Охлаждающая жидкость для автомобиля. Ее разновидности и как выбрать

Автовладельцы в качестве хладагента используют тосол или антифриз. Вот только недавно купившему машину водителю не понять, какая жидкость залита в бачок, если бывший хозяин автомобиля не скажет сам. А ведь охлаждающая жидкость не дает силовому агрегату перегреться. Поэтому важно знать, чем отличаются друг от друга различные виды ОЖ и какую из них заливать в двигатель.image

Зачем автомобилисту это знать

  • при покупке машины. Если автомобиль только куплен, то опытные механики рекомендуют будущему хозяину узнать какой хладагент залит в машине. Следующим вопросом, который должен будет задать автовладелец продавцу: «Когда был поменяна ОЖ в последний раз?»;
  •  при проблемах с системой охлаждения в автомобиле. Например, когда плохо работает печка, либо перегревается двигатель. Причиной этих неполадок становится некачественный хладагент. Поэтому надо понимать, какую ОЖ разрешил использовать в автомобиле производитель;
  • при стабильной работе системы охлаждения. В этом случае потребуется поменять охлаждающую жидкость именно на ту, которая была залита до момента покупки.

ОЖ бывают нескольких видов. По ним определяют рабочий температурный диапазон, защитные характеристики.

image Какие виды хладагента производят компании:Тосол – это отечественная марка охладителей. Расшифровывается аббревиатура как «Технология органического синтеза». Состоит из компонентов:

  • этиленгликоль;
  • дистиллят.

Тосол появился еще в советское время. А антифриз пришел на рынки России уже после развала СССР.Антифриз – это разработка западных специалистов. Эта жидкость охлаждает двигатель в летнее время и не замерзает в зимний период. Антифриз классифицируют по следующим типам:

  • G 11 (жидкость зеленого цвета) – для изготовления используют силикатную технологию. ОЖ состоит из органических соединений. Защищает систему от коррозии. Совместим с радиаторами из алюминия. К этому классу относится отечественный тосол;
  •  G 12 (красного цвета) – для изготовления используют карбоновые кислоты. Все также добавляются органические соединения в жидкость. Такой антифриз можно эксплуатировать пять лет не меняя его в машине;
  • G 12 + – изготавливается из соединения органических и синтетических добавок. В Европе при создании антифриза этой марки используют силикаты, а в США, наоборот, нитриты;
  • G 12 ++ – производство этого класса началось в 2008 году. Это жидкость, разработанная на синтетической основе. Совместим с радиаторами из меди и латуни;
  • G 13 – класс появился в 2012 году. Состоит из экологичных соединений нового поколения. Не вредит окружающей среде и не наносит вреда радиаторной решетке и системе охлаждения в целом.

Составы красного цвета обеспечивают работу двигателя до минус 65 градусах по Цельсию. Составы синего и зеленого цвета – до минус 45 градусов.

Как определить, что залито

Определяют, что залито в машине простыми способами и экспериментами, которые сможет провести обычный автовладелец:

  1. потрогать и понюхать. Отечественный тосол не маслянистый, а антифриз не имеет запаха и на ощупь сильно смахивает на масло;
  2. поместить в морозильную камеру немного жидкости из системы. Если замерзнет, то это некачественный тосол. Если не замерзнет, то значит залит антифриз G 13;
  3. соединить с водой. Нужно налить воды и ОЖ в бутылку в пропорции 1:1. Подождать один час. Если появится осадок и на глаз будет видно разделение между водой и жидкостью, то это тосол. Если ничего не произойдет, то это антифриз;
  4. измерить плотность. Для этого понадобится ареометр, а температура окружающей среды должна быть выше 20 градусов со знаком плюс по Цельсию. Поместить прибор в жидкость и посмотреть на отображение плотности. Если она составляет 1,073 – 1,079 г/см, то в системе залит антифриз.

Можно ли смешивать антифриз с тосолом

Смешивание синтетических и минеральных хладагентов приводит к образованию твердых частиц. Они забивают патрубки, фильтрующие элементы. В результате нарушается циркуляция охлаждающей жидкости по системе. Это приводит к перегреву мотора. А высокие температуры в свою очередь негативно влияют на:

  • сальники. От резких перепадов температур (например, перегрев мотора зимой) резиновые уплотнители трескаются, дубеют.
  • головку блока цилиндров. Она деформируется. Это приводит к капитальному ремонту;

Поэтому смешивать антифриз и тосол нельзя ни в коем случае.

Выводы

В охлаждающие системы иностранных машин лучше всего заливать хладагент класса G13. Производитель обещает высокий теплообмен и длительный срок эксплуатации. В течение пяти лет автовладелец может не заглядывать в расширительный бачок с этим антифризом, если, конечно, в нем нет течи. Для отечественных автомобилей подходит обычный тосол класса G11. Эта ОЖ обеспечит стабильную работу вашей машины.

Видео по теме:

А вы в свою машину заливаете тосол или антифриз? Делитесь в комментариях! Антон Галич Главный редактор сайта Общая рекомендация по замене охлаждающей жидкости гласит, что менять ее необходимо, по крайней мере, раз в два года или каждые 40-50 тысяч километров пробега. Но иногда износ антифриза наступает и раньше. Жидкость вырабатывает ресурс и уже не выполняет своих функций в системе охлаждения, а наоборот, может стать причиной неполадок в ее работе.

Фото: iStock Почему опасно ездить в режиме “эко”

Как автомобилист может понять, нуждается его автомобиль в замене охлаждающей жидкости еще до наступления срока замены по величине пробега? Поговорим о том, что может помочь автовладельцу правильно определить состояние антифриза.

Охлаждающая жидкость теряет со временем свои свойства и перестает выполнять свою главную функцию: защищать двигатель от перегрева, обеспечивать его бесперебойную работу и препятствовать образованию коррозии на компонентах мотора.

Для контроля состояния охлаждающей жидкости существуют и сложные приборы, и простые приспособления. Среди них – тестовые полоски, которые помогают определить кислотно-щелочной баланс охлаждающей жидкости и температуру ее замерзания. Лакмусовую бумажку нужно опустить на пару секунд в антифриз и подождать примерно 40 секунд, чтобы она высохла. Затем необходимо сверить цвета, которые проступили на полоске, с индикаторной цветовой шкалой, которая на нанесена на упаковку.

На самой полоске обычно есть несколько цветовых индикаторов. Цвет первого индикатора (самый дальний от ручки тестовой полоски) показывает уровень содержания хладагента в охлаждающей жидкости. Если при сравнении цветов оказывается, что содержание хладагента меньше 50%, то это повод заменить антифриз.

Щелочное число можно проконтролировать по второму цветовому индикатору. Если при сравнении с индикаторной шкалой видно, что цвет индикатора соответствует значению от 6.6 до 10.1, это значит, что антифриз в системе охлаждения не потерял своих качеств и достаточно защищен от окисления. Если при этом третий цветовой индикатор (определение степени кислотности) попадает в промежуток от 6.5 до 9, то охлаждающая жидкость не требует замены. Если же индикатор показывает значение ниже 6.5 или выше 9, то в этом случае рекомендуется поменять жидкость. Это тем более надо делать, если средний индикатор находится ниже значения 6.6.

Названы самые дешевые автомобили России

Помимо тестовых полосок есть еще и другой, менее точный способ проверки состояния охлаждающей жидкости. Для этого нужно взять небольшой объем антифриза из системы охлаждения, налить его в прозрачную емкость и визуально оценить состояние жидкости. Если видно, что жидкость потеряла прозрачность, стала мутной или белой, медлить не стоит, лучше поменять. Тревожным знаком является и красноватый цвет антифриза, такой оттенок указывает на то, что в жидкость попала ржавчина, и что в самой системе охлаждения началась коррозия. Присутствие в охлаждающей жидкости инородных вкраплений, плотных образований, пены и проч., указывает на необходимость проверки всей системы охлаждения.

Добавим, что срок службы антифриза и степень его износа чаще всего определяется качеством самого продукта. Некачественная охлаждающая жидкость служит недолго и часто становиться причиной поломок и дорогостоящего ремонта системы охлаждения автомобиля или даже его двигателя. И наоборот, качественный антифриз “ходит” долго и в самых крайних случаях, даже при превышении интервалов замены, не теряет своих свойств.

Краткое содержание

Охлаждающая жидкость

Кроме того, в современных авто ОЖ (Антифриз, Тосол) используется для следующих целей:

  1. Смазка внутренних частей помпы – насоса, прокачивающего ОЖ.
  2. Охлаждение трансмиссионной жидкости в автоматической КПП. В большинстве автомобилей с АКПП маслоохладитель расположен в корпусе радиатора системы охлаждения двигателя.
  3. Прогрев салона авто в холодное время года. Он осуществляется с помощью системы отопления автомобиля, в которой используется нагретая до высокой температуры охлаждающая жидкость.
  4. Предотвращение появления коррозии в местах соприкосновения ОЖ с металлическими частями системы охлаждения двигателя.

Немного предыстории

До начала массового производства в нашей стране (тогда еще СССР) автомобилей ВАЗ, мало кто из автолюбителей знал о существовании специальной охлаждающей жидкости для двигателя.

И еще меньше было тех, кто пользовался ей. Люди заливали в радиаторы своих, тогда еще не очень многочисленных, «железных коней» обыкновенную воду. И в большинстве своем, даже не дистиллированную, а просто водопроводную.

Даже зимой. Утром заливали горячую воду, а вечером, после постановки машины в гараж, открывали краники на радиаторе и блоке цилиндров и полностью сливали ее.

После того, как с конвейера Волжского автозавода начали серийно сходить «Жигули», специально для них была разработана низкозамерзающая охлаждающая жидкость Тосол.

Это отечественная разработка, да и само слово образовано от названия той организации, где она была создана – отдел Технологии органического синтеза (ТОС) НИИ органической химии и технологии. А окончание «ол» применяется в химической промышленности для обозначения спиртов.

Состав и характеристики Тосола

Тосол – это одна из разновидностей автомобильного антифриза. А антифриз – это жидкость, не замерзающая при низких и очень низких температурах.

Отсюда следует, что в состав Тосола, кроме воды, входит компонент, который не дает ей превратиться в лед при минусовой температуре. Таким компонентом является спирт. Кроме того, в состав этой ОЖ входят различные присадки, улучшающие ее потребительские свойства.

Ниже приведен более подробный перечень компонентов, входящих в состав Тосола:

  • Вода дистиллированная.
  • Этиленгликоль. Это спирт, который смешиваясь с дистиллированной водой, обладает свойством замерзать только при очень низких температурах. В чистом виде он кристаллизуется при температуре примерно -13℃. Если его смешать в равных пропорциях с водой, то температура замерзания понизится до -35℃. Раствор с 67% этиленгликоля и 33% воды замерзнет при температуре -75℃. Сразу нужно отметить, что этиленгликоль – это токсичное для организма человека вещество. Проще говоря – это яд.
  • Неорганические присадки. Этиленгликоль обладает очень высокой степенью токсичности и коррозийной активности. Он способен за короткое время привести в негодность систему охлаждения машины. Чтобы избежать этого, в Тосол вводят антикоррозийные присадки. Кроме этого, чтобы избежать вспенивания и ухудшения свойств спирта, в состав добавляют еще и антивспенивающие и стабилизирующие присадки. А для того, чтобы различать, какой это тип Тосола, в его состав вводят красящие добавки двух цветов – синего и красного.

Официально в России производится несколько марок Тосола со следующими характеристиками:

  • Тосол А-40. ОЖ синего цвета. Содержание воды – не более 50%. Температура замерзания – не менее -40℃. Температура кипения – +110℃. Плотность – 1100кг/м3.
  •  Тосол А-65. ОЖ красного цвета. Содержание воды – не более 40%. Температура замерзания – не менее -65℃. Температура кипения – +110℃. Плотность – 1085-1100кг/м3.
  • Тосол-К (концентрат). Это концентрированный раствор этиленгликоля, в котором содержание воды не превышает 5%. В чистом виде в систему охлаждения не заливается, а разбавляется водой до нужной концентрации.
  • Другие виды антифриза

В настоящее время, наряду с Тосолом, в России появилось очень много охлаждающих ОЖ (антифризов) зарубежного производства. По своим потребительским свойствам они, в большинстве своем, превосходят отечественный Тосол.

Эти антифризы можно разделить на несколько групп:

  • G11 – бюджетные ОЖ на основе этиленгликоля синего или зеленого цвета. В состав входят антикоррозийные и антивспенивающие присадки, а также присадки, имеющие смазывающий эффект. Антифриз этой группы имеет самый короткий срок службы – всего 2 года.
  • G12 – это ОЖ, в состав которой входят этиленгликоль и современные соединения карбоксилатной группы. В этот антифриз добавлены в основном органические присадки, которые имеют выраженный противокоррозийный эффект. Цвет – красный, срок службы – до 5 лет. Эта группа входит в средний ценовой диапазон.
  • G13 – антифризы, в состав которых входит экологически чистый и менее токсичный пропиленгликоль. В состав добавлены те же органические присадки, что и в G12. Цвет – оранжевый или желтый. Срок службы – до 5 лет. В эту группу входят наиболее дорогие марки антифриза.

Как правильно выбрать

Самая большая ошибка – это выбор по цвету. Дело в том, что у разных производителей один и тот же антифриз может быть разного цвета. Да и поддельная продукции, произведенная в «левых» цехах попадается не так уж редко.

Для того, чтобы не ошибиться в выборе антифриза, необходимо руководствоваться следующими критериями:

  1. Необходимо использовать только тот антифриз, который рекомендован Руководством (Инструкцией) по эксплуатации данного автомобиля.
  2. Приобретать ОЖ только в проверенных, желательно фирменных, торговых организациях и сервисных центрах.
  3. Выбирать антифриз надо только проверенных производителей и известный марок.

Если вдруг обнаружилось, что уровень антифриза слишком мал, то ни в коем случае нельзя доливать охлаждающую жидкость другой марки, так как это может привести к непредсказуемым последствиям. Лучше, как временную меру, долить чистую дистиллированную воду.

Подведем итог

Будем надеяться, что эта статья дала вам некоторое представление о том, что собой представляет охлаждающая жидкость для ДВС, для чего она нужна и какие ее виды существуют. И если вдруг в ближайшее время понадобится ее замена, то вы наверняка не ошибетесь в ее выборе.

Antifreeze это, по сути, любая охлаждающая жидкость, которая обеспечивает отсутствие кристаллизации жидкости при минусовых температурах.

К ним могут относиться:

  • вода с минеральными солями. Как известно, вода с солью замерзает при более низких температурах — соответственно, чисто технически такой раствор можно назвать антифризом. Вот только соли очень быстро выпадают в осадок, и система становится беззащитной от разрушительного процесса, о котором мы расскажем чуть ниже;
  • вода + этиленгликоль — вода с двухатомным спиртом замерзают при достаточно низких температурах. Также подходит под определение. Но в таком виде имеет проблему, подобную пункту выше;
  • вода + глицерин — также низкозамерзающая смесь. Дешевле, чем вода + этиленгликоль, но более вязкая смесь. Вязкость снижают дешевым метанолом, получая запрещенный законодательно продукт.
  • тосол — своеобразный «ксерокс» на рынке антифризов, который также, будучи конкретной торговой маркой, обобщился до целой товарной группы. ТОСОЛ — Технология Органического Синтеза + ОЛ (как у спиртов, типа метанОЛа, этанОла и тд) — это марка антифризов, разработанная в 70-е годы в СССР под требования двигателей тех времен.

Плохой антифриз, к сожалению, затрагивает не только систему охлаждения, в которой он работает. Не выполняя свои функции по температурному режиму (вызывая легкий перегрев), плохой антифриз потихоньку убивает ваше моторное масло — оно начинает окисляться быстрее, чем это заложено технически.

Дело в том, что вода с любым спиртом в составе — это серьезный источник коррозии. То есть, заливая водно-спиртовую смесь, вы получаете «дракона» внутри, который коррозией и кавитацией (внутренним кипением) уничтожает систему изнутри. Результаты этого уничтожения ниже:

Сгнили трубки радиатора? Полетела помпа? Расход топлива вырос на 5%? Встали в 30-градусную жару в пробке с закипевшим антифризом? Добро пожаловать в огромную армию пользователей антифризов, на которых недобросовестные производители серьезно сэкономили, а точнее «не заморочились» на одном очень важном, очень незначительным по доле в общей массе, но катастрофически сильно влияющем компоненте — на пакете присадок.

Пакет присадок — это 3–10% от общей массы антифриза, которые:

  • превращают водно-гликолевую смесь из «коррозионного дракона» в жидкость, которая в случае лучших товаров может работать 5–10 лет
  • на 100% различают антифризы по уровню качества
  • требуют огромных инвестиций производителей на исследования и испытания

Антифризы, которые используются автопроизводителями для заливки на заводе, — это жидкости, состоящие из 4 компонентов:

  • деминерализованная вода
  • этиленгликоль (в автомобилях концерна Volkswagen может замещаться глицерином, но не более 20%)
  • пакет присадок, останавливающих сильную коррозию металлов и разъедание полимеров системы охлаждения от этиленгликоля
  • краситель

Первые 3 компонента — прозрачные. Краситель добавляется, чтобы антифризы разных производителей хоть чем-то внешне отличались, кроме как этикеткой и цветом канистры.  

Выбирая антифриз, нельзя ориентироваться на цвет. Надо смотреть только на допуск антифриза, по аналогии с маслами.  

Контрафактные антифризы

Чтобы серьезно сэкономить на антифризе, производителю нужно «поработать» с самой дорогой его частью — этиленгликолем. Поэтому для удешевления продукта этиленгликоль заменяют на вязкий глицерин, разбавленный метанолом. Глицерин и метанол наносят существенный урон современным системам, разъедая алюминий и полимеры, вызывая кавитацию и выкипание жидкости.

Итак, когда европейский производитель антифризов Arteco (поставляет на GM, VAG, Ford и др.) провел легкий анализ российского рынка антифризов, специалисты выявили два «изобретения», специфичных именно для России:

  • глицериново-метанольные смеси
  • соляные растворы

Такие «замечательные» продукты, как глицериново-метанольные смеси, продаются, к сожалению, везде — в крупных гипермаркетах, автомобильных сетевых магазинах, очень много — на авторынках. Метанольные продукты на полке обычно стоят до 300–450 рублей за 5 кг антифриза. До 600 рублей есть также огромная вероятность наткнуться на перекрашенный «тосол», который на этикетке может иметь надписи «Antifreeze», «G11», «G12», «carboxylate», «Recommended for Audi, BMW, Mercedes» и т. д. Эти надписи — исключительно мнение маркетологов компании, которое с правдой не имеет ничего общего, так как рецептура тосола никогда не пройдет испытания мировых автоконцернов.

Почему эти «товары» запрещены законодательно:

  • глицерин как база  — дешевая замена этиленгликолю. База не испытана, никто не имеет никаких исследований, как ведет себя пакет присадок в составе глицерина. Высокая вязкость заставляет его разбавлять метанолом
  • метанол — «разбавитель» вязкого глицерина. Простейший одноатомный спирт, образующий ядовитый формальдегид при определенных реакциях с водой. Выкипает при 85 градусах (в рамках рабочей температуры двигателя), связывает воду и «съедает» алюминий. Запрещен законом для использования в антифризах. Горит при нагреве.

Таким образом, метанольные смеси саморазрушаются в короткие сроки, и через пару месяцев в системе охлаждения вашего автомобиля уже не антифриз, а водно-гликолевая смесь, которая съедает систему изнутри коррозией.

Учитывая, что антифриз меняется раз в 3–5 лет, сэкономив 300–400 рублей 1 раз за 5 лет, вы получите либо одну из этих проблем, либо, возможно, все вместе:

  • замена помпы
  • замена радиатора
  • 5% рост расхода на топливо
  • снижение реального срока действия моторного масла на 10–20%

Если у вас «убежал» антифриз — у вас две возможные проблемы:

  • проблемы в системе охлаждения, как правило, с радиатором
  • проблемы с охлаждающей жидкостью
  • В 90% случаев это происходит с «метанольными» смесями — подделками под антифриз, где дорогой этиленгликоль заменяют на дешевую смесь глицерина и метанола. Последний закипает уже при температуре 85⁰С в системе.

Типы антифризов

На сегодня мировые автоконцерны используют в основном три типа антифризов: карбоксилатные, лобридные и гибридные. 

  • Традиционные— антифризы на базе неорганических пакетов присадок, которые состоят прежде всего из минеральных солей (в СССР это был бренд ТОСОЛ). Это устаревшая технология, которая не используется в наши дни мировыми автоконцернами, так как совершенно не подходит для современных двигателей. У VAG – G11.
  • Карбоксилатные — антифризы на базе органических пакетов присадок, которые представляют собой множественный набор карбоновых кислот и их солей. Эти сложные составы могут содержать до 30 компонентов, каждый из которых делает свою работу. Карбоксилаты — «купируют» только точку коррозии. Для автомобилей Ford, к примеру, силикатная или фосфатная пленка очень вредит радиатору. Поэтому Ford, как и Chevrolet, Land Rover используют чистые карбоксилатные антифризы. У VAG – G12/G12+.
  • Гибридные— это смесь предыдущих двух технологий в среднем в равных долях. Как правило, в органический пакет вводят значительную долю таких солей, как силикаты(BMW), фосфаты (Kia/Hyundai), нитраты, молибдаты, бораты и получают гибридный пакет присадок. Гибриды образуют тонкую пленку для защиты от коррозии материалов системы.
  • Лобридные— это вариация гибридных антифризов, где доля минеральных солей в составе пакета ограничена 9%. Остальные минимум 91% — пакет органики. Наряду с карбоксилатными антифризами лобридные считаются самыми технологически совершенными на сегодня. У VAG -G12++ и G13.

В полном смысле этого слова делятся на 2 типа —по технологиям их пакетов присадок:

  • Традиционная технология — устаревшая, где к водно-гликолевому раствору добавляется группа минеральных ингибиторов (замедлителей) коррозии, таких как бораты, фосфаты, нитраты и др. Типичный представитель этой технологии — тосол, сделанный по рецептуре этой марки (что крайне редко можно встретить на рынке).
  • Органическая (карбоксилатная) технология — современная (на самом деле с начала 2000-х уже применялась во всем мире), которая учитывает все сложные аспекты современного двигателестроения, в особенности что касается коррозии того множества металлов, что сегодня используются в составе агрегатов — алюминия, магния, никеля и др.

В чем разница? Разница — в принципах работы двух технологий.

Логика работы, например, тосолов:

ТОСОЛ— один из примеров того, как торговая марка превратилась в название категории. ТОСОЛ — это торговая марка Института Органического Синтеза, название которой образовано из слов Технология Органического Синтеза «тос-„и типичного окончания органических соединений — „-ол“ (этанол, метилбутанол и т. д.).

Это рецептура 70-х годов, разработанная в СССР под двигатели тех времен на основе чугуна (блок) и нагрузок, типичных для агрегатов того времени. Если речь идет о любом современном двигателе, где используется алюминий или другой цветной металл или тем более о форсированных двигателях (турбированные системы) — «тосолы» это то, что в таких системах применять просто нельзя. Коррозия, кавитация, отложения в системе — все это ждет того, кто зальет тосол даже в новый автомобиль LADA (в двигателях которых, кстати, используются карбоксилатные антифризы).

  • минеральные ингибиторы образуют внутри системы пленку, которая предотвращает контакт водно-гликолевого раствора и металла — таким образом коррозия останавливается
  • пленка из минеральных солей снижает теплообмен в десятки раз — современные двигатели, очень чувствительные к температурному режиму, начинают «страдать»: потреблять больше топлива, металлы расширяются, в силу чего растет износ трущихся элементов, масло быстрее окисляется
  • под действием постоянного потока часть пленки начинает отваливаться, в результате чего металл оголяется и на месте контакта с раствором образуется коррозия

Таким образом, через год-полтора использования того же тосола вы получаете засорившуюся осадком систему, в которой активно развивалась коррозия и был нарушен теплообмен. Проблемы все те же:

  • «съеденная» крыльчатка помпы
  • «съеденные» трубки радиатора
  • повышенный (до 5%) расход топлива
  • повышенный износ трущихся элементов (кольца, зеркало цилиндра), задиры (например, при закипании антифриза)
  • окислившееся моторное масло

Справедливости ради нужно отметить, что такая технология подходит для, например, чугунных двигателей предыдущих поколений, для которых защиты пленкой минеральных солей достаточно — система «переживет» и температурный режим, и «хлопья» отвалившейся пленки внутри.

Органическая технология (OAT—технология)отличается тем, что используются соли карбоновых кислот, более сложные органические соединения, которые гораздо эффективнее сдерживают коррозию самых разных сплавов.

Принцип совершенно иной. Во-первых, нет никакой пленки — само наличие солей в растворе заставляет по-другому вести себя антифриз, благодаря чему на поверхности не возникает коррозии. Однако если, например, на поверхности металла имеется какое-либо включение атомов другого металла, коррозию не остановить. И здесь пакет присадок действует «селективно» — на месте образования коррозии происходит химическая реакция, и процесс останавливается. Это похоже на «заплатку» на месте пореза шины. Вся остальная поверхность открыта. Таким образом:

  •  пакет ингибиторов всегда находится в растворе — он не высаживается, поэтому антифриз коррозионно неактивен
  • при возникновении очагов коррозии антифриз работает «селективно»
  • 99% поверхности металла открыто — обеспечивается именно тот теплообмен, что технически заложил производитель двигателя. Нет лишнего износа, расхода и т.д.
  • антифриз работает 5–10 лет

Volkswagen “поделил” рынок антифризов на G11/G12.

G11, G12, G12+, G12++, G13 — это спецификации антифризов концерна Volkswagen, которые применимы только к автомобилям этого концерна! Если владелец, к примеру, Kia придет в магазин и попросит антифриз G11 или G12 — это то же самое, как если бы он попросил масло с допуском VAG 507.00. Более того, спецификация G11 не используется VAG с 2012 года, G12 — с 2004! Сейчас в автомобили концерна льются G12+, G12++ и G13.

G11 (VW TL 774-C) — это спецификация антифризов компании VAG для автомобилей до 1996 года, то есть для автомобилей, которые сегодня старше 20 лет! И важно — только для автомобилей VAG!

G12 — следующая спецификация VAG, от которой отказались в 2004 году, так как она оказалась неудачной.

Красота истории в том, что антифризы VW G11 и G12 — сине-зеленого и красного цветов соответственно. G11 — это гибридная технология (смесь органики с небольшим добавлением неорганических силикатов), а G12 — это чисто органическая технология. Отсюда и пошло цветовое деление рынка на «красный/зеленый» , а также деление рынка на антифризы G11/G12 — хотя это абсурд, если вы приходите в магазин за антифризом для, например, Ford и вам рекомендуют любой антифриз G11/12, предназначенный ТОЛЬКО для автомобилей VAG.

Таким образом, сегодня рынок антифризов России делится по совершенно абсурдным критериям цвета и классификации компании VAG. В этих условиях единственными корректными критериями выбора антифриза могут быть лишь соответствия требованиям автопроизводителя (указано в руководстве по эксплуатации автомобиля или на сайте автопроизводителя) или доверие проверенным игрокам на рынке антифризов.

Поэтому, если у вас не Audi, Skoda, Seat, Volkswagen, Bugatti, Porsche — спецификация G не имеет к вам никакого отношения. Вам нужен антифриз с допуском именно на ваш автомобиль.

Про допуски

Зачем нужен допуск? Дело в том, что каждый автоконцерн использует свой набор материалов в двигателе и системе охлаждения: кто-то использует как основу двигателя чугун, другие — алюминий, в который добавляют медь, цинк, магний. Третьи применяют специфические полимерные соединения, которые могут оказаться очень чувствительными к стандартным веществам даже хорошего пакета присадок антифриза для других марок.

Например, компания MAN использует для «холодных двигателей» с силиконовыми трубками спецификацию Typ 324 NF (гибрид), а для «горячих двигателей» с EGR (дожиг газов) — спецификацию Typ 324 SNF (карбоксилатные антифризы). Причина — на высоких температурах силикаты перестают работать, выпадая в осадок. Поэтому в случае MAN нужно еще и знать, какой у вас двигатель!

Работа двигателя обеспечивается эффективной работой системы охлаждения двигателя. Только номинально в качестве рабочей среды допускается использование воды. Для энергонасыщенных моторов на первое место выходит качество охлаждающей жидкости, сохранение своих свойств и уровня температуры на заданном уровне.

Содержание

Назначение рабочей среды системы охлаждения

При воспламенении рабочей жидкости температура в области камеры сгорания достигает 2000 °С в бензиновом моторе. У дизеля этот показатель еще выше. Чтобы в результате теплового расширения двигатель не заклинил, в рубашке охлаждения постоянно обеспечивается циркуляция жидкой среды.

Таким образом, охлаждающая жидкость для авто обеспечивает своевременный отвод теплоты, переносит ее по системе, и отдает тепло в окружающую среду. Кроме того, среди вспомогательных функций в вопросе, что такое ОЖ, отмечают:

  1. Прогрев всех компонентов двигателя до рабочей температуры на начальном этапе.
  2. Поддержание необходимой температуры в салоне автомобиля через нагрев воздуха.
  3. Обеспечение смазки водяного насоса.
  4. Охлаждение масла в автоматической коробке передач.
  5. Частичное охлаждение выхлопных газов.

Система охлаждения воздушного типа ввиду своей малой эффективности в двигателях внутреннего сгорания автомобилей практически не применяется.

Виды охлаждающей жидкости

Среди двух распространенных видов циркулирующих составов выделяют следующие виды охлаждающей жидкости: тосол и антифриз. Эти два состава отличаются не только компонентами, но и по своим характеристикам. Распространенный еще 15-20 лет назад тосол не в состоянии обеспечить эффективное охлаждение при экстремальных режимах работы двигателя. Кроме того, на рынке встречается большое число подделок, которые в большей степени отвечают требованиям по цвету, но не по заложенным характеристикам.

Что называется тосолом

Не каждый знает, что такое название охлаждающей жидкости тосол получил, как аббревиатура от следующей фразы: «Технология органического синтеза отдела лабораторий». Специальный состав, который разрабатывался советскими учеными, включали в себя добавки:

  • силикатные соединения;
  • нитриты;
  • нитраты;
  • фосфаты;
  • специальные добавки.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Специалисты указывают, что тосол, как охлаждающая жидкость в машине, является разновидностью антифризов. Но при этом две среды с разным составом не подлежат смешиванию.

Достаточно эффективно тосол работает в моторах с чугунными и медными элементами конструкции. Современные моторы, где чаще конструкторы используют сталь и алюминий, требуют более эффективного теплообмена.

Рабочая температура и другие характеристики тосола

Среди характеристик, которыми обладает охлаждающая жидкость для двигателя этого класса, выделяются:

  1. Максимальная температура эффективной работы составляет +105°С. Даже при кратковременном превышении этого значения, жидкость не выполняет своих свойств, начинает разлагаться с выделением примесей. Примечательно, что входящий в основу тосола моно этиленгликоль представляет собой двух атомный спирт с температурой кипения 197°С. Однако в чистом виде, как охладитель, он использоваться не может по причине дороговизны, а также отсутствия других необходимых свойств. К примеру, имеет не высокую температуру замерзания – не более -13°С.
  2. Минимальная температура застывания. На практике применяются следующие виды тосола: А-40М и А-65М. По сути, расшифровка первой аббревиатуры говорит о том, что перед нами этиленгликоль для системы охлаждения. Жидкость способна противостоять коррозии в системе, а цифра «40» указывает на температуру застывания жидкости в мороз.
  3. При нагреве тосола в объеме увеличится охлаждающая жидкость на 10%. Это нужно учитывать при заполнении расширительного бачка.
  4. Коррозионное действие на чугун, сталь – не более 1 г/м2 в сутки.
  5. Низкая вспенивающаяся способность.

Преимущества и недостатки тосола

Среди положительных особенностей, которые демонстрирует специальная охлаждающая жидкость, выделяют отличную смазывающую способность. В первую очередь в смазке нуждаются подшипники водяного насоса.

При работе мотора влияет охлаждающая жидкость и на защиту стенок металла от коррозии. Специальная пленка покрывает поверхность толщиной не более 0,5 мм. В то же время, эта пленка и затрудняет теплообмен между металлом и жидкостью. Это является причиной некоторых других недостатков:

  • не допущение использования для моторов с рабочей температурой более 105°С;
  • ограниченный ресурс между заменами – в среднем составляет 40 тыс. км пробега;
  • нестабильность свойств, что приводит к образованию побочных продуктов.

В случае необходимости пополнить жидкость для охлаждения двигателя водой, допускается использовать только дистиллированную жидкость в небольшом объеме. При первой же возможности весь состав в замкнутом контуре рекомендуется заменить. Следует понимать, что охлаждающая жидкость зимой не должна смешиваться, чтобы не понижать температуру застывания тосола.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Все отмеченные особенности демонстрирует охлаждающая жидкость мотора при условии обеспечения высокого качества. Подделка может легко вывести мотор из строя на любом этапе.

Производители тосола по маркам

Среди выпускающих компаний, которые представляют жидкость для охлаждения двигателя автомобиля актуального класса, будет называться производитель для вида тосола с температурой замерзания не менее -40°С:

    1. Компания «Обнинскоргсинтез». Высокое качество продукции подтверждено международными сертификатами. В частности охлаждающая жидкость MAN является продуктом настоящего завода. Тосол ОЖ-40 имеет повышенную рабочую температуру до +115°С, и расфасован в емкости 1, 3, 5, 10, 20, 216 л. Цена литровой емкости составляет около 69 рублей, 10 кг – 610 рублей.
    2. АО «Технеоформ». Является одним из основных поставщиков антифризов и ОЖ на конвейеры. В линейке продукции в качестве аналога тосола предлагается универсальный антифриз Coalstream Optima, предназначенный для использования в любых моторах. Характеристики жидкости соответствуют ОЖ-40. Тара – 1 (57 руб.), 5 (560 руб.), 220 кг.
    3. Компания «Тосол-синтез» в линейке имеет тосол Felix-45 с ресурсом 120 тыс. км пробега. Расфасовка 10 кг предлагается по 710 рублей.
    4. Предприятие ООО «Булгар-синтез» из Казани. Имеет расфасовку 1, 3, 4, 5, 10 и 216,5 кг. Оптовая цена за 1 кг упаковку начинается от 50 рублей.
    5. Компания «И.С. Лаборатория» находится на рынке 20 лет. Цена 1 кг при расфасовке или в розлив от 64 руб./кг.

Какая жидкость получила название антифриз

При производстве охлаждающая жидкость антифриз получается путем использования карбоксилатной технологии. Это помогает исключить из состава все ранее перечисленные компоненты: нитраты, фосфаты и др. Основным компонентом выступает моноэтиленгликоль.

Защитная пленка, которую все равно образует антифриз системы охлаждения двигателя, значительно тоньше. Ее измеряют уже в Ангстремах, и показатель составляет всего 50 единиц против 1000 у тосолов. Покрытие образуется избирательно, только в точках вероятного коррозионного процесса.

Расходование самого ингибитора возможно только в случае борьбы с продуктами коррозии. Для защиты поверхностей от коррозии используются соли органических кислот. Поэтому, в случае эффективной зашиты поверхности, антифриз для охлаждения двигателя практически не расходуется. Увеличивается срок использования состава.

Рабочая температура и другие характеристики

  1. Температура начала кристаллизации – «-48°С» и «-42°С» соответственно.
  2. Водородный показатель, pH – 7,9 и 7,8 по маркам.
  3. Цвет – зеленый и красно-оранжевый.
  4. Температура кипения – 105°С и 109°С соответственно.

Первый из составов рекомендован для нагруженных моторов, а марка G12 используется как основная многими российскими производителями. Многие технические центры для охлаждения двигателя используют при проведении ТО этот состав. Антифриз Lux G12 доказал свою эффективность в моторах с алюминиевыми блоками.

Преимущества и недостатки антифриза

Эффективное охлаждение автомобиля антифризом связано и с другими преимуществами:

  • широкий рабочий температурный диапазон;
  • сравнительно невысокая цена в сравнении с тосолами;
  • длительный срок службы;
  • отличная смазывающая способность, защитная функция от коррозии и высокая скорость теплообмена.

Определенные недостатки каждой марки антифриза определяет состав охлаждающей жидкости:

  1. Силикатный слой жидкостей G11 со временем начинает разрушаться и выпадает в осадок.
  2. Карбоксилатные присадки составов G12 начинают работать при появлении очагов коррозии. В качестве мер профилактики их рассматривать нельзя. В качестве альтернативы различные компании применяют присадки другой природы, получая модификации G12 с один или несколькими значками «+». В этом случае, определить какой антифриз залит в машине, получиться только на основании сведений производителя.
  3. Составы G13 размешены на основе пропиленгликоля, и не столь ядовиты. Других отличий по принципу действия от марок G12 нет.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Состав на безводной основе

Безводные охлаждающие жидкости имеют в своей основе синтетические вещества (диолы) в сочетании с безвредными ингибиторами. В этом случае эксплуатационные свойства охлаждающих жидкостей имеют следующие отличия:

  • высокая температура кипения – до 194°С;
  • препятствует началу коррозийных процессов;
  • обеспечена работа под высоким давлением, что снижает нагрузку на отдельные детали двигателя;
  • одинаково эффективно охлаждает мотор в любых режимах работы.

Вряд ли дорогой состав уместно использовать в повседневных поездках.

Производители и цена красного и других видов

Среди производителей рассмотрим аналогичные компании с оценкой антифризов класса G12:

  1. Компания «Обнинскоргсинтез». Антифриз последнего поколения LUX G12. Расфасован в емкости 1, 3, 5, 10, 20, 216 л. Цена емкости 5 л составляет 685 рублей.
  2. Компания «Тосол-синтез» в линейке имеет антифриз Felix Carbox. Вариант фасовки – 1 (133 руб.), 5 (390 руб.), 10 (765 руб.), 220 кг.
  3. Предприятие ООО «Булгар-синтез» имеет в линейке Antifreeze Carboxylic G12 в большой упаковке
  4. Компания «И.С. Лаборатория» предлагает антифризы в виде концентратов в таре больших объемов.

Среди других производителей в магазинах активно представлены антифризы Castrol и Mobil.

С учетом различной химической природы смешивание любых антифризов и тосола не допустимо. В первую очередь не стоит забывать про большую агрессивность тосола. Это способно нанести вред любым типам уплотнений, шлангам.

Кроме того, при смешивании агрессивное взаимодействие способно привести к выпадению отдельных присадок в осадок. Если в результате не циркулирует охлаждающая жидкость, обеспечить качественную промывку будет очень не просто.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Наибольшей проблемой является определение ранее залитого состава в систему. При оценке залитой жидкости в систему учитывайте, что единой классификации цвета антифриза не существует. Производители окрашивают жидкости с учетом недопущения их применения не по назначению, и руководствуются общей практикой:

  • голубой цвет – для тосолов;
  • от синего до сине-зеленого цвета – марка G11;
  • от оранжевого до сиреневого оттенка – марка G 12;
  • от фиолетового до розового оттенка – марка G13.

Если автомобиль приобретен не новым, то независимо от пробега, жидкость лучше поменять в системе полностью. Нельзя сказать, что специфический запах охлаждающей жидкости как-то поможет определить вид жидкости.

Когда нужна замена

Если про очередную замену все понятно, но неясно, как часто подлежит замене антифриз. Обычно производитель указывает этот интервал в характеристики жидкости. Для отдельных марок этот показатель составляет 5 лет или 250 тыс. км пробега. С учетом нулевого расхода, за этот период не понадобится жидкость и для доливки.

Не конфликтуйте с производителем авто. Если периодичность замены антифриза меньше, чем для самой жидкости, придерживайтесь меньшего пробега. Этот вариант лучше, чем плохая циркуляция охлаждающей жидкости в последующем.

Контроль температурного режима: датчик или цифровой измеритель температуры

Бытует мнение, что в результате выпадения в осадок присадок антифриза, нарушается температурный режим работы двигателя. Но как показал анализ различных марок, если владелец не допускал смешивания антифриза и тосола, или разных марок антифризов, проблем ждать не стоит. Достаточно провести визуальный контроль – потемнела охлаждающая жидкость или нет. Перегрев двигателя, скорее кроется в других причинах.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий