Возмещение вреда здоровью при обоюдной вине участников ДТП — разбираем подробно

Содержание

Обоюдная вина при ДТП — возмещение ущерба и страховые выплаты

ДТП всегда является результатом воздействия каких-либо внешних факторов: от неблагоприятных погодных условий до несоблюдения ПДД и поломки автомобиля. Чаще всего виноватым в ДТП является один из водителей. Но бывает и так, что виновными оказываются оба или даже несколько автолюбителей. Как в этом случае осуществляется страховая выплата по ОСАГО, и кто платит за нанесенный ущерб?

Возмещение вреда здоровью при обоюдной вине участников ДТП — разбираем подробно

Наверняка вы слушали такое выражение, как обоюдная вина при ДТП. Но знаете ли вы, когда она наступает и чем грозит такая ситуация? Если нет, то сейчас я вам расскажу. Сразу замечу, что ситуация это всегда непростая, и имеет очень неприятные последствия для всех участников аварии.

Когда оформляется обоюдная вина при ДТП, и какие последствия ожидают участников происшествия?

Значительная часть всех ДТП возникает из-за действий одного конкретного лица. Но возможны случаи, когда сразу обе или несколько сторон аварии будут признаны виновными. В таких ситуациях принято говорить об обоюдности вины при ДТП. Обоюдная виновность при аварии имеет место, если после фиксации происшествия сотрудниками ГИБДД, в отношении всех его участников было вынесено постановление о совершении административного нарушения. При вине всех участников ДТП устанавливается ее степень. Учитывается также наличие пострадавших. Имеют свои нюансы размеры выплат по КАСКО и ОСАГО.

Что такое обоюдная вина при ДТП. Когда вина считается обоюдной, как это доказать, ответственность.

img

Эксплуатация автомобиля без ОСАГО сейчас запрещена. Это обосновано: именно благодаря страхованию тот водитель, по чьей вине пострадали люди или было повреждено при ДТП имущество, может не беспокоиться о том, сможет ли он прямо сейчас расплатиться – за него платит страховая компания.

Однако иногда возникают ситуации, когда никого из участников аварии нельзя назвать однозначно виновным – по сути, каждый из них одновременно и виновник, и потерпевший. Как быть в этой ситуации, и кому и за кого будет платить страховщик?

Обоюдная вина при ДТП – кто возмещает ущерб и в каком размере, способы доказывания + три примера из судебной практики

Обоюдная вина при ДТП – кто возмещает ущерб и в каком размере, способы доказывания + три примера из судебной практики

Бытует мнение, что в аварии всегда виноваты оба водителя. В этом есть своя логика. Движение по дорогам в настоящее время можно сравнить с гонкой на выживание – кто-то постоянно пытается кого-то подрезать, врезаться в «соседа». Нужно всегда быть начеку, успевать уклоняться от ударов.

Тем не менее, не всякие действия могут подпадать под категорию нарушений ПДД, а ведь именно они формально позволяют говорить о том, что имеет место обоюдная вина при ДТП. И тогда порядок возмещения ущерба меняются.

Не соблюдение правил дорожного движения, которые привели к аварии, формально указывает необходимость привлечения к ответственности обоих водителей. На практике же бывает очень сложно оформить «обюдку». Данная статья поможет разобраться в тонкостях проблемы и не стать жертвой конвейера аварийного делопроизводства.

Юридическая практика по уголовным делам по ДТП

Статистические данные гласят, что подавляющее большинство аварий совершается из-за нарушения ПДД или алкогольного опьянения водителя.

В некоторых ситуациях для выяснения степени вины и взыскания компенсации с того или иного участника дорожно-транспортного происшествия требуется обращаться в суд. В данной статье рассмотрим примеры из судебной практики и решения, вынесенные судом в спорной ситуации.

Что говорит закон?

В «Законе об ОСАГО» есть позиция, призванная регламентировать описанные случаи. В ней сказано, что выплаты при «обоюдке» производятся «с учетом установленной судом степени вины лиц». Казалось бы, эта фраза «расставляет все точки над i». Но в том же пункте указано, что «если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена», страховые компании платят «в равных долях».

Такая формулировка вызывает разночтения. Степень вины водителей может быть не установлена судом при разных обстоятельствах:

  1. Судебные органы по каким-то причинам не смогли определить степень вины участников ДТП в процессе разбирательств.
  2. Автовладельцы не обращались в судебные органы, поэтому степень вины не была установлена.

Обе эти позиции в целом подходят под указанную фразу «Закона об ОСАГО», но у каждой из них есть свои сторонники. Кто-то говорит, что отсутствие обращения в суд в данном контексте формулировалось бы слова «судом не устанавливалась». А формулировка «судом не установлена» означает, что суд всё же пытался установить степень вины.

Таким образом, судебные разбирательства при обоюдной вине предусмотрены по закону, поскольку иных вариантов не оговаривается.

Другие утверждают, что здесь предполагается обязанность страховых компаний возместить половину ущерба без необходимости обращения автовладельцев в суд. В качестве аргумента, в том числе, используется перечень документов для выплаты. Он установлен Правилами, которые не предусматривают возможность для компаний требовать какие-то дополнительные бумаги. И ничего похожего на судебное решение в данном перечне не фигурирует.

Нормативная база и понятие обоюдной вины

Инспекторы, честно говоря, не очень любят ситуации, когда виноваты оба. Это и понятно – нужно оформлять в два раза больше документов, внимательнее разбираться в ситуации, а времени мало, работы много.

По этой причине стражам порядка проще оформить протокол и постановление на того водителя, нарушение со стороны которого более очевидно и подходит под стандартные ситуации, устоявшие в судебной практике.

Специального термина, которому посвящена данная статья, в законе не содержится. Рассматриваемое понятие имеет практическое применение. Оно обозначает ситуацию, когда к дорожно-транспортному происшествию привели нарушения правил дорожного движения всеми участниками аварии.

С понятийной точки зрения, не совсем верно слово «обоюдная», ведь участниками ДТП могут быть не только два, но три и более водителей, каждый из которых может быть виноват.

В такой ситуации постановления должны оформляться не на двоих, а на всех виновников. Здесь нелепо применять фразу «обоюдная вина при совершении ДТП», когда виновников больше двух, хотя и будет подразумеваться ее смысл.

Правовое регулирование

В связи с отсутствием специальной нормы, посвященной «обоюдке», связанные с ней ситуации подлежать регулированию общими нормами, относимыми к ДТП.

В перечень нормативно-правовых актов входят:

  1. Правила дорожного движения.
  2. Закон об ОСАГО.
  3. ГК РФ.
  4. КоАП РФ.

В зависимости от того, кто что нарушил, определяется соответствующая статья ПДД и норма, содержащая санкции за административное правонарушение.

Далее в дело вступают нормы об ОСАГО, которыми следует руководствоваться при взаимодействии со страховыми компаниями. Следует также отдельно обратить внимание на процессуальные нормы ГПК РФ, применимые в случаях судебного оспаривания.

Когда вина при ДТП признается обоюдной

Вывод об обоюдной вине делается в том случае, когда нарушения ПДД, повлекшие ДТП совершили не один, а оба водителей.

К категории «ДТП с обоюдной виной» также относятся аварии с более чем двумя виновными участниками. Обязательным условием обоюдной вины является установленный факт нарушения правил дорожного движения, повлекшим аварию.

Важным моментом является то, что недостаточно только факта нарушения. Не все нарушения могут стать причиной аварии. Поэтому необходимым условием признания «обоюдки» выступает причинно-следственная связи такого нарушения и ДТП.

Обоюдная вина участников дорожного движения

Подобная вина устанавливается в случаях, когда оба участника происшествия нарушили какие-либо правила движения, что и стало причиной возникновения аварии. Различают два вида обоюдной вины:

  • равнозначная (50/50%). В таком случае ни один из участников не может рассчитывать на получение страховых выплат и ремонтируют все повреждения автомобиля за собственный счет;
  • неравнозначная (например, 70/30%). Водитель, степень вины которого меньше, может надеяться на компенсацию, но сумма ее будет значительно меньше.

Практика показывает, что водители, признанные обоюдновиновными в совершении ДТП, в большинстве случаев вынуждены обращаться в суд, для определения степени вины каждого из них.

Пример из практики. В январе 2018 года суд г. Санкт-Петербурга рассматривал дело, обстоятельства его таковы: произошло столкновение двух автомобилей, сотрудники ДПС, прибывшие на место аварии, вынесли постановление, из которого следует, что водитель, находившийся за рулем автомобиля А, двигался со значительным превышением скорости, а водитель автомобиля Б нарушал правила пересечения перекрестков.

Было установлено, что происшествие совершено по обоюдной вине. Но гражданин, управлявший автомобилем А с подобным решением не соглашался, полагая, что его степень вины меньше и виновником ДТП является второй водитель, затруднивший проезд по перекрестку. Рассмотрев дело суд вынес решение об оставлении иска без удовлетворения, по причине того, что оба водителя имели возможность избежать столкновения, но не воспользовались ею, а, следовательно, степень вины у них равнозначна.

Что представляет собой обоюдная вина?

Ни один российский законодательный акт не дает определения данному термину. Он не зафиксирован ни в ГК РФ, ни в КоАП. Под обоюдной виной при ДТП понимается ситуация, при которой все его участники выступили в роли нарушителей. Попавшие в аварию граждане должны нарушить ПДД, и в их отношении должно быть начато административное производство. Данные два условия считаются основанием для установления обоюдной вины при дорожно-транспортном происшествии.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-52-02 Москва; 8 (812) 467-30-22 Санкт-Петербург; +7 (800) 301-61-24 Бесплатный звонок для всей России.

Обоюдная вина с точки зрения закона

Итак, случилось ДТП, в котором ПДД нарушили все участники дорожного движения. При этом, их может быть как 2, так и 3 и более. В этом случае нужно чётко понимать разницу между виновностью в правонарушении и виновностью в ДТП. Действующее на 2021 год законодательство также разделяет их.

То или иное нарушение во время ДТП всех его участников не обязательно означает обоюдную вину. Дело здесь в том, что нарушение одного из участников могло вовсе и не стать причиной ДТП. Например, водитель ехал в нетрезвом состоянии на зелёный сигнал светофора, и с ним совершил столкновение проезжающий на красный другой нарушитель. Или пример ещё менее очевидный: первый водитель ехал между рядов по сплошной линии разметки, второй перестраивался и совершил столкновение — в этом случае наиболее вероятно виновность в ДТП будет закреплена за вторым водителем, перестраивающимся.

И тут нужно понимать два факта касательно выплаты по ОСАГО при обоюдной вине:

  1. инспекторы ГИБДД не определяют виновность в ДТП, а только определяют нарушение и виновность водителя в нём, а также выносят постановление с наказанием,
  2. виновность в ДТП определяет только суд, и судом может быть назначено как равная степень виновности, так и различная, измеряется и назначается она обычно в процентном соотношении.

Рассмотрим ещё один пример: водитель автомобиля A выезжает со двора (прилегающей территории) на дорогу, разрешённая максимальная скорость на которой составляет 60 км/ч. Водитель автомобиля B едет по главной по отношению к этому двору дороге со скоростью 120 км/ч. Водитель авто A не ожидал, что второй участник будет ехать с таким превышением и выехал на дорогу, не уступив дорогу водителю авто B, видя, что тот ещё далеко и не оценив скорость того.

Обоюдная вина в ДТП

О том, как будет происходить выплата по ОСАГО, мы и поговорим на основе этого примера.

○ Обоюдная вина при ДТП.

Прежде всего разберёмся с тем, какая вина при ДТП должна считаться обоюдной. Чёткого определения этого термина нет ни в КоАП РФ, ни в ГК РФ. Однако на практике под такой формой вины и страховщики, и инспектора ГИБДД понимают ситуацию, в которой каждый из участников ДТП тем или иным образом стал нарушителем Правил – и каждый из них был привлечён к административной ответственности за нарушение ПДД.

При этом необходимо помнить: сам по себе факт нарушения Правил, допущенного каждым из водителей, не означает обоюдности вины. Закон однозначно гласит: возмещение распределяется в соответствии со степенью вины каждого из участников движения – но для того, чтобы эту степень установить, необходимо, чтобы состоялся суд. Нарушение ПДД как таковое может к ДТП не иметь никакого отношения. Проиллюстрировать это можно с помощью следующих примеров:

  1. Один из водителей проехал на красный сигнал, а второй ездил на автомобиле без прав. Налицо правонарушение со стороны каждого – но говорить о том, что не имевший прав каким-то образом виновен в конкретном ДТП, не приходится.
  2. Один водитель не уступил дорогу машине, имевшей согласно Правилам преимущество – а второй совершил обгон через двойную сплошную, не удержал машину на курсе и протаранил автомобиль первого. Здесь уже можно утверждать, что хотя бы в минимальной степени, но вина каждого из водителей в совершении аварии имеется.

Что значит обоюдное ДТП

Официального документа, в котором было бы прописано понятие обоюдной вины при аварии на дороге, не существует. По логике, обоюдное ДТП — это ситуация, когда в произошедшем происшествии есть та или иная степень вины обоих (или нескольких) водителей. Складывается парадоксальное положение: каждый из автолюбителей одновременно является и виновным и потерпевшим.

Обоюдная вина при ДТП

Двухсторонняя вина признается в следующих случаях:

  • определение виновности конкретной стороны в силу каких-либо причин не представляется возможным;
  • при разборе обстоятельств дорожного инцидента отчетливо прослеживается вина каждого из водителей;
  • обе стороны аварии при оформлении европротокола письменно признают взаимную виновность.

Как нужно доказывать обоюдную виновность в ДТП

Как было указано выше, степень вины каждого участника дорожного происшествия определяется судом в процессе рассмотрения дела по иску потерпевшего о возмещении причинённого ущерба. При этом в качестве ответчика нужно привлечь не только виновного в ДТП водителя, но и его страховую компанию, которая должна выплачивать компенсацию. В иске отразите просьбу в определении степени вины ответчика.

В ходе разбирательства на судебных заседаниях нужно проявлять активность, основывая свои аргументы конкретными пунктами Правил и статей законов. Свою версию дорожного происшествия обоснуйте материалами объективного наблюдения и свидетельскими показаниями. При этом свидетели аварии должны быть зарегистрированы в протоколе ДТП.

Если заявитель не имеет большого опыта участия в судебных разбирательствах, то ему лучше обратиться за помощью к адвокату , который поможет с построением грамотной и обоснованной тактики поведения на судебных заседаниях для достижения максимально выгодного результата. Возможно, что потребуется проведение специальной экспертизы для объективной оценки состояния пострадавшего автомобиля и размера причинённого ущерба. На основании экспертной оценки устанавливается размер страховых выплат.

Политика надзорных органов

Казалось бы, объяснить правила игры должны основные контролирующие структуры в области ОСАГО, а именно Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА). Однако возникает впечатление, что данные организации сами не имеют чёткого представления о правильном алгоритме действий при «обоюдке».

В частности, при телефонной консультации представитель Банка России не смог дать ответа на соответствующий вопрос. Оператор пояснил, что подобной информацией Центробанк не обладает. Для получения разъяснений было рекомендовано обратиться в РСА.

Сотрудник РСА по телефону горячей линии пояснил, что при обоюдной вине водителей выплата осуществляется на усмотрение компании.

И если страховщик отказывается оплачивать 50% ущерба, необходимо обращаться в суд. Нарушением подобная позиция страховой организации не является.

В то же время руководитель Представительства РСА в СЗФО в переписке по электронной почте не был столь однозначен. В своём ответе он сослался на позицию Верховного Суда, которая не соответствует информации, полученной по телефону.

Что значит обоюдная вина в дорожно-транспортном происшествии

Большинство происходящих на дорогах аварий случается по вине определённого лица. Но нередки и случаи, когда виновным в создании аварийной ситуации признаются несколько её участников, то есть в отношении каждого из них вынесено постановление об административном правонарушении. В такой ситуации говорят об обоюдной вине («обоюдка» в разговорной речи), хотя законодательного определения этого понятия нет.

Бывают также ситуации, когда сотрудники ГИБДД принимают решение о невозможности установить виновность кого-либо из участников, например, из-за противоречия показаний участников (как правило, это мелкие ДТП во дворах). В таких случаях считается, что виновных нет ни одного, следовательно, нет и обоюдной вины.

Когда оформляется?

Совместная вина участников аварии возможна в таких ситуациях, когда:

  • нельзя точно установить конкретное лицо, спровоцировавшее ДТП;
  • причиной происшествия стали обоюдные действия всех его участников;
  • стороны добровольно признали свою вину в процессе оформления сотрудниками ГИБДД документов.

Обоюдность часто имеет место при ДТП, произошедших на автостоянках и парковках.

○ В каких случаях признаётся обоюдная вина водителей в ДТП.

Как правило, речь об обоюдной вине возникает в следующих ситуациях:

  • Обстоятельства ДТП таковы, что определить, по чьей конкретно вине оно произошло, не представляется возможным. Как правило, такое бывает при малозначительных ДТП (например, задетая машина на стоянке).
  • Напротив, при административном разборе чётко видно, что именно конкретные действия каждой из сторон стали причиной аварии. Приведённый выше пример с обгоном относится именно к этой ситуации.
  • Обе стороны при оформлении по «Европротоколу» согласились, что виновны в аварии.

Кроме того, надо помнить, что даже в том случае, если есть вина обоих водителей, «обоюдки» может и не быть. Дело в том, что конкретную степень вины может определить лишь суд – и может случиться так, что:

  • Суд не смог разобраться в ситуации и по имеющимся доказательствам установить, по чьей конкретно вине произошло ДТП.
  • Оба водителя сочли ущерб малозначительным и просто не стали обращаться с исковым заявлением.

В обоих случаях получить хоть какие-то средства по ОСАГО вряд ли сможет хоть кто-то из участников ДТП.

Оформление ДТП с обоюдной виной и действия сотрудников ГИБДД

Изначально виновность устанавливается прибывшими на место аварии сотрудниками ГИБДД после анализа ситуации. Если нарушитель не один, то составляются протоколы на всех виновников. Далее оформляются постановления об административном правонарушении.

Если правоохранительными органами сделан вывод о виновности только одного водителя, а второй с этим не согласен, то «обоюдка» уже устанавливается судом по иску заинтересованного участника ДТП.

Процесс это весьма сложный и трудоемкий, поэтому следует предпринять все меры для установления правильных выводов еще на месте аварии, пока «гаишники» оценивают ситуацию. Пошагово процесс выглядит следующим образом.

Шаг первый – фиксация до приезда ГИБДД

Закрепление на материальных носителях обстоятельств дорожно-транспортного происшествия производиться различными способами. Для статической картинки можно запечатлеть важные моменты на фотокамеру. Панорамная видеозапись позволит зафиксировать те детали, которые не попали в объектив фотоаппарата.

На данном этапе важно отразить не только расположение ТС относительно друг друга и дороги. Кроме того, необходимо зафиксировать также светофоры, дорожные знаки, условия освещения, погодные факторы (дождь, снег, гололед). Любая мелочь в окружении места происшествия может сыграть важную роль при определении степени вины.

Шаг второй – обследование места происшествия сотрудниками ГИБДД

Стражи порядка сами знают, как правильно все делается, но не лишним будет за ними проследить и проконтролировать – все ли они заметили и зафиксировали.

Официальным документом, фиксирующим схематическое изображение ТС и места аварии является Схема ДТП. Водитель должны поставить свои подписи в данной бумаге, поэтому необходимо внимательно проверить все содержащиеся в ней данные.

Ранее оформлялась Справка о ДТП. В данный момент она не составляется. Это нововведение является нормативным, поэтому страховщики не вправе требовать предоставления Справки от страхователей.

Шаг третий – документальное оформление нарушения

Водители заполняют извещение о ДТП, в котором описывают, в том числе, факт признания вины, а также свои пояснения относительно обстоятельств аварии. Инспектор же по результатам анализа ситуации оформляет протоколы на нарушителей.

Если протокол оформлен сразу на обоих водителей, то речь идет об обоюдной вине. Далее выносится постановление о привлечении к административной ответственности.

Следует отметить, что не все нарушения ПДД влекут административную ответственность. По этой причине может возникнуть ситуация, когда нарушения правил допустили оба водителя, а протокол составлен только на одного.

Отчаиваться в данной ситуации не стоит. В отношении второго нарушителя будет составлено Определение об отказе в привлечении к административной ответственности. Данный документ будет основанием для утверждения при обращении к страховщику об обоюдной вине.

Взыскание материального ущерба

Если вина водителя будет установлена с него можно взыскать компенсацию морального или материального ущерба. Для этого требуется обратиться к адвокату по делам с ДТП, который составит исковое заявление и подготовит пакет документов, необходимых для инициации гражданского судопроизводства.

Если у виновника происшествия есть полис ОСАГО, то компенсация ущерба производится страховой компанией, в случае отсутствия страховки, сумма взыскивается с виновника ДТП.

Пример из практики. В октябре 2017 года суд г. Кирова рассматривал дело о взыскании ущерба: два транспортных средства столкнулись на перекрестке. Авария произошла вследствие игнорирования одним из водителей дорожных знаков. При рассмотрении дела оказалось, что у лица, являющегося виновником ДТП, отсутствует полис ОСАГО.

Получив соответствующие документы потерпевший обратился к адвокату по делам с ДТП, который посоветовал подать иск о компенсации ущерба в суд. Сумма исковых требований составила 225 тыс. рублей (125 на ремонт автомобиля и 100 в качестве компенсации морального ущерба).

Основанием для взыскания морального ущерба послужило медицинское заключение, в котором говорилось о том, что на фоне сильного потрясения из-за аварии у потерпевшего диагностировано расстройство нервной системы.

Суд, рассмотрев все материалы дела, решил удовлетворить заявленные в иске требования.

Позиция Верховного Суда

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) от 29 января 2015 г. № 2, действительно, содержит достаточно чёткие разъяснения. Пункт 21 устанавливает, что при обоюдной вине участников ДТП:

  1. Лицо, обратившееся за страховой выплатой, не лишается права на её получение.
  2. Страховые организации производят страховые выплаты в равных долях.

То есть, каждому из автовладельцев причитается половина от полученного ущерба. Если страхователь не согласен с такой ситуацией, он может обратиться в суд для взыскания дополнительной компенсации.

Судебные органы определяют степень вины участников происшествия, после чего взыскивают недостающую сумму со страховщика. Если, конечно, решение оказалось в пользу истца. Однако никаких штрафных и прочих финансовых санкций к компании в этом случае уже не применяется.

Правовая база

Вопросы, касающиеся совместной вины участников происшествий на дорогах, разрешаются согласно следующим законодательным актам:

  1. Закон от 25.04.2002 г под номером 40-ФЗ (статьи 4, 7, 12, 22).
  2. ПДД, принятые Правительством РФ по Постановлению от 23.10.1993 г под номером 1090 (п. 2.3.4, 2.6., 2.6.1.). (статьи 12.3, 12.27, 12.29).
  3. Постановление Пленума Верховного Суда под номером 58 от 26.12.2017 г. (пункт 14).
  4. ГК РФ (статьи 1083, 1064).

Конкретный пункт ПДД содержит описание условий на дорогах, обязательных для соблюдения водителями. КоАП включает в себя предписания за отдельные нарушения правил. Закон об ОСАГО регулирует вопросы страховых выплат.

В какую страховую обращаться при обоюдной вине?

Ещё один вопрос, на который следует обратить внимание, в какую страховую: свою или виновника, следует обращаться в приведённых выше примерах. Давайте рассмотрим только самый последний и самый сложный пример, с остальными сразу станет всё понятно.

25 сентября 2017 года изменилось законодательство касательно ПВУ (прямого возмещения убытков — когда участник ДТП обращается в свою страховую):

Было Стало
1. Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причинённого его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
.
б) ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним).
1. Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причинённого его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
.
б) ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним).

То есть, если ДТП произошло после 25 сентября 2017 года, то обращаться нужно в свою страховую компанию (если в ДТП нет пострадавших, а вред причинён только машинам).

Если авария произошла до этого числа, то водитель синего авто обращается в любую их страховых: красного или жёлтого на свой выбор. Из нашего примера, как мы выяснили, степень обоюдной вины водителей красного и жёлтого автомобилей установлена в соотношении 70%/30% соответственно. Водитель синего автомобиля обращается в страховую водителя жёлтой машины (степень вины которого составляет 30%). Тогда страховая жёлтого выплачивает синему весь нанесённый ущерб или ремонтирует на всю сумму ущерба, а затем регрессным требованием взыскивает со страховой компании красного 70% возмещённой суммы.

Часть 22 статьи 12 ФЗ “Об ОСАГО”:

Страховщики осуществляют страховое возмещение в счёт возмещения вреда, причинённого потерпевшему несколькими лицами, соразмерно установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована. При этом, потерпевший вправе предъявить требование о страховом возмещении причинённого ему вреда любому из страховщиков, застраховавших гражданскую ответственность лиц, причинивших вред.

Страховщик, возместивший вред, совместно причинённый несколькими лицами, имеет право регресса, предусмотренное гражданским законодательством.

Бесконтактное происшествие

ДТП признается бесконтактным в случаях, когда столкновение с транспортным средством, пешеходом или другим объектом происходит из-за действий водителя, создавшего помеху виновнику дорожно-транспортного происшествия. Подобные аварии должны оформляться сотрудниками ДПС, а в документах делается отметка о том, что авария произошла по вине водителя, создавшего помеху.

Пример из практики. В феврале 2018 суд г. Волгограда вынес решение по следующему делу: водитель автомобиля А, ехавший по главной дороге, чтобы уйти от столкновения с автомобилем В, водитель которого проигнорировал знак, обязывающий уступить дорогу, был вынужден перестроиться на вторую полосу, но не рассчитав расстояние, врезался в автомобиль С.

Сотрудники Госавтоинспекции, прибывшие на место происшествия, установили, что авария произошла по вине водителя, управляющего автомобилем В. Однако суд, изучив записи видеорегистратора с автомобиля С, решил, что виновником ДТП является водитель А и обязал его компенсировать ущерб владельцам транспортных средств, пострадавшим от его противоправных действий.

Как получить страховку?

выплаты по ОСАГО

Если оба участника ДТП с обоюдной виной согласны с решением страховой компании о выплате половинной доли ущерба или восстановлением повреждённых машин в СТО с оплатой половины стоимости ремонта, то им можно обойтись без судебного разбирательства. Особенно это актуально, когда дело касается небольших размеров причинённого повреждения. Тогда им можно обращаться к страховщику сразу после получения на руки необходимых документов в ГИБДД, где указаны допущенные нарушения каждой стороны, и получить причитающиеся деньги или обслуживание в установленные сроки.

Если же один из участников аварии не согласен с распределением выплат пополам, то ему следует:

  • довести до сведения страховой компании о происшествии и своём несогласии на половинную выплату компенсации;
  • обратиться в суд с заявлением об установлении меры виновности участников ДТП и дождаться решения;
  • получить положенное по решению суда возмещение пропорциональное степени своей вины.

При этом учитывайте, что судебные разбирательства занимают длительное время (до нескольких месяцев) и нет гарантии, что он удовлетворит требование истца. Поэтому обращение в суд целесообразно в тех случаях, когда:

  • ГИБДД не определила виновника аварии;
  • вина одного из участников очевидно и явно превалирует над виной другого водителя;
  • значительный размер причинённого ущерба, когда получение максимально возможной компенсации играет большую роль.

Если страховая компания отказывает в выплате компенсации участникам аварии, ссылаясь на обоюдную вину, не предъявляя других законных оснований, то им нужно подать жалобу на данное решение в досудебном порядке, а затем при повторном письменном отказе подавать иск в суд.

Как поступать автовладельцам?

Итак, что в результате получается? Пожалуй, позиция ВС РФ должна позитивно восприниматься автолюбителями. При взаимном нарушении ПДД в момент ДТП, впоследствии не нужно тратить время на длительные судебные тяжбы для получения хоть какой-то выплаты. Заявитель вправе требовать частичную компенсацию по калькуляции с учётом износа или отремонтировать автомобиль по направлению страховой компании, доплатив необходимую сумму (при двух участниках – 50%). Но на практике страховщики в большинстве подобных ситуаций отказываются урегулировать убыток. Автовладельцам предлагается обратиться в суд для установления степени вины.

В иных случаях нарушений своих прав страхователи нередко обращаются в надзорные органы с жалобами на действия страховой организации. Но здесь приходится сомневаться в помощи соответствующих компетентных структур. Центробанк и РСА пока не могут похвастаться чёткой позицией по данному вопросу. Можно, конечно, попробовать «убедить» страховщика в досудебном порядке, используя «нормативные» аргументы. Однако если эта затея не увенчается успехом, для решения вопроса придётся привлекать судебные органы.

Какой толк от Постановления Пленума ВС РФ, если для применения его позиций всё равно необходимо обращаться в суд? Неисполнение страховщиком обязанности по оплате 50% ущерба при «обоюдке» является нарушением.

Верховный Суд недвусмысленно говорит об этом. А значит, страхователь может претендовать на предусмотренные законодательством финансовые санкции в свою пользу. Возможно, со временем этот факт наведёт порядок в практике урегулирования подобных страховых случаев.

Когда вина при ДТП признается обоюдной?

Обоюдная вина в дорожно-транспортных происшествиях возникает в следующих случаях:

  1. Событие ДТП является следствием таких обстоятельств, при которых точно определить степень виновности участников не представляется возможным. Чаще всего это случается в зонах движения с нерегулируемыми условиями, например ДТП на парковках, стоянках и т.п.
  2. Результатом ДТП является такое стечение обстоятельств, при котором вина участников определена в точности, при этом именно их обоюдные действия стали причиной происшествия.
  3. Случаи, когда все стороны при оформлении ДТП согласились со своею обоюдной виновностью.

В любом случае виновность того или иного участника движения или их обоюдную виновность определяет суд, который может не согласиться с доводами расследовавших происшествие сотрудников ГИБДД или вариантом, при котором сами участники признали свою обоюдную вину при ДТП.

Обжалование обоюдной вины ДТП

Никто не застрахован от необоснованного обвинения. Если участник ДТП, чьи нарушения констатированы наряду с виной второго участника с этим не согласен, он вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.

Предметом такого обращения будет оспаривание Протокола и Постановления об административном правонарушении. Напротив, если виновный водитель считает, что другой участник также виновен, а сотрудников ГИБДД в этом убедить не удалось, то остается шанс – судебная инстанция.

Помимо суда существует также возможность оспорить обоюдную вину путем подачи кляузы в вышестоящий орган. Если этот способ не принесет результата, то тогда уже следует обращаться в судебную инстанцию.

Только в этом случае придется обжаловать не только протокол и постановление, но и решение вышестоящего органа. Суд может пригодиться не только для установления обоюдной вины, но и для установления ее степени. Если не разбираться с этим вопросом в суде, то степень будет априори считаться раной.

Способы доказывания степени вины

Помимо оспаривания самого факта обоюдной вины, может возникнуть необходимость не согласиться с распределением ее степени. Априори она признается равно, но это не всегда так. Поэтому, при обоюдной вине в ДТП часто пользуются спросом различные экспертизы, как средства определения степени вины.

  • трассологическая;
  • автотехническая;
  • на алкогольное/наркотическое опьянение;
  • психоневрологическая;
  • метеорологическая.

Помимо экспертиз, для доказывания степени вины можно также использовать свидетельские показания. Данные, полученные от очевидцев или с видеокамер позволяют восстановить обстоятельства происшествия и понять кто больше виноват.

Примеры судебной практики

Основой судебной практики являются не отдельные судебные акты, а их обобщения. Главным органом, резюмирующим практику разрешения судебных споров является Пленум Верховного суда Российской Федерации.

Данный блюститель закона анализирует судебные прецеденты, рассматривает их законность и формирует позицию, которой руководствуются нижестоящие суды.

К примеру, в Постановлении № 2 от 29.01.15 г., ВС РФ указал, что если не ясно – кто виноват или на сколько виноват, это не является поводом для отказа в страховом возмещении.

Существует, однако, и интересные примеры в районных судах, которые служат впоследствии негласным шаблоном решений для судов данного региона.

К примеру, Ленинский районный суд города Нижнего Новгорода вынес решение по делу № 2-3037/2017, которым снизил размер взыскиваемого морального вреда учитывая, в том числе, наличие обоюдной вины.

Другой пример из судебной практики показывает, что обоюдная вина может быть не только у водителей, но также у водителя, с одной стороны, и коммунальных служб – с другой стороны.

Так в решении Рыбинского городского суда Ярославской области по делу № 2-2052/2017 установлена ответственность Администрации за выбоину (степень вины – 80%), а также вина водителя (20%), за его невнимательность.

ДТП со смертельным исходом

Если в результате ДТП погибает человек, то возбуждается уголовное дело по факту ДТП. Страховой полис ОСАГО в какой-то мере компенсирует расходы, связанные с кончиной пострадавшего, но зачастую родственники умершего обращаются в суд, чтобы взыскать в виновника ДТП компенсацию морального вреда в полном объеме.

В таких ситуациях без квалифицированной защиты по уголовным делам о дтп обойтись не получится.

○ Страховые выплаты по ОСАГО и КАСКО при обоюдной вине.

Из приведённой выше нормы Закона об ОСАГО следует, что выплата возмещения будет пропорциональна степени вины каждого из участников. И варианты тут могут быть следующие:

✔ Выплата 50 на 50.

Это самый распространённый вариант. Он используется как в случаях, когда до суда дело не дошло, так и тогда, когда суд приравнял друг другу степень вины обоих участников. В этом случае каждый из виновных получит лишь половину от той суммы, в которую вылился причинённый ему ущерб.

Пояснить это можно следующим примером. Допустим, в ДТП пострадали два автомобиля. Эксперт-оценщик сделал заключение, что ремонт одной машины обойдётся в 50 тысяч рублей, а другой – в 40 тысяч. Суд признал, что обоюдная вина обоих водителей равна. В этой ситуации страховые компании, с которыми были заключены договора по ОСАГО, заплатят:

  1. Первому водителю – 25 тысяч рублей.
  2. Второму – 20 тысяч.

Недостающие суммы на ремонт автовладельцам придётся изыскивать самостоятельно. Взыскать их со второй стороны не получится.

Но, предположим, разбит настолько дорогой автомобиль, что даже половина стоимости превышает размер выплат по ОСАГО. Как быть в этом случае? Здесь как раз можно обратиться в суд и взыскать недостающий размер со второго участника. Однако взыскивать можно будет лишь половину от общей стоимости ущерба – вина обоюдна и действует п. 2 ст. 1083 ГК РФ.

✔ Расчет по степени виновности.

В том же случае, если суд состоялся и определил, что вина не равно, возмещение также будет выплачено не полностью. Однако в этой ситуации страховые компании уже не просто «резать пополам» выплаты, а уменьшать их пропорционально степени вины каждого участника.

Снова возьмём двух водителей из приведённого выше примера, но допустим, что первый виноват на 10%, а второй – на 90%. В этом случае выплаты будут следующими:

  1. Первому – 45 тысяч рублей.
  2. Второму – всего 4 тысячи.

Порядок оформления аварии

Пошаговая инструкция оформления обоюдного ДТП:

    Заглушите двигатель, поставьте автомобиль на стояночный тормоз, включите световую сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки.

В темное время суток на проезжей части или обочине необходимо быть одетым в куртку или жилет-накидку с элементами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014. (ПДД пункт 2.3.4)

Если есть уверенность в том, что столкновение спровоцировано другим участником, то придется обращаться в суд, где необходимо будет отстаивать свою позицию.

При незначительных повреждениях автомобилей и отсутствии пострадавших можно будет составить «Европротокол» не вызывая сотрудников ГИБДД.

В тех случаях, когда оформлением результата аварии занимается инспектор ГИБДД, необходимо ненавязчиво проследить за его работой, в особенности обратить внимание на составление следующих документов:

  1. Справка о дорожно-транспортном происшествии для каждого участника.
  2. Протокол, в котором должны быть отражены:
  • схема расположения автомобилей;
  • расстояния от отсчетных точек;
  • описание повреждений;
  • объяснения водителей, очевидцев.
  1. Постановление о правонарушении с указанием конкретной статьи КоАП РФ.

Степени общей вины

Степени виновности при обоюдной вине в ДТП выделяют две: равную и различную. Первая возникает при определенных ситуациях. Чтобы сотрудники ГИБДД признали равную обоюдную вину, необходимо:

  • нарушение ПДД сразу всеми водителями;
  • наличие связи между самим нарушением правил и возникшей из-за этого аварии;
  • установление равной тяжести совершенных гражданами действий, приведших к транспортному происшествию.

Причинная связь между нарушением правил и фактом аварии подтверждает обоюдность вины при ДТП. То есть обе стороны должны нарушить ПДД, что и станет следствием происшествия.

В ряде случаев сам факт неисполнения правил движения не всегда служит основанием для установления обоюдной вины всех участников ДТП. Примером служит вариант происшествия с участием двух автомашин. За рулем одной находится трезвый водитель, за рулем второй — лицо в состоянии опьянения. Если причиной столкновения стали действия трезвого водителя, то второй сможет рассчитывать на страховые выплаты. Второе лицо нарушило правила, садясь за руль в нетрезвом виде, но не его действия привели к ДТП, если только его автомобиль двигался с требуемой скоростью с соблюдением маневров. В подобной ситуации причинная связь может указывать на отсутствие обоюдной вины у обеих сторон аварии вообще.

Различная степень вины имеет место реже. Она возникает, когда все участники ответственны в совершении ДТП, но у каждого из них разная тяжесть вины.

Примером аварии с различной степенью обоюдной вины служит такая ситуация. Один водитель произвел остановку своего неисправного транспорта на дороге, не установив остановочного знака и не нажав на аварийную сигнализацию. Управляющий вторым автомобилем с превышением скоростных ограничений совершил наезд на машину первого гражданина, причинив вред не только ей, но и самому человеку. Оба водители виновны в аварии, но при этом второй совершил более серьезное нарушение ПДД. В связи с этим суд будет исходить из различной степени обоюдности.

Услуги, оказываемые адвокатом, в рамках защиты по уголовным делам о ДТП

Перечень услуг, предоставляемых уголовным адвокатом по делам о ДТП довольно внушительный:

  • консультации по всем вопросам, связанным с дорожно-транспортными происшествиями;
  • изучение всех материалов уголовного дела по факту ДТП;
  • участие во всех процессуальных мероприятиях, в том числе на допросе;
  • разработка линии поведения, которой клиенту стоит придерживаться на всех стадиях судопроизводства;
  • проведение собственного независимого расследования, направленного на выяснение всех подробностей происшествия. Зачастую сведения, которые удается собрать адвокату, способны повлиять на смягчение наказания или квалификацию статьи, а в некоторых случаях и освободить субъекта от уголовного преследования;
  • обжалование действий, предпринимаемых сотрудниками правоохранительных органов и пр.

По завершении процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ, уголовное дело передается в суд, который основываясь на собранных материалах, принимает окончательное решение и избирает меру наказания виновнику ДТП. Уголовное дело в некоторых случаях может быть прекращено, вследствие недоказанности вины подозреваемого.

Если родственники пострадавшего или его наследники обращаются в суд с иском о компенсации морального или материального ущерба, то адвокат формирует линию защиты в рамках гражданского судопроизводства. Обычно подобные исковые заявления подаются в случаях, когда выплаченной страховки не хватает для покрытия причиненного ущерба.

В случае возникновения проблем с возмещением ущерба адвокат может выступать посредником в переговорах со страховой компанией.

Услуги адвоката необходимы не только виновнику ДТП. Уголовное дело ведь часто не возбуждается в силу определенных причин, в таком случае защитник требуется потерпевшей стороне, для проверки законности оснований, послуживших поводом для отказа в возбуждении уголовного дела по факту ДТП и привлечения виновника ДТП к уголовной ответственности.

Став виновником транспортного происшествия первым делом необходимо обратиться за помощью к опытному адвокату, он поможет сформировать комплексную защиту по уголовным делам о ДТП.

Оформление ДТП по обоюдному согласию

ДТП с обоюдной виной может быть оформлено двумя способами:

  • посредством оформления происшествия сотрудниками ГИБДД; .

Рассмотрим каждый из вариантов.

Перетягивание каната над авто

При оформлении автопроисшествия сотрудниками ГИБДД в протоколе обязательно прописывается, что вина обоюдна, и Постановление об административном правонарушении выписывается на каждого участника инцидента. При этом прописывается, какие именно пункты ПДД были нарушены. Только при наличии указанных документов вина официально признается обоюдной. Напомним, что нарушение ПДД является административным правонарушением.

Условия, при которых это возможно сделать (ст. 11.1 40-ФЗ):

  • в аварии участвовали не более 2 ТС;
  • в аварии не пострадали люди;
  • ущерб нанесен только ТС, но не прочему имуществу физических или юридических лиц. Например, если в результате аварии с обоюдной виновностью автомобиль сбил дорожный знак, или торговую палатку около дороги, то в этом случае оформление европротокола будет недействительным;
  • все участники ДТП имеют действующий полис ОСАГО или полис «Зеленая карта» (для автомобилей с зарубежной регистрацией);
  • сумма ущерба не превышает 100 тысяч рублей (с 01.06.2018 года, ранее — 50 тысяч рублей).

В ситуации с ДТП по обоюдной вине страховые компании выплатят своим клиентам по 50% от максимальной суммы нанесенного ущерба, т. е. не больше 50 тысяч рублей, если ущерб будет оценен в 100 тысяч.

Оформление обоюдного ДТП по европротоколу при выполнении описанных выше условий является законным, ущерб подлежит компенсации страховыми компаниями в установленной законом пропорции 50/50. Оформление европротокола выполняется на бланке извещения о ДТП, который выдается СК при заключении договора обязательного автострахования и выдаче полиса ОСАГО.

Бланк извещения о ДТП

Скачать образец бланка

Краткое резюме

ДТП с установленной обоюдной виной — это один из вариантов страхового случая, поэтому ущерб от подобного дорожного происшествия подлежит возмещению со стороны страховщиков. Вина за ДТП разделяется в процентном соотношении между участниками аварии. Выплата страхового возмещения производится исходя из установленной степени вины. Степень вины устанавливается судом.

Возможность оформления европротокла

Европротокол представляет собой извещение о происшествии, оформляемое его участниками без привлечения автоинспекции. Это не противоречит закону. В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда под номером 58 от 26.12.2017 г. сказано, что при отсутствии каких-либо разногласий относительно обстоятельств ДТП, вины и характера повреждений его участниками составляется извещение.

Если между участниками имеется спор и ущерб не превышает 100 тысяч рублей, то европротокол может составляться. Но рекомендуется на место происшествия вызывать ГИБДД для урегулирования вопроса в общем порядке. Также европротокол не может составляться, если в ходе ДТП пострадал человек или в нем участвовало более двух автотранспортных средств.

Инструкция по оформлению ДТП с обоюдной виной

При возникновении аварии на трассе с обоюдной виной следует придерживаться рекомендаций и действовать по плану:

  1. Заглушить двигатель и зафиксировать автомобиль на стояночном тормозе.
  2. Включить аварийную сигнализацию.
  3. Установить сзади машины аварийный знак. По требованиям п. 2.3.4. ПДД, если вынужденная остановка автомобиля произошла в темное время, то водителю требуется носить на себе одежду со светоотражателями.
  4. Рекомендуется не освобождать проезжую часть после ДТП, даже если имеется препятствие для движения других автомобилей. Несмотря на то, что это нарушает п. 2.6.1. ПДД и влечет наложение штрафа в 1 000 рублей (по ч. 1 ст. 12.27 КоАП), происшествие на дороге с обоюдной виной всегда имеет неоднозначный характер. В дальнейшем водители могут оспаривать обоюдную вину, поэтому необходимо оставить автомобили после ДТП в первоначальном положении и вызвать сотрудников ГИБДД. Штраф по ч. 1 ст. 12.27 КоАП в дальнейшем можно оспорить (например, сославшись на отсутствие возможности завести автомобиль после аварии).
  5. Дождаться сотрудников ГИБДД. После их приезда производится фиксация повреждений, расположение автотранспортных средств.

Водители могут не оформлять никаких документов, но при условии, если у них отсутствуют претензии друг к другу. При этом обязательно составляется расписка. Данный документ необходим для того, чтобы каждая из сторон в дальнейшем смогла обезопасить себя от вызова другим участником ДТП патрульной службы. Расписка также не позволит сторонам обращаться в суд. После составления документа участники могут законно покинуть место аварии.

○ Как нужно оформлять аварию при обоюдной вине.

В том случае, если вина в ДТП обоюдна, водителям нужно предпринять следующие действия:

  • Остановить машины и не трогать их с места до прибытия на место аварийных комиссаров от страховщика или сотрудников ГИБДД.
  • Самостоятельно зафиксировать как можно больше доказательств вины другой стороны. Для этого нужно сделать фотографии, найти свидетелей и записать их контактные данные, сохранить запись видеорегистратора, если он имеется и был включен, и т.д.
  • Вызвать ГИБДД и уведомить страховую компанию.
  • После прибытия на место инспектора нужно проследить, что он отражает в протоколе. Категорически не следует сразу же брать вину на себя: в итоге по результатам разбора на комиссии может получиться, что вся вина будет возложена на вас, а вторая сторона будет признана только пострадавшей. Необходимо при оформлении протокола как можно чётче проговаривать свою позицию, давать объяснения и добиваться их включения в протокол, обращать внимание инспектора на те обстоятельства, которые подтверждают вину другой стороны. При известном везении и незначительности вашего нарушения можно добиться того, что вас виновным в ДТП вообще не признают.
  • На административном разборе нужно придерживаться той же линии и подтверждать лишь то, что виноват второй водитель.
  • Если вы уверены, что вина второй стороны больше, чем ваша – нужно непременно обращаться в суд и добиваться там определения степени вины. Иначе, как было уже сказано, страховые компании выплатят обеим сторонам лишь половину суммы.

В том случае, если повреждения незначительны, люди не пострадали и спора о вине нет, можно воспользоваться «Европротоколом» и заполнить документы для страховой, вызвав лишь аварийного комиссара. Многие считают, что при таком способе оформления нельзя получить возмещение. Однако на самом деле ничего такого в законе не сказано. Единственное, что нужно иметь в виду при оформлении по «Европротоколу» – это размер возмещения. По состоянию на 2017 год он составляет лишь 50 тысяч рублей. Следовательно, при обоюдной вине получить удастся не более 25 тысяч.

Если в аварии, в которой виновны оба водителя, есть пострадавшие

Когда в аварии есть пострадавшие или погибшие, то виновнику ДТП грозит административная или даже уголовная ответственность, смотря по тяжести телесных повреждений. Рассматриваются такие случаи уже судами по уголовным делам. И при обоюдной вине ответственность будет нести каждый участник. А в случаях со смертельным исходом это обычно лишение свободы.

Естественно, за вред, причинённый самому себе, наказания понести не придётся. То есть если серьёзно пострадал только один водитель, уголовное или административное наказание будет только второму виновному участнику, причём независимо от величины его вины.

Статья в тему: Какое наказание полагается за ДТП со смертельным исходом, в том числе для пешехода-виновника + последствия смертельных аварий за границей

Если пострадал только пассажир

А вот если пострадало лицо, которое невиновно в аварии, например, пассажир, то одинаковое наказание за причинение травм или смерти по неосторожности понесут все виновники. Но не забывайте, что нарушение ПДД водителем должно быть причиной происшествия. Только при этом условии он становится виновным в случившемся. Это закреплено в постановлении №25 Пленума Верховного Суда.

○ Действия сотрудников ГИБДД.

В тех случаях, когда ДТП оформляет инспектор ГИБДД, необходимо проследить за следующими моментами:

  • Должна быть составлена справка о ДТП. Она выдаётся на руки каждому участнику.
  • Должен быть составлен протокол.
  • Должно быть подготовлено постановление о правонарушении, предусмотренном КоАП РФ. Поскольку при обоюдной вине всегда нарушаются Правила, то это означает, что имелось и административное правонарушение.

В свою очередь в протокол заносятся данные:

  • О расположении машин после ДТП, включая схему расположения.
  • О результатах замеров от контрольных точек на местности до машин.
  • О видимых повреждениях на автомобилях.
  • О объяснениях участников аварии.

Возмещение ущерба при ДТП с обоюдноюдной виной

Часть 12 статьи 22 40-ФЗ позволяет гражданам рассчитывать на выплаты в случае наличия совместной ответственности за ДТП. Страховые компании производят возмещение участникам аварии в равных долях, если суд не смог определить степень их вины. При этом организации всегда должны руководствоваться решением только судебного органа.

Если устанавливается конкретная степень вины участников ДТП, то страховщики производят возмещение в соответствующей пропорциональной доле. ГК РФ в ч. 2 статьи 1083 предусматривает возможность снижения размера выплат участниками ДТП потерпевшим, если со стороны последнего имелась грубая неосторожность.

Отдельные нюансы предусмотрены для выплат по разным типам страхования — ОСАГО и КАСКО.

Судебная практика

Данная практика достаточно обширная в своем роде, в т. ч. бесконтактное ДТП.

Важно! Верховный суд не решает вопросы бесконтактных ДТП, для этого придется обратиться в мировой суд по прописке.

○ Доказывание обоюдной вины.

В каждом судебном процессе доказывание – это индивидуальный процесс, зависящий от конкретных обстоятельств дела. Однако в случае, если речь идёт о ДТП с обоюдной виной, есть несколько рекомендаций, которые пригодятся в любом случае.

Прежде всего, необходимо доказать, что нарушение Правил было совершено обеими участниками. Здесь в качестве доказательств следует использовать протоколы и справки ГИБДД, постановления, вынесенные по результатам дела. Также могут применяться и показания свидетелей, самостоятельно сделанные видеозаписи и фотографии, показывающие положение машин после ДТП, тормозные следы, степень повреждения и т. д.

Кроме того, нужно помнить, что суд принимает во внимание не только действия сторон, но и иные обстоятельства дела. В частности, участник процесса может, обосновывая свою позицию, сослаться на погоду в момент аварии и, как следствие, состояние дорожного полотна. Здесь как доказательство может быть использована справка из местного центра гидрометеорологии.

Наконец, следует помнить, что важны и профессиональные знания – поэтому не следует пренебрегать возможностью получить экспертное заключение: автотехническое, оценочное и т. д. Кроме самого заключения следует вызывать в суд и экспертов – особенно если у второй стороны есть возражения или дополнительные вопросы.

При этом надо учитывать, что никакие доказательства для суда заранее определённой силы не имеют – и суд исследует их все вместе, определяя степень вины по совокупности обстоятельств. В частности, даже документы из ГИБДД могут быть не приняты во внимание, если другие доказательства не подтверждают изложенные в них обстоятельства.

Возмещение по ОСАГО в случае общей вины

Право на возмещение по ОСАГО установлено ч. 22 статьи 12 40-ФЗ. Если у участников аварии обоюдная вина равная, то и выплаты им причитаются в равных долях (50/50). Если суд выяснит, что у сторон ДТП степень вины различная, то возмещение будет утверждено пропорционально тяжести последствий от действий участников аварии.

○ Примеры судебной практики.

Как выглядят результаты рассмотрения дела в суде, лучше посмотреть на конкретных примерах. В частности, в начале 2017 года Ленинским районным судом в Санкт-Петербурге было рассмотрено дело о возмещении ущерба в ДТП с обоюдной виной: один из участников нарушил скоростной режим, а второй – правила пересечения перекрёстков. Истец, не согласившись с распределением вины 50:50, подал в суд иск. В нём он пытался доказать, что его вина меньше, и возмещение должно распределяться по пропорции 25:75. Однако в суде ответчик привлёк эксперта и смог доказать, что истец имел возможность предотвратить аварию. В результате распределение было оставлено прежним. Рассмотрение дела в апелляционной инстанции оставило решение в силе.

Вторым примером является случай, рассмотренный в г. Орёл в 2015 году. Обстоятельства дела таковы: в ДТП виновным был признан только один водитель, нарушивший правила поворота на перекрёстке. Тот факт, что водитель, считавшийся потерпевшим, превысил скорость, ГИБДД во внимание не принял. Виновник не оспаривал решение, поскольку его автомобиль был застрахован по КАСКО, и свою компенсацию он уже получил. Однако через полгода владелец второй машины, не удовлетворённый размером выплат по ОСАГО, подал в суд иск. В суде владелец первой машины смог доказать, что ДТП произошло по вине обоих водителей (несмотря на справку, протокол и постановление ГИБДД) – и в результате взысканная с него сумма была судом уменьшена в два раза.

Подведём итоги

  • обоюдная вина – когда все участники аварии виновны в том, что она произошла;
  • важна причинная связь нарушения ПДД с аварийной ситуацией, а не факт правонарушения в области правил движения;
  • все виновники несут административную или уголовную ответственность в ДТП с пострадавшими, независимо от степени вины;
  • страховую выплату по «автогражданке» потерпевший получит пропорционально вине застрахованного виновника;
  • точную меру вины устанавливает суд, но, как правило, он решает, что вина всех участников равна, что, впрочем, принято по умолчанию.

Выплаты в ситуации, когда у одной из сторон отсутствует полис ОСАГО

Ч. 1 статьи 4 40-ФЗ содержит требование, согласно которому все собственники автомобилей обязаны страховать свои риски. При этом отсутствие полиса влечет для гражданина наложение штрафа. Его размер составляет 500 рублей. При первом случае выявления нарушения водитель может ограничиться предупреждением. Норма предусмотрена в ч. 2 статьи 12.3 КоАП.

Сторона, являющаяся виновником аварии и не имеющая полис, будет обязана возместить ущерб из собственных средств. Поскольку у водителя отсутствует страховка ОСАГО, то на возмещение со стороны компании в случае ДТП с обоюдной виной она рассчитывать не сможет.

Важно оформлять ДТП путем привлечения сотрудников ГИБДД. При составлении протокола ими обязательно должен фиксироваться факт отсутствия полиса ОСАГО у одной из сторон. В дальнейшем необходимо обратиться в суд за разрешением спора. На основании его решения возмещение будет происходить из личных средств водителя, не имеющего полис ОСАГО.

Заключение

Обоюдная вина в аварии – неприятная ситуация, так как каждый из участников является одновременно и потерпевшим, и виновным, то есть каждый, во-первых, сам несёт ущерб, во-вторых, должен отвечать за причинённый другим вред. А наиболее частым и самым неприятным последствием обоюдной виновности будет серьёзное занижение выплаты по «автогражданке».

Поэтому будьте аккуратнее на дороге и никогда не нарушайте ПДД, чтобы не попасть в подобную ситуацию.

Напоследок, видео-бонус: 10 случаев жести в зоопарке. Опасность может поджидать даже там!

Вот и всё. Чтобы не пропустить новые полезные статьи, подпишитесь на рассылку, если вы этого ещё не сделали. А поделиться этой статьёй в соцсетях можно в один клик при помощи иконок ниже. Всем пока!

Совместная вина при аварии с участием пострадавшего

При наличии потерпевшего в результате аварии с обоюдной виной учитывается количество виновников. Если он один, то пострадавший может обратиться в страховую компанию виновного водителя с требованием о возмещении.

Ч. 1 ст. 1064 ГК РФ также предусматривает возможность получения потерпевшим в ДТП возмещения сверх установленной выплаты по ОСАГО. Его выплачивает тот, кто причинил ущерб.

При наличии сразу нескольких виновников происшествия потерпевшему следует обращаться к страховщикам каждого из них. Выплаты будут назначены после установления степени вины всех участников ДТП. Они отвечают солидарно при равной и индивидуально при различной обоюдной вине. Пострадавший в случае получения увечий также может рассчитывать на компенсацию морального вреда, выплачиваемую сверх возмещения из собственных средств всех виновников аварии.

Некоторые нюансы

  • Оформление европротокола.

Часто возникает вопрос, можно ли оформить европротокол, если оба участника ДТП являются виновниками? В соответствии со статьей 12 Закона «Об ОСАГО» и положениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от года выплаты при обоюдной вине производятся в равных долях, если судом не установлено пропорциональное соотношение вины. Кроме того, для осуществления страховых выплат документов от ГИБДД не требуется.

Таким образом, при возникновении ДТП можно воспользоваться европротоколом, но только в тех случаях, когда оба участника признают собственную вину и у них не возникает споров.

В соответствии с ПДД РФ оставить место дорожного происшествия можно в тех случаях, когда составлен европротокол или тогда, когда составлена схема ДТП и оба водителя направились на ближайший пункт ДПС для дальнейшего оформления.

Во всех остальных случаях оставление места ДТП без уважительных причин влечет за собой привлечение к административной ответственности, вплоть до лишения права управления транспортным средством, вне зависимости от степени вины.

Возможные последствия из-за оставления места аварии при совместной вине

В п. 2.6.1. ПДД указано, что участники происшествия могут покинуть место ДТП, если у них нет разногласий. При этом в ходе аварии должно пострадать только имущество. Граждане вправе самостоятельно договориться на месте без привлечения сотрудников ДПС или обратиться для составления документов об аварии в ближайший пункт патрульной службы.

В прочих ситуациях, когда причинен вред здоровью других лиц, имеется повреждение имущества посторонних лиц, покидать место происшествия участникам запрещается. Исключением может быть только срочная необходимость в доставке потерпевшего в медучреждение. Но даже после этого виновник обязан вернуться обратно. (п. 2.6. ПДД).

За оставление места ДТП с обоюдной виной водителю грозит лишение водительских прав на год или полтора, либо арест на 15 суток. Данная санкция указана в ч. 2 ст. 12.27 КоАП.

Практика по подобным делам в судах

Известно множество примеров решений судов, касающихся обоюдной вины при авариях на дороге.

Два схожих дела рассматривались районными судами Санкт-Петербурга и Самары. В обоих случаях один из водителей пытался оспаривать равную обоюдную вину при ДТП. Имелась попытка переквалифицировать ее на различную и уменьшить размер выплат в счет ущерба. В обоих случаях один из водителей нарушил ПДД при проезде перекрестка, а второй — правила, касающиеся превышения скорости.

Лица были признаны обоюдно виновными в возникшем ДТП и получили компенсацию от страховщиков в размере 50:50. Нарушившие скоростной режим водители оспорили сумму возмещения. Один обратился в Ленинский суд Санкт-Петербурга с требованием назначить ему выплату в размере 75%, а второму виновнику — 25%. Другой подал заявление в Волжский суд Самары о возмещении ему 90% вместо ранее установленных 50%.

В обоих случаях водители, нарушившие ПДД при переезде перекрестков, привлекли для рассмотрения дела экспертов. Они смогли доказать, что именно превышение вторыми водителями скорости стало главной причиной происшествия. И Ленинский, и Волжский суды согласились с выводами экспертов, оставив прежние решения в силе.

В Туле в 2017 году и в Орле в 2015 рассматривались схожие дела касательно неправильного установления сотрудниками ГИБДД общей вины. В обоих случаях не учитывались нарушения ПДД, допущенные потерпевшими. Виновные в ДТП обратились в суд, поскольку не были удовлетворены размерами возмещений по ОСАГО. Другой водитель из Тулы также оспаривал иск пострадавшего о дополнительном взыскании с него средств на ремонт машины. В обоих случаях водители смогли доказать факт обоюдной вины вместе с пострадавшими. Истцы предъявили расшифровки данных с установленных на трассах камер видеофиксации, которые выявили факт превышения потерпевшими скорости. При этом данные сведения не были приняты во внимание сотрудниками ГИБДД при составлении протоколов и постановлений. Суды признали обоюдную вину и уменьшили размер возмещений за причинение ущерба в два раза.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий