Содержание
- Цвет масла на щупе
- Анализ состояния моторного масла по щупу
- Причины изменения цвета
- Требования к моторному маслу
- Бензиновый двигатель (пробег от замены масла 10000 км – пробег двигателя 70000 км)
- Проверка холодом
- Почему масло быстро чернеет?
- Дизельный двигатель (9 000 км от замены масла – пробег автомобиля 250 000 км).
- Тестер качества моторного масла: гадание или правда?
- Почти новое масло (бензиновый двигатель 6 000 км)
- Расслаивание
- В каких случаях стоит проследить за состоянием масла
- Как правильно брать пробу на проверку
Большей части автовладельцев хорошо известно, что от качества моторного масла находится в прямой зависимости срок службы двигателя до проведения капитального ремонта.
Это становится причиной того, что в процессе эксплуатации автомобиля следует применять только те масла, которые рекомендованы производителем мотора.
Учитывать нужно также некоторое количество параметров, таких как вязкость при различных температурах, базовая основа, допуски по SAE и ACEA).
Одновременно с этим, следует обращать внимание на персональное время использования транспортного средства, и выполнять замену смазки и масляного фильтра на регулярной основе. Касательно же замены, эта операция должна проводиться в полном соответствии с установленными нормами (полностью сливать старую смазку, осуществлять промывку двигателя при необходимости смены типа, и т.д.).
Читайте также: Как настроить усилитель для сабвуфера в машине
Внимание! Это еще не все, поскольку с определенной периодичностью проверять количество и качество, особенно при его повышенной нагрузке.
Цвет масла на щупе
Цвет моторного масла на щупе вызывает больше всего вопросов у автомобилистов. Здесь все зависит не только от типа используемого смазочного продукта, но и модели транспортного средства, а также разновидности двигателя. При исправном силовом агрегате моторное масло обычно коричневого оттенка. Если же при сливе цвет черный или темно-коричневый, то можно с уверенностью говорит о том, что двигатель вышел из строя и полностью со своими обязанностями не справляется.
Анализ состояния моторного масла по щупу
Данный метод может показаться довольно не презентативным, однако он работает. Кроме того, он является самым дешевым и быстрым методом определения сосотояния моторного масла, который может дать много полезной информации о моторном масле.
Процедура исследования щупа
- Двигатель должен быть прогрет, автомобиль должен стоять на ровной поверхности.
- Заглушите двигатель и подождите пару минут пока масло стечет в поддоне.
- Откройте капот и найдите щуп.
- Вытащите щуп и при помощи тряпки протрите его от масла. Затем установите щуп обратно в двигатель.
- Подождите несколько секунд и снова вытащите щуп.
Что если уровень масла слишком мал
1. Внимательно посмотрите на конец щупа и найдите риски, указывающие на максимальный и минимальный уровни масла.
2. Если уровень масла ниже минимально допустимого, то необходимо добавить как минимум четверть рекомендуемого объема. Количество добавляемого масла зависит от года выпуска автомобиля, типа двигателя, пробега и условий движения. Щуп – это показатель расхода масла. Если расход масла выше 1 л на 1700 км это свидетельствует о проблеме с двигателем. Необходимо провести капитальный рекмонт двигателя при расходе масла более 1 л на 800 км.
Что если уровень масла слишком большой
1. В некоторых случаях уровень масла может быть дольше, чем при последней проверке. Это может произойти при конденсации воды, образующейся при сгорании, или из-за утечки охлаждающей жидкости. Все это – повод для беспокойства.
2. Разбавленное топливом масло (например, при утечке) может существенно снизить вязкость моторного масла и снизить концентрацию присадок. Запах дизельного топлива часто можно почувствовать от щупа.
3. Свободная и эмульгированная вода в составе моторного масла также может быть очень вредна для двигателя. При относительно коротких поездках данная проблема может быть более актуальна, особенно при использовании бензо-этанольных топливных смесей. Необходимо помнить, что при сгорании топлива в двигателе образуется вода – чем больше топлива сгорело, тем больше воды образовалось. Большая часть воды выходит с отработавшими газами, однако если двигатель холодный, некоторая ее часть его может сконденсироваться в поддоне.
Самый простой способ определить есть ли вода в моторном масле это капнуть маслом с щупа на выпускной трубопровод. Если при нагреве масла появляется звук (потрескивание), то это признак наличия воды в масле.
4. Утечка охлаждающей жидкости – серьезная проблема, проявляющаяся повышением уровня масла.
Читайте также: Особенности замены троса сцепления на ВАЗ-2113, 2114, 2115
5. Вне зависимости от причины высокого уровня моторного масла, он должен быть восстановлен до требуемого уровня.
6. Примечание: превышение уровня масла также может вызывать проблемы. При вращении коленвала двигателя масло взбалтывается, в результате чего может образовываться пена. Это может привести к перегреву моторного масла, окислению и снижению давления масла. Вспененное масло трудно прокачать масляному насосу, что приводит к масляному голоданию двигателя.
Признаки старения моторного масла
1. Моторное масло не марочное вино, и со временем не становится лучше. Оно стареет под воздействием условий движения, качества топлива, состояния двигателя, качества моторного масла и климатических условий. При несвоевременной замене моторное масло теряет свои свойства и перестает защищать двигатель.
2. Необходимо внимательно изучить масло на щупе. Масло должно быть на вид гладкой, глянцевой и немного прозрачной. Если в образце заметны частицы грязи или отложений, необходимо поменять масло. То же самое необходимо сделать если масло слишком густое, слишком темное (непрозрачное) и/или имеет запах протухшего сыра.
3. Если Вы не уверены стоит ли менять масло проведите испытание по определению поверхностного натяжения. Окисленное и загрязненное масло имеет низкое поверхностное напряжение. Необходимо капнутьмаслом с щупа на поверхность воды. Если капля расползается по поверхности, а не рассыпается более мелкими каплями как новое масло – это верный признак того, что масло пора менять.
Признаки утечки охлаждающей жидкости
1. Пузыри Брауна или сухой темно-коричневый осадок выше линии уровня масла на щупе может быть признаком попадания охлаждающей жидкости (воды или антифриза) в поддон двигателя. Масло на щупе в таком случае очень похоже на шоколадное молоко. Никогда не испытывайте моторное масло так как вы испытывате антифриз.
2. Другой видимый признак утечки охлаждающей жидкости – белый цвет отработавших газов со сладким запахом. В этом случае уровень масла может увеличиться, указывая на существенное количество охлаждающей жидкости в поддоне.
3. Для того, чтобы убедиться в утечке охлаждающей жидкости заглушите двигатель, позвольте ему остыть в течение 1-2 часов, приоткройте сливную пробку и слейте некоторую часть моторного масла в прозрачную емкость. Так как вода и охлаждающая жидкость имеют бóльшую плотность, чем моторное масло, то вы сможете увидеть расслоение жидкости. Слейте порядка 50 г масла и закрутите пробку. Осмотрите жидкость на предмет наличия гликоля и воды. Гликоль и вода очень похожи на густую подобную майонезу пасту. Его вид будет варьироваться в зависимости от врмени его нахождения в поддоне двигателя. Также можно почувствовать сладкий запах антифриза.
4. Приобнаружении антифриза в масле необходимо немедленно обратиться на сервисную станцию для ремонта.
Если же у вас возникли проблемы, то ждем вас по нашим адресам.
Причины изменения цвета
Теперь пришло время разобраться, от чего зависит цвет моторного масла. В состав любого подобного продукта входят присадки, необходимые для улучшения свойств масла. Присадки также обеспечивают растворение продуктов, появляющихся при сгорании топлива. Именно поэтому масло при активном использовании автомобиля приобретает черноватый оттенок.
Беспокоиться необходимо только в том случае, если даже после долгой езды на транспортном средстве масло не начинает менять свой цвет. Начинающие автомобилисты ошибочно полагают, что им попалось хорошее масло и в силовом агрегате просто нет никаких загрязнителей. Однако, основная причина состоит в том, что масло не справляется со своими задачами, поэтому стоит незамедлительно перейти на продукт другой марки.
Читайте также: Рейтинг подержанных паркетников до 1 миллиона рублей 2021 года
Требования к моторному маслу
Для обеспечения надежной и экономичной эксплуатации силовых агрегатов масло должно соответствовать установленным требованиям. Высококачественное моторное масло должно:
- Предохранять от накопления углеродистых отложений детали ДВС;
- Не допускать закоксованности поршневых колец;
- Обладать высокими защитными и противокоррозионными свойствами;
- Обеспечивать максимальное снижение механических потерь и обеспечивать оптимальный фракционный состав.
В процессе длительного хранения состав масла должен быть стабильным. Не допустимым считается изменение его эксплуатационных свойств.
Бензиновый двигатель (пробег от замены масла 10000 км – пробег двигателя 70000 км)
Масло меняли каждые 10000 км. Несмотря на то что с момента замены масла прошло 10 тыс. км, смазка по-прежнему защищает двигатель, хотя в нем содержится примесь выхлопных газов и бензина. Наличие посторонних веществ в масле также можно определить по запаху, сравнивая масло, которое было использовано, с новым маслом.
Темное масло, явно изношенное, но изношенное в пределах нормы. Небольшая примесь легких фракций видна на бумаге, однако масло оставляет гомогенный слой на стенках емкости.
Проверка холодом
Бывает, что вместо качественной синтетики кустари заливают в канистры дешевую «минералку» и продают втридорога. Отличить ее можно при визуальном анализе вязкости. Если на канистре написано, что вязкость 5W30 или 0W30, то такое масло способно работать при низких температурах. «Полусинтетика» имеет вязкость от 10W40, «минералка» — 15W40. Это значит, что синтетическое масло работает до температур ниже -20 градусов мороза, а «минералка» густеет уже при -10 градусах. Если отлить немного смазывающей жидкости в колбу и поставить в морозильник холодильника, то все будет понятно. Если испытываемое вещество загустело и перестало свободно течь, то это «минералка», залитая в дорогую канистру. Правда, такой анализ можно осуществить уже после покупки товара.
Горючая подделка. Каждая третья независимая АЗС торгует контрафактом Подробнее
Некоторые бывалые автовладельцы способны определить вязкость пальцами. Они капают на кожу масло и растирают по ладони. Хотя такой метод для новичков не годится.
Почему масло быстро чернеет?
Сегодня практически все автомасла содержат в себе различные присадки, чтобы улучшить свойства масел. Такими присадками могут быть моющие или же щелочные. Такие присадки обеспечивают:
- очистку двигателя от мусора и грязи;
- удаляют нагар в моторе;
- не позволяют различным отложениями образоываться в двигателе;
Из-за этих самых присадок, из-за ее действий на различные загрязнение вредные частицы в двигателе переходят во взвешенное состояние. Потом происходит ускоренный процесс засорения двигателя. Из-за этого увеличивается расход топлива и мотор теряет тягу.
Наряду с этими есть и другое причины потемнения рабочей жидкости двигателя. Это могут быть:
- Износ элементов двигателя;
- Некачественное масло;
- Новое масло, имеющее очищающие присадки, начинает очищать двигатель от накопившейся ранее грязи.
Также стоит учесть, что в большинстве случаев потемнение масла имеет естественную причину и это нормально. Особенно потемнение может быть заметно после регулярного пробега автомобиля в течении более 3 лет.
Что еще можно сказать? Вы слышали что-то о «работе масла»? Это когда в момент работы двигателя происходит смазка его основных элементов, которые имеют высокую температуру. Вот в этот момент и происходит основное удаление загрязнений и оттенок масла меняется. А вот что действительно опасно — это когда в таких случаях масло цввет не меняет. Скорее всего это масло — некачественное. Оно н способно очистить элементы двигателя.
Дизельный двигатель (9 000 км от замены масла – пробег автомобиля 250 000 км).
В случае с дизельными двигателями с немаленьким пробегом интервал замены масла не должен быть реже 10000 км. Можно считать этот пробег максимальным, если мы хотим поддерживать двигатель и его оборудование в работоспособном состоянии. Масло очень черное, видно, что оно имеет пониженную вязкость. Вполне возможно, масло смешано с топливом. В идеале при таком пробеге дизельного мотора масло необходимо менять каждые 8000 км.
Это масло незадолго до замены было слито с сильно изношенного дизельного двигателя Opel Zafira. Из-за износа агрегата после такого пробега машины масло может быть уже довольно-таки изношенным (потеряны все свойства).
Тестер качества моторного масла: гадание или правда?
Шаблон экспресс-теста проверки моторного масла, по которому производитель теста предлагает сверять образец используемого смазки двигателя
Данные тесты были проведены с помощью специальных одноразовых тестеров, представляющих собой папиросную бумагу, на которые и наносится капля масла. Далее согласно инструкции к тесту было выдержано время около 40 минут и образцы были сравнены по шаблону, предоставляемому производителем тестов для моторного масла. К сожалению, с помощью предоставленных шаблонов специалистам было трудно оценить, является ли масло еще нормальным или оно уже стало настолько плохим, что его больше нельзя использовать в двигателе.
Так что мы не советуем вам приобретать аналогичные тесты проверки моторного масла, поскольку они неинформативны. Единственное, что можно определить по этим тестам, это когда масло начинает терять свои свойства и накапливать различные примеси. Но для этого вы должны проводить тесты экспериментальным путем, сравнивая масло на разном пробеге автомобиля. Так вы опытным путем можете приблизительно узнать, когда вашей машине идеально поменять масло. Но опять же все это приблизительно. Достоверный анализ на самом деле доступен только в лаборатории.
Так что проще не морочиться и не забивать себе голову, а менять масло намного чаще, чем советует автопроизводитель. Особенно если вы эксплуатируете автомобиль преимущественно в городе или чаще всего ездите только на короткие расстояния.
Источник
Читайте также: Не совсем обычная полировка стекол: готовим фары под установку линз
Почти новое масло (бензиновый двигатель 6 000 км)
Это масло, слитое с нового двигателя (пробег автомобиля составляет 6000 км). Темный цвет масла вызывает удивление, что можно объяснить тем фактом, что в камерах сгорания агрегата образуется большое количество твердых частиц.
Современные бензиновые двигатели с непосредственным впрыском топлива производят гораздо больше твердых частиц, чем агрегаты с непрямым впрыском. Отсюда и довольно быстрое потемнение масла.
Расслаивание
Любое масло содержит в себе пакеты присадок, улучшающих его свойства. В хорошем масле они держатся без выпадения годами, чего нельзя сказать о контрафакте из подпольной мастерской. Некоторые специалисты для оценки качества примесей предлагают налить испытываемый продукт в стеклянную колбу и выставить на солнце. Через несколько дней в нем могут выделяться химические вещества в виде осадка. Если хлопья появились, то перед вами подделка.
Но не всегда микроскопические частицы заметны. Тогда можно взять лист белой бумаги и пролить пару капель смазывающей жидкости, которая потечет вниз и будет впитываться в бумагу. Если по пути капли появились сгустки, то это и есть осадок, который свидетельствует о низком качестве масла.
Статья по теме
Как правильно экономить на запчастях. Советы от специалистов
Как определить, выполняет ли залитое уже давненько масло свои функции в достаточном объёме и не пора ли уже проводить замену масла в двигателе? Ниже мы постараемся дать ответ на этот вопрос.
Мы знаем, что в моторных маслах используются многочисленные присадки. Их можно разложить на моющие и диспергирующие. Первый тип присадок необходим для того, чтобы уберечь нагретые детали от образования отложений. Второй тип — диспергирующие (лат. dispergo — рассеивать) — призваны удерживать от осаждения на поверхностях примесей органического и неорганического происхождения, которые содержатся в масле.
Есть простой способ проверить остаточную эффективность диспергирующих присадок, капнув каплю горячей отработки со щупа на фильтровальную бумагу. По науке метод имеет название «метод капельной хроматографии». За два часа на бумаге пятно расплывается, образуя хроматограмму, которая может помочь определить диспергирующие свойства присадок в моторном масле.
Если всё ок, то в центре пятна получается более тёмная и густая область (ядро) со светлым обрамлением по краям (зоной диффузии), и чем больше эта светлая область расплылась, тем наше масло условно более свежее и полное своих диспергирующих сил. Такая разница в распределении на бумаге пятна обусловлена задержкой в центре крупнодисперстного осадка и мелкодисперстного — на периферии, микрочастицы осадка легко проходят сквозь поры фильтровальной бумаги.
Если по истечении двух часов масло отказывается достаточно расплываться в светлой зоне, значит, диспергирующая присадка уже выработала своё либо в масле оказалась вода.
Помимо диспергирующих свойств, цвет пятна и размер его самого и осадка из загрязнений поможет оценить и другие свойства нашей отработки. Например, тёмное, коричневое пятно означает, что масло пропиталось нагаром и больше окисляется продуктами сгорания, чем загрязняется. А это, в свою очередь, может говорить о том, что в двигателе залегли кольца и имеет место быть прорыв картерных газов. Если пятно черное и к тому же блестит, то такой случай требует оперативной диагностики двигателя.
В том случае, если ядро черного цвета, а вокруг всего пятна образовался темный ободок, нам становится ясно, что частицы загряднения начали слипаться в более крупные, то есть начала происходить коагуляции. Рекомендована промывка и замена масла.
Неровные края пятна свидетельствуют о том, что в масло попала охлаждайка, а чистое и прозрачное размытое кольцо вокруг пятна — значит, в масле топливо. Картинки для сравнения в помощь!
Не все автомобилисты знают о таких показателях моторных масел, как щелочное и кислотное числа. В дилерском центре при покупке моторного масла вам вряд ли покажут паспорт качества масла с этими показателями. В лучшем случае сошлются на паспорт безопасности масла, в котором щелочное и кислотное числа не указываются.
Самое главное в рецептуре современных смазочных материалов и технических жидкостей, используемых в технике, это химические соединения и их соотношение в пакете присадок, а также базовая минеральная и синтетическая основы. Например, допущенное к применению качественное моторное масло должно обеспечить нормальную работу двигателя в течение 10 и более тыс. км, при условии использования качественного топлива и правильной эксплуатации автомобиля.
Высокие давление и температура в цилиндропоршневой группе двигателя, топливо, горячие газы и сажа, проникающие в картер через поршневые кольца, ведут к неизбежным химическим преобразованиям как масляной основы, так и присадок в нем. В присутствии кислорода происходит окисление моторного масла и образование продуктов термического разложения в виде шлама, который оседает на поверхностях деталей двигателя, что приводит к их загрязнению и ухудшению отвода от них тепла, а значит, к перегреву. Твердые частицы шлама приводят к абразивному износу, инициирующему коррозионные процессы и разрушение прокладок и уплотнителей. В результате ухудшаются свойства моторного масла, что проявляется в снижении щелочного и повышении кислотного чисел.
Присадки, содержащиеся в моторном масле и призванные обеспечить работу двигателя, разлагаются, перестают нейтрализовать образующиеся кислоты и диспергировать слипающиеся шламовые соединения, начинается коррозия и износ узлов трения. При работе двигателя щелочное и кислотное числа моторного масла меняются. Нормально, если щелочное число качественного масла уменьшилось в 2 раза и составило не менее 3,5 мгКОН/г, а кислотное число не превышает 3 мгКОН/г. Но если применять некачественное масло, то даже регулярные замены его через каждые 10 тыс. км не оградят двигатель по меньшей мере от снижения его ресурса.
Для предотвращения ускоренного изменения свойств масла следует контролировать условия эксплуатации автомобиля: использовать качественные топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Полноценный мониторинг состояния смазочных и охлаждающих жидкостей всегда был затратным мероприятием, как по финансам, так и по времени, и мало кто из автолюбителей практикует это. А практика показывает, что основная причина отказа двигателя и трансмиссий – это использование некачественных смазочных материалов и технических жидкостей, их низкий ресурс. В то же время подделка смазочных материалов и технических жидкостей стала изощренной, несмотря на постоянную борьбу с ней.
Все знают, что чем дороже бренд производителя и выше качество масла, тем больше степеней его защиты. Часть производителей использует различные системы защитных штрихкодов на канистре, по которым можно узнать, когда и где произведен смазочный материал, оригинален ли он. Также подлинность или оригинальность смазочного материала можно определить в лаборатории или, по меньшей мере качественно, по капельной пробе. Но для этого нужны определенные знания и опыт, которых у большинства автовладельцев нет. Подтверждающих это примеров много.
На рис. 1 изображено масляное пятно моторного масла «Газпромнефть Супер SAE 5W‑40», проработавшего в двигателе легкового автомобиля 240 моточасов.
До этого автовладелец, видимо, искал подходящее для двигателя моторное масло. За полтора года перепробовал три моторных масла: «Лукойл Люкс Синтетическое SAE 5W‑30» с присадкой «Тотек АР 1»; высоковязкое моторное масло «Neste SAE 5W‑50»; «Газпромнефть Супер SAE 5W‑40». Промывал двигатель промывочным минеральным маслом «Роснефть Express» с кинематической вязкостью 31,7 сСт при 40° С. Капельная проба выполнена после перехода на масло «Газпромнефть Супер SAE 5W‑40».
Использование синтетического моторного масла SAE 5W‑30 с присадкой «Тотек AP1» необходимо пояснить. Практика показывает, что после добавления присадки (добавки) «Тотек АР1» в масле появляются медь и алюминий, понижается щелочное число. Не в каждом моторном масле химические элементы добавок совместимы с имеющимися в нем присадками, особенно при низком щелочном числе.
Масляное пятно с рис. 1 выложено автовладельцем на форуме. Там же встречаются лестные комментарии, что ядро масляного пятна похоже на сердечко и масло в хорошем состоянии. На самом деле масло было уже неработоспособным и проблемы в двигателе прогрессировали. Автовладелец это почувствовал и отдал образец моторного масла в лабораторию. Частый переход с одного масла на другое с разными классами вязкости и щелочными числами, использование присадки, промывка двигателя маловязким минеральным маслом дали ожидаемый результат. Щелочное число моторного масла «Газпромнефть Супер SAE 5W‑40», капельная проба которого показана на рис. 1, при лабораторном анализе составило 1,7 мгКОН/г, что в 2,5 раза ниже допустимого. Понизилась оптическая плотность из-за присутствия остатков промывочной жидкости на 10% и температура вспышки на 6%, в масле появились медь и алюминий. Относительный износ составил 15,7.
Цитирую комментарий лаборатории, проводившей анализ масла: «Необходим более длительный период наблюдения для выявления тенденции износа. Показатели естественного износа металла. Продолжайте отбор проб согласно графику». К комментарию добавить нечего.
Использование универсального индикатора ООО «Химмотолог», который показывает присутствие присадок и их баланс, позволило бы по цветной хроматограмме капельной пробы определить неработоспособное состояние моторного масла «Газпромнефть Супер SAE 5W‑40» и не допустить усугубления проблемы автовладельца. Инновационный универсальный индикатор разработан отечественными учеными и представляет собой экологически чистый продукт. На рис. 2 показан герметичный пакет с универсальным индикатором.
В отличие от используемых при капельной пробе бумаг, фильтра «Синяя лента», тканей, импортной тестовой среды для экспресс-анализа и др., универсальный индикатор благодаря цветной хроматограмме позволяет анализировать не только отработанные масла, но также свежие присадки, смазочные материалы и технические жидкости уже при покупке и заливке. На рис. 3 – пятно от свежего масла «Газпромнефть SAE 5W‑40» после 60 минут. Пятно свежего масла – серое, после высыхания становится бесцветным.
На рис. 4 – свежее масло «Газпромнефть SAE 10W‑40» на универсальном индикаторе. Видно, что цвета хроматограммы после высыхания капельной пробы сохраняются.
На рис. 5 – хроматограмма качественного (оригинального) моторного масла М‑14Г2ЦС, а на рис. 6 – хроматограмма капельной пробы подделки. Учитывая, что подделка – это, как правило, качественное масло, разбавленное дешевым моторным или базовым маслом, приготовили в лабораторных условиях некачественное масло-«подделку» из качественного моторного масла М‑14Г2ЦС с щелочным числом 10 мгКОН/г, разбавив его базовым маслом такой же вязкости, как у оригинального масла, на 10%. У полученной подделки щелочное число из-за разбавления снизилось до 9 мгКОН/г.
Так, на рис. 6 у «поддельного» масла М‑14Г2 ЦС, полученного разбавленнием всего на 10% базовым маслом, мы видим значительное отличие цветов ядра и диффузионных зон хроматограммы и их размеров от хроматограммы оригинального масла с рис. 5. То есть на хроматограмме обнаруживается снижение щелочного числа моторного масла всего на 1 мгКОН/г. Это супер! Если же смешать качественное масло с дешевым моторным маслом с другими присадками, то выявится его добавление в количестве менее 10%. Образно говоря, предлагаемый способ позволяет по цвету хроматограммы выявить ложку дегтя в бочке меда.
На рис. 7 – капельная проба моторного масла «Toyota SAE 5W‑40» на фильтровальной бумаге, отработавшего 240 моточасов в двигателе.
На рис. 8 – хроматограмма отработавшего 240 моточасов в двигателе моторного масла «Toyota SAE 5W‑40» на универсальном индикаторе.
В отличие от капельной пробы отработавшего масла на бумаге (рис. 7), на которой мы видим темное малоинформативное пятно с плохо просматриваемыми ядром и диффузионными зонами, хроматограмма на универсальном индикаторе (рис. 8) имеет четкие отличительные особенности.
На рис. 8 мы видим радиальную осадочную хроматограмму в виде ядра и трех зон. Ядро – зона, соответствующая самой темной однородной части масляного пятна на фильтре, темно-коричневое с оттенком синего, в котором заметны нерастворимые примеси. Первая зона диффузии – кольцеобразная, желто-коричневая, более светлого цвета, чем центральное ядро, образовавшееся в результате прохождения нерастворимых примесей через поры универсального индикатора. Размер кольца небольшой, указывает на низкое содержание моюще-диспергирующей присадки в масле. Вторая зона окисленного масла – кольцеобразная от желтого до светло-коричневого цвета, содержит растворимые продукты окисления масла и топлива. Третья зона чистого масла и топлива – светлое внешнее кольцо, характеризующее общий размер нанесенного на фильтр масляного пятна. Анализ, проведенный в лаборатории показал снижение вязкости масла на 8% и низкое содержание моюще-диспергирующих присадок, щелочное число 3,7 мгКОН/г, что согласуется с цветовыми переходами в ядре хроматограммы. Моторное масло подлежит замене.
На рис. 9 – хроматограмма трансмиссионного масла «Addinol SAE 75W‑90».
Сегодня на рынке присутствует множество различных препаратов, которые используют некоторые автовладельцы в качестве добавок к смазочным материалам. Тема препаратов выходит за рамки настоящей публикации, тем не менее скажу, что, пользуясь универсальным индикатором, вы можете проверить их качество, а также, тестируя масло после добавления препарата, вы можете обнаружить по цвету хроматограммы, насколько изменился кислотно-щелочной баланс в масле. На рисунке показана хроматограмма присадки ЦД‑7, используемая в противоизносных препаратах.
Универсальный индикатор может использоваться для экспресс-анализа технических жидкостей. На рис. 11 – хроматограмма тормозной жидкости ДОТ‑4. На рис. 12 – хроматограмма охлаждающей жидкости «Тосол‑40».
Анализ проведенных испытаний универсального индикатора выявил одну общую особенность. В первые десять минут ядро имеет насыщенный цвет, свидетельствующий о наличии активных химических элементов присадок, в следующие 60 минут в центре ядра проявляются светлые тона, далее проявляется темно-коричневое или темно-зеленое кольцо вокруг ядра. Поэтому для пользователя важно видеть процесс формирования пятна в первые 10 минут. Это позволит ему с большей вероятностью определить подделку и потерю работоспособности смазочных материалов и технических жидкостей.
Таким образом, пользуясь универсальным индикатором, автовладелец защищает себя от покупки некачественных присадок, смазочных материалов, технических жидкостей и на ранней стадии обнаруживает начало потери их работоспособности при эксплуатации техники.
Ильшат Нигматуллин, канд. техн. наук, доцент УГНТУ, кандидат в мастера спорта (автоспорт)
О необходимости проверки уровня масла известно всем, но лишь немногие проявляют интерес к состоянию смазочной жидкости. Способы, которые позволяют определить качество и состояние автомасла в двигателе, достаточно просты, но они помогут вовремя произвести замену смазки.
Порой определение качества смазочных материалов нужно при переходе на новую марку. Не пожалейте времени на несложные действия, ведь от них зависит срок службы двигателя вашего авто.
В каких случаях стоит проследить за состоянием масла
Проверка оказывается необходима во многих ситуациях. Самая распространенная — покупка незнакомого продукта. Если вы перешли с минерального масла на полусинтетику или синтетические смазки, стоит поинтересоваться, как себя чувствует система.
Тем, кто приобрел новые типы смазочных материалов с особыми свойствами, также бывает полезно оценить состояние смазки, причем это можно делать через определенный интервал времени, чтобы получить полную картину.
Еще один повод проверить моторное масло — приближение срока замены. Вы сможете легко понять, когда нужно срочно отправляться на СТО, а когда можно немного подождать.
Как правильно брать пробу на проверку
Для того, чтобы взять пробу масла из двигателя, проще всего воспользоваться масляным щупом. Но это нужно сделать в правильный момент. Вначале мотор нужно разогреть до температуры, при которой запускается вентилятор охлаждения, а затем дать ему остыть до 60-70 градусов. Это нужно для того, чтобы смазка перемешалась и слегка нагрелась.
Наблюдаем за каплей
Для проверки моторного масла на начальном этапе достаточно собственных органов чувств. Когда вы вынете щуп, вначале необходимо принюхаться: запах должен быть привычным, без посторонних примесей. После этого немного наклоняем щуп и смотрим, как ведет себя смазка.
Если перемещение жидкости напоминает движение воды, это тревожный сигнал. В норме моторное масло должно собраться в большую каплю, а затем плавно и неторопливо отделиться от поверхности и упасть.
Внешний вид также заслуживает внимания. Составы с эффектом очистки двигателя редко бывают совершенно прозрачными. Однако цвет должен быть не абсолютно черным, а желтовато-коричневым и коричневым. Через центр капли должна просматриваться поверхность щупа.
Если вы не можете ее рассмотреть, а цвет изменился на темно-коричневый, серый или черный, распланируйте неделю так, чтобы найти время для посещения автосервиса и замены масла.
Цвет масла с промывочными присадками может поменяться уже через 3-4 тысячи километров пробега. Но если ваш мотор ведет себя нормально, то совершенно не обязательно отправляться на замену смазки.
Опыт автомехаников показывает: если цвет масла в вашей системе долго не изменяется, это не гарантирует высокого качества смазки. Подобный эффект может проявляться, когда в смазке отсутствуют моющие присадки или их количество совсем невелико.
Капли на листе
Для следующего способа проверки понадобится чистый листок бумаги. На него нужно нанести каплю масла и дать ей высохнуть. После этого внимательно осматриваем получившееся пятно. В норме оно не слишком сильно расползается и имеет ровные края.
Вначале нужно изучить центр пятна. Если в нем располагаются мелкие частицы, металлическая стружка или что-то подобное, это свидетельствует о сильном загрязнении и необходимости замены.
Стружка или крошечные кусочки металла говорят о сильном износе деталей двигателя и неотвратимом приближении капремонта. Если вы их заметили, стоит заехать на диагностику к мастерам автосервиса.
Если по краю пятна появляется светлый ореол, имеющий коричневый или светло-серый оттенок, это означает, что процесс выработки достиг средней стадии. На такой смазке еще можно ездить, но достаточно скоро потребуется замена.
Многие водители ведут своеобразный «дневник» испытаний масла, отмечая даты каждой проверки. Это дает возможность разобраться, как быстро происходят окислительные процессы, а затем рассчитать оптимальные сроки промывки и замены смазки для конкретного автомобиля.
Если результаты проверки оказались неутешительными и вам необходимо залить новое моторное масло, зайдите на сайт https://rulion.ru/ и подберите качественную смазку от лучших мировых брендов, которая обеспечит стабильную работу мотора.
ли со статьей или есть что добавить?