Как оформить ОСАГО при покупке подержанного авто

Содержание

Вождение без ОСАГО после покупки автомобиля

Полис ОСАГО

В этой статье предлагаю рассмотреть довольно интересную ситуацию, которую далеко не все водители и сотрудники ГИБДД трактуют правильно.

Предположим, что водитель Иван Иванович приобрел транспортное средство, после чего решил доехать на нем до своего дома.

Как известно, на регистрацию транспортного средства в настоящее время отводится 10 суток. Однако с полисом ОСАГО все не так очевидно.

Сегодня речь пойдет о том, можно ли ездить без страховки в течение 10 дней после покупки автомобиля и повлечет ли езда без ОСАГО наложение штрафов ГИБДД.

Рассмотрим пункты нормативных документов, затрагивающие управление автомобилем без полиса обязательного страхования:

Надо ли делать ОСАГО если есть КАСКО в 2021 году

Многие водители задаются вопросом о том, зачем оформлять ОСАГО, если имеется КАСКО. Чаще всего такая дилемма возникает при покупке нового авто в кредит. Дело в том, что большинство банков обязывает граждан, оформляющих заем, заключать договор КАСКО.

В статье будет рассмотрено, можно ли обойтись без приобретения ОСАГО в случае автокредита и покупки новой машины. Также опишем отличия программ и правила приобретения страховок.

Можно ли ездить без ОСАГО. Штрафы за езду без страховки в 2021 г.

Знаете, почему вам постоянно названивают сотрудники банков с предложениями «невероятно выгодных кредитов» и магазины с их акциями, а страховые компании только напоминают раз в год про ОСАГО? Как говорят сами страховщики, как бы они ни жаловались на убыточность, работается им отлично — потому что есть такая штука как обязательное страхование автогражданской ответственности. По закону об обязательном автостраховании каждый автовладелец должен оформлять страховой полис на машину. Езда без ОСАГО в нашей стране запрещена, и это правило продолжает действовать в 2021 году. За нарушение данной нормы грозит наказание, а его суровость зависит от ситуации.

ОСАГО нужен «гарант»: оформить заветный полис удается не всем

Таксисты, мотоциклисты, молодые водители всё чаще сталкиваются с проблемами при оформлении электронного полиса ОСАГО. Почему страховые компании ставят палки в колеса некоторым категориям граждан и как можно отстоять свое право оформить полиc, разбирались «Известия».

Можно ли управлять автотранспортом, не имея полиса страховки, и как ездить без ОСАГО законно?

Многих автомобилистов интересует вопрос в каких случаях можно управлять авто не имея на руках действительного полиса ОСАГО? На этот вопрос мы подробно ответим в нашей статье.

Из статьи вы узнаете в каких случаях можно ездить без страховки, как общаться с сотрудниками ДПС при возникновении конфликтных ситуаций, а также что будет при наступлении дорожно транспортного проишествия без страховки.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

«Сидит и лжет в глаза»: в Россию вернулись очереди за ОСАГО и черные списки клиентов

Автомобилисты из категории «невыгодных» жалуются на невозможность купить полис ОСАГО даже в электронном виде

В России, похоже, повторяется ситуация пятилетней давности: оформить полис ОСАГО снова удается далеко не всем, а перед офисами страховых компаний растягиваются многочасовые очереди. При этом использование автомобиля без обязательной страховки запрещено, более того, ГИБДД начала затягивать гайки в этом вопросе, подтвердив законность ареста «безосажных» водителей. С чем связан очередной кризис и как все-таки оформить полис, мы спросили у экспертов.

Какие документы необходимы для оформления ОСАГО при покупке подержанного авто

Для оформления полиса подготовьте (для физ. лиц):

  • паспорт страхователя;
  • ПТС;
  • диагностическую карту со свежей отметкой или талон техосмотра;
  • водительское удостоверение собственника и копии водительских удостоверений других водителей, которые будут вписаны в полис. Для полиса без ограничений числа водителей копии не нужны;
  • заявление, бланк которого выдается страховой компании. От заявителя требуется только грамотно заполнить все строки.

Важно! Уточните перечень документов у страховой компании, услугами которой планируете воспользоваться. Он может быть расширен внутренним регламентом.

Стоит обратить внимание, что ни одна страхования компания не может оформить страховку ОСАГО без диагностической карты. Она подтверждает, что автомобиль прошел технический осмотр, не имеет неисправностей, с которыми запрещена эксплуатация автотранспорта, и допущен к движению.

После того, как все необходимые документы собраны, можно приступить к покупке полиса.

1. Кодекс об административных правонарушениях

Наказание за отсутствие ОСАГО регламентируется статьей 12.37 КоАП:

Статья 12.37. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
.
2. Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, –

влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

Итак, штраф может быть наложен лишь в том случае, если водитель проигнорировал обязанность, установленную федеральным законом. Давайте разберемся, в какой момент после покупки машины возникает такая обязанность: сразу же, либо через 10 дней.

Виды страхования авто

✔ КАСКО. Это основная разновидность добровольного автострахования. Имея такую страховку, Вы получите возмещение ущерба в случае хищения, порчи или полной гибели транспортного средства. Все убытки возмещаются на основании заранее установленных страховых сумм. Перечень страховых случаев определяется типом договора и условий, которые предлагает конкретная страховая компания.

КАСКО обладает следующими преимуществами:

  • Собственник авто вносит платеж один раз – страховое агентство возмещает убытки на протяжении всего срока страхования.
  • При ДТП ущерб будет компенсирован вне зависимости от того, кто был виновником аварии.
  • Полная страховка КАСКО позволяет гарантировать надежную защиту Вашего автомобиля от любых имущественных рисков.

Единственный минус КАСКО – достаточно высокая стоимость.

✔ Обязательный страховой полис ОСАГО – это документ, который подтверждает договор между водителем и страховой компанией и является основанием для возмещения ущерба при ДТП, виновником которого был признан этот водитель. Это значит, что страховая компания оплатит урон, который Вы нанесли другим автовладельцам.

ОСАГО устанавливается федеральными структурами, но агентства могут делать скидки или же взимать выплаты за дополнительные услуги в рамках договора ОСАГО.

✔ ДОСАГО – это фактически дополнение к ОСАГО. Страховка помогает покрыть расходы тогда, когда размер нанесенного ущерба больше, чем сумма, которая предусмотрена полисом ОСАГО: 400 тысяч рублей за вред, причиненный имуществу, 600 тысяч рублей за ущерб, нанесенный жизни и здоровью пострадавшего. ДОСАГО приобретается только вместе с ОСАГО.

✔ Страхование от несчастного случая. В этом случае объектом страхования является не автомобиль, а здоровье человека. К страховым случаям относят тяжелые ранения, травмы, повреждения, которые приводят к потере трудоспособности или даже к летальному исходу (в этой ситуации выплаты предназначаются для семьи пострадавшего). Помощь Вы можете получить по полису обязательного медицинского страхования.

✔ Зеленая карта» – это полис, который понадобится водителям, выезжающим в страны Шенгенского соглашения. Это аналог российского ОСАГО, без которого пересечение границы запрещено. В случае ДТП на территории стран Шенгенской зоны «Зеленая карта» поможет возместить убытки пострадавшим.

ГК FAVORIT MOTORS – официальный дилер KIA в России – предлагает Вам услуги автострахования на выгодных условиях. После покупки нового автомобиля в салонах компании в Москве Вы можете оформить КАСКО, ОСАГО, ДОСАГО, а также застраховать транспортное средство только от угона или от ущерба. Рассчитать страховку можно онлайн. Для этого нужно указать личные данные и характеристики авто (марка, модель, стоимость и комплектация).

Статистика против статистики

Несмотря на рост популярности е-ОСАГО, приобрести полис онлайн может далеко не каждый. Об этом говорит статистика оформления договоров через систему «Е-Гарант», которую приводит агрегатор «Сравни.ру». Система помогает автовладельцу приобрести полис ОСАГО, если он не смог сделать это на сайте выбранного страховщика. За шесть месяцев 2021 года было продано 8,8 млн электронных полисов ОСАГО, около 1 млн — через «Е-Гарант». По сравнению с прошлым годом популярность «Е-Гаранта» выросла на 47%. И с каждым месяцем через систему оформляют всё больше договоров. Причин, по мнению аналитиков «Сравни.ру», две. Во-первых, рост случаев «временной неработоспособности систем» страховых компаний в отдельных регионах. Во-вторых, всё больше страховых агентов занимаются оформлением ОСАГО для проблемных клиентов.

Оформление полисов ОСАГО в одном из офисов страховой компании

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) посоветовали относиться к приведенной статистике с осторожностью.

«Количество оформленных за первое полугодие 2021 года полисов ОСАГО составило 20,1 млн штук, а за первое полугодие 2020 года — 19,2 млн, то есть число оформленных полисов ОСАГО в первом полугодии 2021 года выросло на 4,7%, что свидетельствует как об увеличении автопарка в РФ, так и об отсутствии проблем с доступностью обязательной «автогражданки». В системе «Е-Гарант» представлены полисы ОСАГО 39 компаний. Это технический сервис, поэтому статистику по оформлению договоров через «Е-Гарант» РСА не предоставляет», — сообщили в пресс-службе союза. И предупредили: данные из неофициальных источников могут быть неверными и использоваться в целях манипуляции.

Обязателен ли полис?

Полис должен быть приобретен в обязательном порядке, т.к. ездить без полиса водитель имеет право лишь в исключительных случаях. Данный страховой продукт страхует не имущество владельца ТС, а его гражданскую ответственность перед третьими лицами. Согласно ст.4 ФЗ No-40 собственники ТС должны пройти процедуру страхования своей гражданской ответственности в обязательном порядке.

На что жалуются автомобилисты

Сразу несколько читателей прислали свои истории в редакцию 74.RU. Один из них не может оформить страховку на сына, другой столкнулся с этой же проблемой, потому что сам имеет низкий стаж — чуть более трех лет (при возрасте 36 лет). В третьем случае автомобилист не может застраховать грузовой автомобиль, а четвертый обратившийся имеет повышенный коэффициент бонус-малус (КБМ). Расскажем историю последнего, потому что в целом все ситуации похожи.

— Я попадал в мелкую аварию три года назад, но из-за ошибки страховая подняла мой КБМ дополнительно из-за того, что наемный водитель совершил ДТП на принадлежащей мне маршрутке и вместо него этот инцидент записали на мой счет, — рассказывает Андрей. — В результате мой КБМ возрос до 1,4: сейчас я пытаюсь оспорить это решение, но суть не в этом. В сентябре я, как обычно, пришел страховаться в офис АСКО, что делаю уже лет пять или шесть, и обнаружил там большую очередь прямо на улице, а потом оказалось, что я вообще стал персоной нон-грата.

В первый день достояться Андрею не удалось. На следующий он пришел в полседьмого утра и с горем пополам часам к 11 утра попал в офис, где, внеся его данные в компьютер, оператор сообщила, что система зависла.

— Вот знаете, ощущение, что просто сидит и лжет в глаза! — возмущается Андрей. — Как система могла зависнуть именно на мне, а потом внезапно развиснуть и продолжить работать на других клиентах? На это мне ответили: можете ругаться, сколько хотите, делу это не поможет.

Тогда Андрей попытался купить полис через интернет (так называемое электронное ОСАГО), но и тут не срослось: дойдя до определенного шага, система зависала. Он обратился в другие страховые, но результат оказался похожим. Автовладелец оформил письменную претензию и отвез в офис «АСКО-Страхования», но ответа пока не получил.

Попытка купить полис через онлайн-агрегатор успеха не принесла: система перманентно выдавала сообщение, что страховая не ответила на запрос

Скриншот: читатель 74.RU

— Эта ситуация возмутительна, потому что страхование по ОСАГО — не моя прихоть, а обязанность, установленная законом, — говорит Андрей. — Я всё равно добьюсь оформления полиса, потому что это стало делом принципа. Но подозреваю, что далеко не все автомобилисты настойчивы, а значит, мы просто получим растущее количество водителей без страховок.

Страховые не имеют права отказывать в продаже полиса ОСАГО обратившимся клиентам. Для аварийных категорий клиентов страховые могут устанавливать повышенный базовый тариф, плюс часть параметров учитывается коэффициентами, например аварийность — с помощью КБМ, неопытность водителя — коэффициентом возраста и стажа. Год назад состоялась очередная реформа ОСАГО, которая позволила страховым более гибко подходить к формированию цены полиса и увеличила максимальную его стоимость.

Какие документы нужны для оформления ОСАГО при покупке б/у авто?

Чтобы оформить полис ОСАГО в страховой компании, подготовьте:

  • ПТС;
  • паспорт;
  • диагностическую карту со свежей отметкой;
  • водительское удостоверение и копии удостоверений лиц, вписанных в полис.

Страховщики не оформят полис без подлинной диагностической карты, поэтому покупателю важно пройти техосмотр в аккредитованном центре.

Бланк заявления ОСАГО выдает страховщик. Вам нужно заполнить все без помарок.

Перед визитом в страховую компанию уточните, какие бумаги потребуются. Список может быть расширен из-за регламента организации.

Где оформить ОСАГО

Существует несколько способов оформить страховку. Оптимальный вариант для получения полиса – это официальный офис страховой компании. Перед тем, как отправиться за покупкой страховки, стоит уточнить, есть ли в компании достаточное количество бланков полисов.

Где оформить ОСАГО

Можно воспользоваться услугами страхового брокера. Такой вариант удобен, так как агенты часто идут на встречу клиентам и привозят документы сами. Однако стоит осуществлять покупку полиса только у проверенных брокеров.

При покупке у незнакомого брокера стоимость страховки может быть гораздо дешевле, но есть риск получить ОСАГО на поддельном бланке. Найти добросовестного брокера очень сложно, ведь они «кормятся» процентом от продаж и готовы пойти на любой обман. Как не угодить в ловушку? Прежде, чем переходить к делу, соберите о брокере как можно больше сведений и, конечно, проверьте лицензию. Также не поленитесь позвонить в страховую компанию и узнать, действительно ли работает у них данный сотрудник. Если вы найдете хорошего специалиста, то он поможет вам приобрести полис быстро и максимально выгодно.

Оформление ОСАГО при покупке подержанного автомобиля осложнено отсутствием возможности купить страховку онлайн. Система выдает ошибку, если владелец и его автомобиль не были застрахованы по ОСАГО в предыдущем году.

Стоит отметить, что приобрести автогражданку на поддержанный авто вы должны в течение 10 дней после покупки.

2. Федеральный закон “Об ОСАГО”

Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”, глава 2, статья 4, пункт 2:

2. При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.

Таким образом, на реализацию обязанности водителю отводятся 10 дней.

Отличия ОСАГО от КАСКО

ОСАГО и КАСКО – две разные программы страхования. Отличие заключается не только в нормативном регулировании.

ОСАГО – страхование автогражданской ответственности, требующееся на государственном законодательном уровне. Такой полис защищает обязательства водителя перед другими участниками дорожного движения. Иными словами, если собственник машины будет ответственен за вред, причиненный другим ТС или третьим лицам, то страховая компания покроет затраты на ремонт автомобиля или лечение потерпевших. Свою машину виновнику придется восстанавливать за свой счет.

Сумма покрытия «автогражданки» (ОСАГО) не может превышать:

400000 рублей при порче чужого ТС;

500000 рублей в случае причинения вреда здоровью потерпевших.

КАСКО направлено на защиту личных имущественных интересов. Такой полис страхует автомобиль и покрывает затраты на его ремонт. При этом компания не принимает в расчет степень вины водителя. Даже если он будет являться инициатором происшествия, СК покроет стоимость восстановительных работ. Вред, причиненный действиями страхователя третьим лицам, не компенсируется.

Кроме ущерба, полученного в результате ДТП, КАСКО «защищает» автомобиль от ряда других происшествий:

повреждения вследствие природных катаклизмов;

неправомерных действий злоумышленников (поджог, кража комплектующих и пр.);

повреждений лобового стекла, вызванных попаданием гравия из-под колес впереди идущих автомобилей;

самостоятельной непредумышленной порчи ТС.

Финансовая защита при тех или иных ситуациях должна быть прописана в договоре. Максимальный размер компенсации зависит от суммы, на которую был застрахован автомобиль. Она не может превышать стоимость самого ТС.

Для всесторонней защиты можно одновременно оформить две страховки. В таком случае при ДТП КАСКО покроет расходы на восстановление собственного авто, а ОСАГО компенсирует убытки потерпевшей стороне.

Сроки оформления страхового полиса

Согласно законодательству, в течение 10 дней после приобретения машины (отсчет ведется с даты, зафиксированной в договоре купли-продажи) покупатель может легально передвигаться на ней без страховки. За это время водитель должен выбрать страховую компанию и оформить полис, если по каким-либо причинам это не удалось сделать в автосалоне.

Однако есть и некоторые нюансы:

  • При покупке нового авто из салона страхование машины ОСАГО должно быть оформлено до регистрации транспортного средства – уже при посещении ГИБДД Вам придется предъявить полис. После того как Вы получите регистрационные номера, Вам понадобится еще раз посетить страховую компанию и вписать сведения о номере в договор страхования.
  • Если купленный автомобиль без номеров нужно транспортировать к месту регистрации собственника, то владельцу следует получить транзитные номера, затем оформить транзитный полис ОСАГО (срок его действия – до 20 дней). После доставки машины к месту проживания собственника он оформляет полис ОСАГО и получает регистрационные номера.

Страховка оформлена, но полиса при себе нет

Действующий закон требует не только оформить страховку, но и держать страховой полис при себе. Документ нужно возить с собой в машине и предъявлять по требованию сотрудника ДПС. Даже если автомобиль застрахован, но полис «забыт дома», сотрудник вправе выписать штраф.

Его можно избежать, если полицейский решит проверить наличие страховки по базе ОСАГО. Убедившись, что машина застрахована, он вправе или оштрафовать «забывчивого» водителя, или вынести предупреждение.

Постоянно возникают технические сбои

Между тем проблемные категории все-таки существуют. Руководитель движения «МотоМосква» Андрей «Проректор» Иванов отмечает, что сложности с оформлением ОСАГО традиционны для всех без исключения байкеров независимо от возраста, модели мотоцикла и региона.

Мотоциклист на дороге в Москве

«Самостоятельно оформить полис на сайте РСА невозможно, равно как и на сайтах самих страховых, там постоянно возникают технические сбои. У меня самостоятельное оформление так и не получилось. Сайты уверенно отказывались то запоминать напечатанное, заставляя по десятку раз вбивать одно и то же, то теряли данные полиса или диагностической карты. В итоге все вынуждены обращаться к знакомым агентам, которые берутся за оформление, постоянно подчеркивая, что испытывают сложности с оформлением и передачей полиса в компанию. Также говорят, что их ругают за большое число полисов по двухколесным», — констатирует мотоциклист.

Иванов отмечает, что, даже когда его коллеги пытаются оформить страховку офлайн, то есть приезжают в офис страховой компании, им дают направление на осмотр в другом конце города, а то и в Новую Москву, если речь идет о столице.

Что говорят в страховой

Мы обратились за комментарием в компанию «АСКО-Страхование», где описанные трудности назвали лишь частными случаями.

— У компании «АСКО-Страхование» десять офисов для работы с клиентами, и да, периодически в том или ином офисе возникает наплыв автомобилистов, поэтому мы советуем пользоваться сайтом и заранее уточнять, в каком офисе свободно, — сообщил представитель компании.

Что касается сбоев в работе программы, то с «невыгодностью» клиента они не связаны:

— Да, к сожалению, случаются программные сбои, и, если они на нашей стороне, мы стараемся устранить их максимально быстро, — объяснили в «АСКО-Страховании». — Но бывают сбои и в работе с базой данной РСА, и здесь мы зачастую ничего не можем сделать. Но проблема не носит системного характера — это просто временные сложности.

Отчасти нестабильность работы страховой базы объясняется недавним запуском новой версии системы АИС ОСАГО (ее называют АИС ОСАГО 2.0), из-за чего, по данным Банка России, действительно возросло число жалоб со стороны клиентов.

Как оформить страховку на подержанный автомобиль

страховка на подержанный автомобиль

Для оформления автогражданки нужно совершить несколько действий:

  • выбираем страховую компанию;
  • проверяем наличие отметки о техосмотре и проходим его в случае необходимости;
  • собираем документы;
  • посещаем офис страховой компании, внимательно заполняем все строки заявления, предоставляем документы;
  • оплачиваем нужную сумму и получаем на руки полис, данные в котором внимательно сверяем с оригиналами.
  • занесите номер телефона поддержки страховой компании при ДТП в список контактов;
  • внимательно ознакомьтесь с правилами страховой компании, аккуратно сложите бланки для оформления ДТП (их выдадут вместе со страховым полисом);
  • проверьте наличие оригинала чека, прикрепленного к бланку ОСАГО. Иначе в последствии могут отказать в страховой выплате из-за отсутствия чека об оплате.

Помните! ОСАГО – это страхование ответственности водителя перед другими участниками движения, а не автомобиля, поэтому наличие последнего не требуется для оформления автогражданки.

Сколько стоит страховка на автомобиль

 страховка на автомобиль

Стоимость ОСАГО

Наличие ОСАГО является обязательным по законодательству РФ. Поэтому цена на него одинаковая для всех страховых компаний. Стоимость ОСАГО зависит от следующих факторов:

  • разновидность транспортного средства;
  • регион;
  • физический возраст страхователя и стаж вождения;
  • мощность мотора;
  • количество аварий.

Для молодых водителей стоимость ОСАГО будет выше из-за возраста и стажа, для опытных – из-за аварий, если таковые имеются. Стоимость ОСАГО варьируется от 12 000 до 23 000 рублей.

Выплата ОСАГО

Для выплаты пострадавший должен обратиться в страховую компанию виновника аварии. Стоит учесть, что при вашей вине в ДТП цена выплаты будет учитываться в соответствии с износом автомобиля (его возраст и пробег).

Порог выплаты ОСАГО – 400 000 рублей. Если цена ущерба оказалась выше, то вы вправе взыскать ее разницу через суд и виновника ДТП.

Выплата ОСАГО

Стоимость КАСКО

В отличие от ОСАГО, КАСКО самостоятельно назначает цену за полис. В среднем, она составляет 4-12% от рыночной стоимости машины. Вам могут отказать, если вы не подходите по требованиям компании в момент заключения договора. Допустим, превышен возраст автомобиля. Также в договоре прописывается сумма компенсации или ремонта. В показатели формирования стоимости КАСКО входят:

  • возраст и стаж водителя (чем младше, тем дороже);
  • условия хранения автомобиля;
  • семейное положение;
  • установка сигнализации;
  • количество аварий;
  • возраст автомобиля;

На последнем стоит заострить внимание. Чем старше машина, тем выше будет цена КАСКО. Риск поломки у подержанного автомобиля больше, а ремонт обходится не дешевле ремонта новых авто.

Достоинства и недостатки КАСКО

  • спокойствие за автомобиль на год вперед;
  • получение денежных средств или ремонта в случае аварии и непредвиденной ситуации, независимо от обстоятельств.
  • Высокая стоимость. 4-12% от рыночной цены автомобиля может обойтись в кругленькую сумму.
  • Неурегулированные законодательством цены.
  • Нежелание страховых компаний оформлять б/у автомобили.
  • Затягивание выплат.
  • Фиксирование каждого случая в ГИБДД для получения справки.

КАСКО экономит ваши нервы, но тратит на это деньги. Большие или нет – решать вам.

3. ПДД

2.1.1 1 . В случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена Федеральным законом “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”, представить по требованию сотрудников полиции, уполномоченных на то в соответствии с законодательством Российской Федерации, для проверки страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства. Указанный страховой полис может быть представлен на бумажном носителе, а в случае заключения договора такого обязательного страхования в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 указанного Федерального закона, в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.

То есть ПДД также ссылаются на рассмотренный выше закон “Об ОСАГО”, который разрешает ездить без страховки до 10 дней при покупке машины.

Подведем промежуточные итоги. Ни в правилах дорожного движения, ни в кодексе об административных правонарушениях не упоминается о периоде в 10 суток, в течение которого можно ездить без полиса ОСАГО. Именно этот момент и вызывает непонимание у большинства водителей. Закон “Об ОСАГО” открывают лишь единицы автовладельцев. Остальные же предпочитают сразу после покупки автомобиля приобрести полис ОСАГО.

Где оформлять полисы

Если водитель решил приобрести ОСАГО и КАСКО, то он должен помнить, что страховщики не имеют права заставлять клиента оформлять оба полиса в одной компании. Водитель волен самостоятельно выбирать организации. Он может оформить полисы как в одной, так и в разных фирмах.

Приобретение документов в одной СК поможет сэкономить время на походы в разные организации. Оформление ОСАГО и КАСКО у одного страховщика имеет и другие положительные моменты:

возможность получения скидки при приобретении двух страховых продуктов;

хорошая «репутация» по ОСАГО поможет получить бонусы на приобретение КАСКО у постоянного страховщика.

Не всегда решение оформить обе страховки в одной СК является целесообразным. Если водитель постоянно приобретает «автогражданку» в одной компании, а предложения на КАСКО в этой организации невыгодны, то рекомендуется изучить варианты других участников рынка.

Стоимость ОСАГО установлена на законодательном уровне и не имеет существенных отличий у разных страховщиков. Цена на КАСКО не регулируется государством, определяется компаниями самостоятельно. Кроме того, разные организации могут предлагать различные программы страхования, зависящие от включаемых рисков или возможности получать бонусы и скидки.

Сроки действия полиса

Договор ОСАГО водитель и страховая компания заключают на 1 год. Однако российское законодательство разрешает физическому лицу, которое является собственником автомобиля, заключить договор ОСАГО с ограниченным сроком использования авто. В этом случае минимальный срок действия полиса составляет 3 месяца.

Если Вы приобрели транспортное средство в кредит, то в большинстве случаев банк потребует, чтобы полис ОСАГО был оформлен на срок не менее 1 года. При этом рассрочка платежа недопустима. Моментом начала действия страховки в этом случае считается дата получения кредита.

Если полис электронный

Если страховка оформлена в электронном виде, распечатывать полис не обязательно. Однако чтобы гарантированно избежать штрафа, необходимо предоставить сотруднику ГИБДД как минимум его серию и номер. А лучше скачать е-ОСАГО на телефон, чтобы иметь возможность предъявить его при необходимости.

В 2021 году наказание за отсутствие у водителя подтверждения имеющегося полиса ОСАГО не изменилось: штраф 500 рублей либо устное предупреждение.

У таксистов тоже сложности

С такими же проблемами сталкиваются и таксисты. Например, пользователь Facebook Алла Зефирова просит помощи у интернет-сообщества:

«…Неделя ушла на оформление ОСАГО для такси. Безуспешно.<…> Всё заточено на то, чтобы не оформить полис. <…> Поделитесь контактами, кто страхует такси. <…> Две страховые проводят осмотр в Зеленограде и Троицке».

Автомобили такси на стоянке

В подобных ситуациях эксперты советуют сразу писать жалобу в Центральный Банк России, осуществляющий надзор в том числе за страховым рынком.

Проблема набирает обороты

По мнению директора «Центра страхования» Кирилла Смолина, проблема всё же носит системный характер и продолжает усугубляться:

— Во многих страховых сегментация клиентов на «выгодных» и «невыгодных» встречалась и раньше, но «АСКО-Страхование» до последнего времени работала мягче, страхуя всех обратившихся, включая «токсичные» категории вроде таксистов и водителей грузовиков, — говорит специалист. — Видимо, недавно компания изменила подходы и теперь стремится тем или иным образом отсечь часть клиентов, которые имеют невыгодные с точки зрения страховой статистики параметры.

Помимо специфических категорий (мотоциклисты, таксисты, владельцы коммерческого транспорта), в список «невыгодных» чаще всего попадают неопытные и аварийные водители. Проблема существует не первый месяц: например, вот история молодого автомобилиста, которого бортанули страховые. Зачастую не спасает и электронное оформление полиса, которое всё равно идет через сайт страховой компании, позволяя ей отсечь «невыгодного» клиента с помощью ряда уловок (например, поймав его не несоответствии тех или иных параметров в базе данных).

Кирилл Смолин считает, что проблема связана с очередным витком борьбы страховых за повышение тарифов. Если не принять мер, может вернуться практика продажи ОСАГО «невыгодным» клиентам только в пакете с другими продуктами страховых.

4. Решение Верховного Суда о покупке страховки

Дополнительным подтверждением того, что за отсутствие ОСАГО в первые 10 суток владения автомобилем не может быть наложен штраф, является решение Верховного Суда РФ от 17.04.2012 N АКПИ12-205:

Ссылка заявителя на противоречие пункта 2.1.1 Правил Федеральному закону от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” несостоятельна. Пункт 2 статьи 4 данного Федерального закона обязывает владельца транспортного средства застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им. Следовательно, до истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса, что непосредственно вытекает из оспариваемой нормы Правил, предусматривающей обязанность водителя иметь при себе данный страховой полис лишь в случаях, установленных федеральным законом.

Таким образом, срок оформления ОСАГО после покупки автомобиля составляет 10 дней. В течение этого срока ГИБДД не имеет права наказывать водителя за отсутствие страховки.

В заключение хочу отметить, что в момент обращения в ГИБДД для регистрации машины у водителя должен быть действующий страховой полис. На практике некоторые водители ради экономии покупают ОСАГО, которое начинает действовать лишь на 11-й день владения машиной. Однако такую страховку не получится использовать для регистрации в первые 10 дней. А в случае пропуска срока обращения в ГИБДД будет наложен штраф за нарушение сроков страхования.

В заключении

КАСКО не заменяет ОСАГО, оформление последнего является обязательным. Управление машиной без этого полиса запрещено и может повлечь за собой наложение штрафа. «Автогражданка» гарантирует только компенсацию ущерба, который может быть причинен действиями страхователя.

Документы, необходимые для оформления страховки

Чтобы заключить договор ОСАГО, собственник транспортного средства должен заполнить выданное сотрудником страховой компании заявление установленного образца, а также предъявить следующие документы:

  • Паспорт;
  • Паспорт транспортного средства;
  • Водительское удостоверение собственника и тех лиц, которые допущены к управлению автомобилем.

Если Вы страхуете новый автомобиль, то талон техобслуживания и диагностическая карта Вам не понадобятся. Эти документы, а также предыдущий полис ОСАГО нужны лицам, которые страхуют авто с пробегом. Если оформлением полиса занимается не сам владелец ТС, а доверенное лицо, то пригодится доверенность.

После оформления полиса Вам выдадут:

  • Оригинал страхового полиса с подписями обеих сторон, печатью страховой компании и специальным знаком государственного образца;
  • Буклет с информацией о правилах ОСАГО;
  • Извещение о ДТП (2 экземпляра);
  • Памятку страхователю;
  • Квитанцию о получении денег от клиента.

Водитель не указан в полисе

Одним предупреждением точно не обойтись, если за рулем автомобиля — человек, не указанный в полисе. Закон разрешает управление только тем лицам, которые значатся в страховке. Даже если владелец авто или страхователь, вписанный в ОСАГО, находится рядом, сотрудник ДПС обязан выписать штраф.

Единственное исключение сделано для водителей, только что купивших автомобиль или получивших его в дар. При наличии соответствующего документа фактически разрешается езда без ОСАГО — с полисом, оформленным на предыдущего владельца. Но срок ограничен — можно ездить только 10 дней с даты составления договора.

Если страховка на автомобиль есть, но водитель в нее не вписан: штраф 500 рублей.

Регистрация армянская, владелец российский

Еще одна проблемная категория автовладельцев — это российские владельцы машин с армянскими номерами. Некоторое время назад российский гражданин мог приобрести автомобиль в Армении по очень выгодной цене, заплатить пошлины по армянским ставкам, которые были намного ниже российских, и преспокойно пересечь границу, не декларируя машину и не оформляя временный ввоз. Некоторым нравилось и то, что армянский регистрационный знак давал иммунитет против дорожных камер. Кроме того, не нужно было платить российский транспортный налог. В какой-то момент таких автомобилей стало очень много, и в 2020 году начались массовые претензии ГИБДД и таможенных органов к их владельцам.

Остановка сотрудником ДПС автомобиля

«В большинстве случаев машины с армянскими номерами принадлежат гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим в РФ. Электронные полисы, насколько я знаю, на такие машины не оформляют. Ограниченный круг страховых оформляет в бумажном виде. Но поскольку тут есть момент, что автомобиль зарегистрирован в другом государстве, а принадлежит российскому гражданину, то страховщики используют повышенные коэффициенты», — комментирует эксперт по международному праву, юрист Юрий Демин.

Как бороться со строптивыми страховыми

Напомним, что страховая компания не вправе отказать клиенту в продаже полиса и может лишь установить для отдельных, «невыгодных» категорий повышенный базовый тариф (но в пределах коридора 2471–5436 рублей).

Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов рассказал, что до него доходят жалобы из разных регионов, как правило, от водителей такси. При этом он обрисовал алгоритм действий в случае отказа страховой:

— Договор ОСАГО публичный, поэтому ни одна компания не имеет права лишать клиента возможности оформить полис, если он явился в компанию лично (при обращении по почте на это дается месяц), — рассказал Сергей Ефремов. — Если же отказ происходит, пишите заявление на имя руководства страховой с требованием оформить полис и в случае отказа настаивайте на письменном обосновании его причин, после чего направляйте жалобу в РСА и Банк России.

Разговор с представителем страховой лучше записывать на смартфон. Как правило, видя настырного клиента, страховые идут на уступки и выдают полис в соответствии с законом.

Сергей Ефремов добавляет, что молодые водители действительно являются убыточной категорией для страховых, но это отчасти учтено повышенными коэффициентами стажа и возраста.

Куда жаловаться? Во-первых, отправьте обращение в интернет-приемную Банка России или задайте вопросы по телефону горячей линии 8-800-250-40-72 (звонок по России бесплатный). Во-вторых, направьте жалобу в адрес Российского союза автостраховщиков.

Стоимость оформления страховки

Тарифы ОСАГО зависят не только от базовых ставок, но и от коэффициентов. Базовые ставки устанавливаются на основании технических характеристик автомобиля, его назначения и конструктивных особенностей. Предельные значения ставок регламентированы в пр. №1 Указания ЦБ РФ от 19.09.2014 г. № 3384-У.

Коэффициенты зависят от следующих факторов:

  • Территория эксплуатации автомобиля (например, риск ДТП в мегаполисах значительно выше, чем в небольших городах);
  • Мощность мотора;
  • Количество лиц, которые имеют право управления авто;
  • Водительский стаж;
  • Наличие или отсутствие сделанных ранее страховых выплат (коэффициент «бонус-малус»);
  • Период эксплуатации автомобиля;
  • Наличие условий для использования прицепа;
  • Срок действия страхового полиса.

Возраст машины не имеет значения при формировании стоимости страховки – она равна произведению базовой ставки и коэффициентов.

Базовые тарифы, действующие в 2017 году:

Тип ТС Базовый тариф (в руб.)
Минимальный Максимальный
ТС категории B и BE:
– для юридических лиц 2573 3087
– для физических лиц 3432 4118
– используемые, как такси 5138 6166

Если Вы оформляете ОСАГО каждый год, ездите аккуратно, без нарушений и ДТП, то Вы можете претендовать на 5% скидку при заключении договора.

Отсутствие ОСАГО или истекший срок действия полиса автоматически означает невозможность использовать автомобиль. В противном случае Вы можете получить штраф (800 рублей) или даже лишиться прав. Отказ от страхования автомобиля означает, что при попадании в ДТП, виновником которого признан водитель авто без ОСАГО, ему придется самостоятельно возместить ущерб пострадавшим. Это зафиксировано гражданским законодательством РФ.

Полис ОСАГО должен все время находиться у водителя, поскольку при проверке документов сотрудником ГИБДД и отсутствии страховки на руках (потеряли или оставили дома) Вас ожидает предупреждение или штраф в размере 500 рублей. Это актуально только в том случае, если у Вас есть страховка и срок ее действия не истек.

За езду без ОСАГО можно попасть под арест

Параллельно входит в моду арест водителей, которые ездят без ОСАГО. На днях глава ГИБДД России Михаил Черников в ответ на запрос депутата ЛДПР Ярослава Нилова подтвердил законность такого подхода. О подобном прецеденте мы рассказывали недавно — автомобилиста обвинили в невыполнении законного распоряжения сотрудника полиции, за что по части 1 статьи 19.3 КоАП ему грозило наказание вплоть до ареста на 15 суток. В том случае он отделался штрафом в 3000 рублей.

Позже в фокус внимания СМИ попали еще два похожих инцидента, закончившиеся реальным арестом: в одном случае — на двое суток, в другом — на семь.

ОСАГО нет или истек срок действия страховки

Самое суровое наказание грозит автовладельцам без страховки. Отсутствие самого факта страхования наказывается штрафом — причем во всех случаях:

  • если автовладелец сознательно не оформил страховку («сэкономил»);
  • если срок страхования истек («забыл»);
  • когда новый полис еще не начал действовать, а старого уже нет («поторопился»).

Никакого «иммунитета» для нарушителей закона о гражданском автостраховании нет. Сотрудники ДПС могут штрафовать водителя без ОСАГО сколько угодно раз на протяжении дня.

Размер штрафа за отсутствие ОСАГО в 2021 г. пока остается прежним: 800 рублей.

Внутренний приказ или программный запрет

При оформлении через «Е-Гарант» 95% страхователей получают ОСАГО. Оставшиеся 5% — это отказы из-за некорректного ввода данных или недействительных документов, рассказал «Известиям» источник в страховом брокерском бизнесе.

Алгоритмы сайтов страховых компаний, по данным источника, настроены таким образом, чтобы отсеять убыточные категории граждан. Из десяти заявок от «несегмента» одобряется только три, а семь перенаправляются в «Е-гарант», чтобы передать заявку другой страховой компании. Таким образом, общее число убыточных пользователей равномерно распределяется по всем страховым компаниям.

знак «Начинающий водитель»

К «несегменту» относятся молодые водители в возрасте до 23 лет и с общим стажем менее трех лет, а также такси, мотоциклы, спецтехника и грузовики, принадлежащие физическим лицам. У данных категорий водителей также будут проблемы и с офлайн-оформлением полиса. У многих страховых агентов запрет на оформление «несегмента» — это может быть внутренний приказ или программный запрет. Если брокер или страховой агент продолжает работу с такими клиентами, его могут оштрафовать, лишить премии или вовсе расторгнуть договорные отношения, рассказал источник.

«Приезжайте завтра»

В офисах тоже существует негласное правило не выдавать полисы убыточным категориям. Под любым предлогом менеджеры будут стараться проводить такого водителя на выход.

«Способов может быть много: «приезжайте завтра», «у нас закончились полисы», «не работает база» и т.д. Если человек умен, он попросит письменный отказ. Скорее всего, в этот момент менеджер поймет, что лучше выдать полис и не вступать в конфликтную ситуацию, так как отказать человеку он не имел права. Если же представитель страховой стоит до последнего, автовладелец просит аргументировать, почему ему отказали, в письменной форме. Если снова отказ, то он пишет претензию с содержанием: «Прошу разобраться. Я, имярек, пришел в офис с целью получить полис ОСАГО», — и они обязаны поставить входящий номер. Далее ему отвечают с исходящим номером, и с ним можно уже идти в суд или, что чаще всего, за своим полисом ОСАГО, так как в ответе придет вежливое приглашение в офис для оформления», — заключает источник в страховом брокерском бизнесе.

К чему привели прошлые кризисы ОСАГО

Сложности с покупкой полиса, обострившиеся в 2014 году, повлекли масштабную реформу ОСАГО, которая прошла в два этапа. Так, в 2014–2015 годах базовый тариф, неизменный в течение 10 лет, подняли с 1980 рублей до 3432–4118 рублей, то есть впервые ушли от жесткого ценообразования. Стоимость полисов выросла примерно двукратно, но это не помогло: в 2016-м рынок опять столкнулся с дефицитом.

Для борьбы с нездоровой ситуацией было принято несколько мер, в частности, электронная продажа полисов и очень спорная система «Единый агент». Для борьбы с навязанными страховками жизни или имущества Банк России ввел период охлаждения, позволяющий в течение 14 суток расторгнуть ненужный договор.

Ситуация на рынке более-менее стабилизировалась, но реформа ОСАГО продолжилась. В 2017 году состоялся переход на «натуральное ОСАГО», когда приоритетной формой компенсации ущерба стало направление на ремонт. В 2019 году для решения участившихся споров между клиентами и страховыми добавили новую инстанцию — финансового омбудсмена. При оформлении мелких ДТП приоритетным способом стал европротокол — лимит выплат подняли до 400 тысяч, а саму процедуру упростили.

Для фундаментального решения проблем с доступностью ОСАГО власти выбрали путь «либерализации» процедуры: если в нулевых годах стоимость полиса определялась самим законом об ОСАГО, то постепенно появился тарифный коридор, что позволило страховым гибче подходить к тарификации разных групп клиентов. В 2020 году тарифная вилка была расширена и сейчас составляет 2471–5436 рублей. Кроме того, власти ввели более детальную сетку коэффициентов, например возраста и стажа, что должно было снять проблему молодых водителей. На практике же даже возросшие тарифы не сделали ОСАГО полностью доступным, а значит, стоит ждать очередного витка «либерализации» (то есть повышения) ставок.

Какие изменения могут произойти в 2021 году?

Наказание за езду без страховки ОСАГО планируется ужесточать. По разработанному законопроекту, водителям, не оформившим договор страхования, может грозить штраф 5000 рублей, а при повторном нарушении — лишение прав на срок до 6 месяцев. Однако законопроект пока не принят и вряд ли будет реализован в 2021 году.

Зато велика вероятность, что уже в этом году за езду без ОСАГО начнут штрафовать с помощью дорожных камер. Такая система уже опробована и признана успешной. Скорее всего, она будет запущена сперва в некоторых регионах, а затем и по всей стране. Причем количество штрафов с камер ограничат: за один день водителю можно выписать только один штраф.

Так можно ли ездить без страховки ОСАГО?

Отсутствие страховки на автомобиль в 2021 году, как и прежде, наказывается исключительно штрафом (800 или 500 рублей). Если нарушение несерьезное, водитель может отделаться предупреждением. Информации об ужесточении санкций за езду без ОСАГО в этом году пока нет, но планируется автоматическая фиксация данного нарушения. Ездить без страховки, в любом случае, не стоит — это чревато серьезной ответственностью при ДТП.

К счастью, в 2021 году можно купить ОСАГО на автомобиль онлайн без каких-либо хлопот. Для удобства на нашем сайте есть сервис онлайн-автосрахования, который позволяет не только приобрести полис не выходя из дома, но и сравнить тарифы и конечную стоимость у разных компаний.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий