурах в рабочем объеме масла от -40 до +50 °С в зависимости от типа гидронасоса. Для северных регионов рекомендуется как всесезонное, а для средней географической зоны – как зимнее. Кроме перечисленных гидравлических масел осваивается производство масел МГБ-10 и МГБ-15 (ТУ 0253-002-05766528-97).
Средневязкие гидравлические масла
Характеристики средневязких гидравлических масел |
|||||||
Показатели |
АУ из нефтей |
АУП |
ГТ-50 |
ЭШ |
|||
беспарафиновых |
малосерсернистых |
сернистых |
|||||
Кинематическая вязкость кв.мм/с при температуре: | |||||||
50 °C |
– |
– |
– |
– |
11-15 |
l20 |
|
40 °С |
16-22 |
16-22 |
16-22 |
16-22 |
– |
– |
|
-40 °С, не более |
30000 |
14000 |
13000 |
– |
– |
– |
|
Индекс вязкости, не менее |
– |
– |
– |
– |
– |
135 |
|
Кислотное число, мг КОН/г, не более |
0,07 |
0,07 |
0,05 |
0,45-1,0 |
3,5 |
0,1 |
|
Температура, °С: | |||||||
вспышки в открытом тигле, не менее |
163 |
165 |
165 |
145 |
165 |
160 |
|
застывания, не выше |
-45 |
-45 |
-45 |
-45 |
-28 |
-50* |
|
Массовая доля, %: | |||||||
Водорастворимых кислот и щелочей |
Отсутствие |
– |
Отсутствие |
||||
серы, не более |
– |
0,3 |
1,0 |
– |
– |
– |
|
Цвет, ед. ЦНТ, не более |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
– |
3,5 |
4,0 |
|
Плотность при 20 °С, кг/м3 |
884-894 |
890 |
890 |
– |
l850 |
850-880 |
|
* Для умеренной, теплой, влажной и жаркой климатических зон допускается вырабатывать масло ЭШ с температурой застывания не выше -45 °С. | |||||||
Примечание. |
Масло веретенное АУ(ТУ 38.1011232-89) получают из малосернистых и сернистых парафинистых нефтей с использованием процессов глубокой селективной очистки фенолом и глубокой депарафинизации. Содержит антиокислительную присадку. Масло обеспечивает работу гидроприводов в диапазоне температур от -(30-35) до +(90-100) °С.Масло гидравлическое АУП (ТУ 38.1011258-89) получают добавлением в веретенное масло АУ антиокислительной и антикоррозионной присадок. Предназначено для гидрообъемных передач наземной и морской специальной техники. Работоспособно при температуре окружающей среды от +80 до -40 °С. Благодаря наличию антикоррозионной присадки масло надежно предохраняет от коррозии (в том числе во влажной среде) черные и цветные металлы.Масло ЭШ для гидросистем высоконагруженных механизмов (ГОСТ 10363-78) представляет собой средневязкий дистиллят, в который после глубокой селективной очистки и глубокой депарафинизации вводят полимерную загущающую и депрессорную присадки. Масло предназначено для гидросистем управления высоконагруженных механизмов (шагающих экскаваторов и других аналогичных машин). Работоспособно в интервале температур от -40 до +(80-100) °С.Масло ГТ-50 для гидродинамических передач тепловозов (ТУ 0253-011-39247202-96) – маловязкое минеральное масло глубокой селективной очистки, содержащее композицию присадок, улучшающих антиокислительные, противоизносные, антикоррозионные и антипенные свойства. Применяют для смазывания турборедуктора гидропередачи дизель-поездов. Масло обладает хорошей смазочной способностью, высокой термоокислительной стабильностью и стабильностью вязкости.Масло “Ангрол МГ-32АС” (ТУ 0253-277-05742746-94) вырабатывают на базе гидрированного полимеризата с вязкостью 6,2 мм2/с при 100 °С с добавлением полимерной (загущающей и депрессорной), антиокислительной, противоизносной, диспергирующей и антипенной присадок. Требования по нормам показателей физико-химических и эксплуатационных свойств практически идентичны требованиям ГОСТ 10363-78 на масло ЭШ аналогичного назначения. В сравнении с маслом ЭШ масло “Ангрол МГ-32АС” обладает более низкой температурой застывания и более высоким потенциалом антиокислительных и противоизносных свойств. Масло разработано для гидросистем шагающих экскаваторов, эксплуатируемых в районах Восточной Сибири. >
Вязкие гидравлические масла
Характеристики вязких гидравлических масел МГЕ-46В, МГ-8А и ГЖД-14с |
|||
Показатели |
МГЕ-46В |
МГ-8А |
ГЖД-14с |
Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре: | |||
100 °С, не менее |
6,0 |
7,5-8,5 |
13 |
50 °С |
– |
– |
82-91 |
40 °С |
41,4-50,6 |
57,0-74,8 |
– |
0 °С, не более |
1000 |
– |
– |
Индекс вязкости, не менее |
90 |
85 |
– |
Температура, °С: | |||
вспышки в открытом тигле, не ниже |
190 |
200 |
190 |
застывания, не выше |
-32 |
-25 |
– |
Кислотное число, мг КОН/г |
0,7-1,5 |
– |
– |
Массовая доля: | |||
механических примесей, %, не более |
Отсутствие |
0,015 |
0,02 |
воды |
Отсутствие |
Следы |
|
Испытание на коррозию металлов |
Выдерживает |
||
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более |
890 |
900 |
– |
Стабильность против окисления: | |||
осадок, %, не более |
0,05 |
– |
– |
изменение кислотного числа, мг КОН/г масла, не более |
0,15 |
– |
– |
Трибологические характеристики на ЧШМТ: | |||
покаэатель износа при осевой нагрузке 196 Н, мм, не более |
0,45 |
– |
– |
Масло МГЕ-46В(ТУ 38 001347-83) для гидрообъемных передач вырабатывают на базе индустриальных масел с антиокислительной, противоизносной, депрессорной и антипенной присадками. Масло обладает высокой стабильностью эксплуатационных (вязкостных, противоизносных, антиокислительных) свойств, не агрессивно по отношению к материалам, применяемым в гидроприводе. Предназначено для гидравлических систем (гидростатического привода) сельскохозяйственной и другой техники, работающей при давлении до 35 МПа с кратковременным повышением до 42 МПа. Работоспособно в диапазоне температур от -10 до +80 °С. Ресурс работы в гидроприводах с аксиально-поршневыми машинами достигает 2500 ч.Масло МГ-8А (ТУ 38.1011135-87) представляет собой смесь дистиллятного и остаточного компонентов с добавлением депрессорной, антипенной и многокомпонентной (улучшающей антиокислительные, антикоррозионные и диспергирующие характеристики) присадок. Обладает достаточно высоким уровнем противоизносных свойств. Применяют в гидравлических системах навесного оборудования и рулевого управления тракторов, самоходных сельскохозяйственных машин и самосвальных автомобилей. Ранее масло такого состава выпускали по ГОСТ 10541-78 под маркой моторного масла М-8А для карбюраторных двигателей.Гидравлическая жидкость ГЖД-14с (ТУ 38.101252-78) – смесь глубокоочищенных остаточного и дистиллятного компонентов из сернистых нефтей. Для улучшения эксплуатационных свойств в масло вводят антиокислительную, антикоррозионную и антипенную присадки. Применяют в основных гидравлических системах винтов регулируемого шага судов.
К списку статей
Вязкость масла (текучесть) — параметр, влияющий на способность моторной смеси сохранять заданные свойства при разном температурном режиме. Для работы мотора этот показатель играет очень важную роль, от него зависит смазывание деталей привода, защита его от износа.
Немного теории
Выбирая автомобильное масло, учитывайте, что жидкости характеризуются двумя параметрами:
1. Кинематическая вязкость, обозначает текучесть смеси под действием силы тяжести, указывает насколько легко жидкость будет течь в различных узлах двигателя и смазочной системы, измеряется в мм2 / с.
2. Динамическая вязкость — параметр, показывающий изменения прочности масляной пленки при нагрузке: при увеличении скорости движения смазанных элементов относительно друг друга, вязкость уменьшается, измеряется в Па*с.
Инженерами разработана классификация моторных смесей SAE. По указанной системе все автомасла разделены на три класса в зависимости от индекса вязкости (изменения свойств масла при различных температурах). Характеристики автомасел по SAE посмотрите в таблице 1.
Что означает вязкость масел, можно узнать, просмотрев видео:
Масла для разных сезонов
Первый класс — зимние жидкости, их маркировка состоит из цифры и буквы w, стоящей возле нее, например, 5w, 20w. Цифра указывает на показатель минусовой температуры, при которой жидкость не кристаллизуется, выполняет свои функции, буква w, значит зима (от англ.winter).
- проворачивания, означает температуру, при которой жидкость не загустеет, обеспечит пуск привода без прогрева;
- прокачивания — индекс, указывающий на температурный режим, при котором смесь будет нормально течь по смазочной системе и обеспечит образование защитной пленки на элементах силового агрегата.
Второй класс — летние смеси. Их маркировка состоит из аббревиатуры SAE и цифры возле нее, например, SAE 20, 40, 50. Цифра в маркировке значит показатель плюсовой температуры, при котором смесь будет иметь достаточную плотность, чтоб образовать пленку на элементах мотора для защиты его от износа. Чем больше цифра в обозначении, тем большим индексом вязкости обладает масло. Визуально разницу в этом параметре показано на рисунке 1, на нем изображены колбы с разными автомаслами, применяемыми летом и шарики с одинаковым весом, одновременно брошенные в колбы. Из картинки видно, что чем гуще жидкость, тем медленнее шарик окажется у дна тары.
Температурный диапазон, при котором смеси не будут терять защитные и противоизносные свойства, показаны в таблице 2.
Всесезонные жидкости отличаются большим диапазоном температур, чем зимние или летние классы. Объясняется такое отличие базой автомобильного масла, жидкости с синтетической основой имеют в своей структуре одинаковые по величине молекулы, поэтому при воздействии температуры их вязкость практически не изменяется. У минеральных смесей нет однородности в строении молекул, при высоких температурах они быстрее разжижаются. Чтоб выбрать подходящую жидкость необходимо учитывать множество факторов.
Выбор автомасла
Подбирать машинную смесь необходимо с учетом ее структуры. Если выбрать масло слишком вязкое, то оно не сможет образовать защитную пленку на элементах привода, не заполнит зазоры в узлах трения. Плюс очень плотная жидкость создаст дополнительную нагрузку на мотор — это уменьшит его ресурс. Слишком жидкая смесь не заполнит зазоры в узлах трения должным образом, а образованная ею защитная пленка при нагрузке разорвется.
Определить нужную вязкость автомобильного масла для вашего авто, можно исходя из рекомендаций дилера машины (этот параметр указан в сервисной книге автомобиля). Если мотор прошел половину своего ресурса, то рекомендуется заливать более густую смесь, это объясняется увеличением зазоров в узлах трения мотора. Также необходимо обратить внимание на температуру за бортом машины, чем она выше, тем гуще нужно масло. Зависимость текучести моторной жидкости от температуры указана в таблице 2 и изображена на рисунке 2.
Определить наиболее подходящее масло можно с учетом пробега авто, технических характеристик мотора, диапазона рабочих температур, рекомендаций производителя машины.
Если вы подбираете автомасло для современного мотора, рассмотрите вариант энергосберегающих жидкостей. Они имеют очень низкую вязкость, уменьшают расход топлива, но лить их можно не во все типы моторов.
Выбирайте оптимальный параметр вязкости, при котором смесь выдержит нагрузку в экстремальных условиях работы мотора, защитит силовой агрегат от перегрева и не кристаллизуется при минусовых температурах за бортом машины в вашем регионе.
ли со статьей или есть что добавить?