Какую смазку использовать для подшипников ступицы?

Как смазать ступичный подшипник

Никакой основной механизм в силовом устройстве автомобиля не будет работать без главных деталей – подшипников. Применяются эти приспособления для сообщения вращательного движения (качения) узлам системы с минимальными потерями. Рассмотрим, чем и как смазать ступичный подшипник, главные особенности смазочного состава.

image

Чем, как и для чего смазывают ступичный подшипник

Долговечные подшипники качения присутствуют в каждом движущемся механизме машины. К надежности узла можно быстро привыкнуть, так как он о себе не дает знать длительное время. Вспоминается о нем лишь тогда, когда в автомобиле начинает что-то сильно гудеть.

Особенно опасно, когда владелец транспортного средства переусердствует с шумоизоляцией. В этом случае все может получиться очень печально, подшипник просто заклинит.

Хорошо, если это произойдет на незначительной скорости, а если 130 км/ч, то авария с последствиями обеспечена. Бывают случаи, что ДТП несерьезное, а номера пострадали. В этом случае есть возможность заказать дубликаты номерных знаков для замены помятых.

Стоит отметить, что подшипники ступичного типа смазываются только мягкими и пластичными субпродуктами. Смазывать ступицу маслом нецелесообразно, так как это приводит к удорожанию конструкции.

Пластичная смесь выступает в роли уплотнителя, что благотворно влияет на подшипник. Важно знать, что пластичный смазочный материал состоит из нескольких составляющих – смазка, загуститель, добавки. Модификаторы определяют его использование в определенных условиях.

Свойства смазки

Смазочная жидкость имеет несколько функциональных характеристик:

  • способствует равномерному распределению вырабатываемого тепла между трущимися деталями по системе;
  • образовывает противокоррозионную оболочку на рабочих деталях устройства;
  • играет роль охладителя деталей, эксплуатирующихся в тяжелых условиях;
  • повышает износостойкость металлических поверхностей;
  • снижает трение между деталями системы, а это повышает полезность действия.

А также препятствует появлению пыли внутри системы.

Краткая инструкция по смазке

Чтобы подшипник ступицы долго служил верой и правдой, деталь необходимо периодически смазывать. Рассмотрим, как смазать ступичный подшипник, на поэтапном примере.

Первым делом необходимо немного ослабить болты. Полностью их снимать не требуется. Устанавливаем машину на домкрат или специальный рычаг. Выкручиваем фиксирующие держатели колеса, после чего снимаем его. Далее следует отыскать наливной проем. Как правило, он находится в области амортизаторов. С помощью гаечного ключа подходящего размера наливная крышка снимается.

Сечение проема примерно равно 10 мм. Чтобы внести в систему смазочную жидкость, следует предварительно запастись воронкой либо обычным шприцем с резинкой. Также можно воспользоваться грушей из резины.

Воронка помещается в смазочный проем, а затем добавляется небольшими порциями смазочный состав. Вносится он определенным образом: так, чтобы между трубкой и краем проема обязательно присутствовало небольшое расстояние. Это делается для того, чтобы в системе не появлялась воздушная пробка, то есть просвет нужен для выхода воздуха наружу.

Извлекаем воронку, устанавливаем крышку и колесо на прежнее место, не забывая их хорошо зафиксировать.

Ступичный подшипник – это важная часть ходовой транспортного средства. В случае возникновения неполадок во время езды часто появляется характерный стук. Неверный выбор смазки подшипников ступицы может стать основанием для неисправности механизма и системы в целом. Правильно и грамотно подобранное вещество сможет обеспечить надежную и долговечную работу.

admin

Ступица колеса  – что это  за узел и для чего он нужен в автомобиле

Для того, что бы автомобиль двигался, нужно, что бы механическая энергия, которая вырабатывается двигателем, через коробку передач, трансмиссию, валы в виде вращательного движения передается на ведущие колёса. Конечно, колёса не крепятся к валам (цапфам) напрямую, а через деталь, которая и называется ступицей. Этот узел один из самых важных и ответственных в автомобиле и отвечает за управляемость автомобиля во время движения.

При этом одной стороной ступица крепится к валу, а другим  к колесному диску.

Узел испытывает постоянные нагрузки, причем нерегулярные – торможение, ускорение.  Температура, которую испытывает ступица, также не регулярная. Поэтому наилучшим материалом для её изготовления являются сталь и чугун. Но всё – таки ступицу можно сломать, например, если ехать на большой скорости по выбоинам.

Естественно, сердцевиной ступицы является подшипник. На подшипник ступицы выпадает вся ответственность за работу колёс и за управление ими. При езде всегда нужно прислушиваться, как себя ведёт подшипник, не появился ли лишний шум, особенно, когда машина делает поворот.

image
Ступица переднего колеса Рено Логан

Подшипники для ступицы колеса

Конструкция этих подшипников, в принципе, относится к стандартным подшипникам качения.  Поскольку нагрузка на подшипник всегда большая вследствие действия различных сил: как радиальных так и осевых, а также комбинированных, плюс агрессивная окружающая среда, например реагенты на дорогах зимой,  состояние подшипника должно всегда быть под контролем.

[affegg id=100 next=3]

Правда, между подшипниками, установленными на переднюю ступицу и на заднюю ступицу есть разница.

Если автомобиль имеет задний привод, на ступицу ставят однорядный роликовый подшипник конический, причем они устанавливается спаренными. При замене подшипников нужно с осторожностью отнестись к выставлению осевых зазоров.

Подшипник передней ступицы для автомобиля Рено

Более популярными сейчас  считаются конические двухрядные роликоподшипники или шарикоподшипники радиально – упорные, закрытые, которые более сложные в изготовлении, следовательно,  являются дороже. Их применяют в автомобилях, как с ведущими передними колёсами, так и с ведущими задними.  При замере, такие подшипники выдерживают  нагрузку в два раза больше. Кроме того, смазка в этих подшипниках закладывается при их изготовлении, на заводе. И подшипник нужно менять только тогда, когда наблюдается вытекание смазки.

Также в настоящее время, особенно в грузовых автомобилях и внедорожниках, ступица колеса выпускается в сборе с подшипником и срок службы подшипника равен сроку службы ступицы. Естественно, такой узел дороже подшипника, но иногда это оправдано.

Нужно для себя запомнить, что проверяются ступичные подшипники каждый раз при проведении диагностики автомобиля, независимо от  того, есть шум в подшипнике или нет, подтекает смазка или нет.

Тем более, если подшипник однорядный, его нужно не только проверять, но и периодически очищать от грязи и смазывать.

[affegg id=100 next=3]

Основные правила смазки для ступичных подшипников

Самое главное, как указывалось выше, периодически их проверять, причем каждые 20 -30 тысяч километров. Определяется при этом люфт, посторонние шумы. Некоторые подшипники, например, диагональные шариковые, его не должны иметь, а при роликовых конических от необходим по конструкции.

 В закрытых подшипниках нужно проверить, не нарушен ли уплотнитель, нет ли течи смазки. Если есть необходимость, подшипник  подлетит замене.

Если это подшипник открытый, рассмотрим его смазку.

Смазка передних ступичных подшипников сложна тем, что, например, роликовые подшипники очень требовательны к качеству установки.

При небольшом перекосе сразу следует поломка подшипника, следовательно, колесо «клинит» и, хорошо ещё, если скорость будет небольшая.

Если это шариковые диагональные, то они более стойкие при применении к ним осевым нагрузкам, но срок службы их гораздо меньше, чем у конических.

[affegg id=100 next=3]

Поэтому у этих подшипников большое требование к смазке. Сам подшипник собирается с такими зазорами, что бы в них была введена смазка. Без смазки сила трения детали внутри очень сильно нагреваются, деформируются и покрываются окалиной, после чего просто  заклинивают и разрушаются. Кроме того, смазка отводит тепло и удлиняет срок службы.

Что бы смазать подшипник, для начала нужно подготовиться.  Перед работой должны быть: новые  гайки ступиц, сальники,  выбранная смазка, жидкость для промыва подшипника (бензин, керосин и т.п), чистая и сухая ветошь.

  1. При помощи домкрата, установленного со стороны колеса, которое будем снимать, приподымаем авто и снимаем колесо.
  2. Откручиваем и снимаем колпак от ступицы.
  3. Демонтируем тормозной узел, затем стопорная шайба после откручивания ступичной гайки.
  4.  Удаляем сепаратор подшипника.
  5.  Вынимаем ступицу.
  6.  Промываем подшипник, протираем его, даем все просохнуть и затем аккуратно смазываем.
  7.  Собираем в обратном порядке.

 При этом гайку на ступице меняем, так  как прежде,она уже служить не будет.

Замена подшипника передней ступицы

Это и рекомендуют производители машин. После сборки обязательно проверить люфт.

Если нужна замена подшипника, нужно его выпрессовать  из специальной обоймы, в которой он находится. Эту процедуру производим  при помощи силовой отвертки или при помощи съемника.

Снимаем подшипник при помощи отвертки

Задняя ступица и разница в смазке подшипников передней и задней ступицы

Задняя и передняя ступица имеют практически одинаковую нагрузку и выполняют работу по сути одну и ту же, хотя конструктивно они и разные. Эта разница состоит в поворотном кулаке.

Если  рассматривать, какие же подшипники применяются в задней ступице, можно отметить, что вместе с зависимой подвеской применяются радиально- шариковые или роликовые подшипники. Если в наличии независимая подвеска – применяются конические подшипники.

[affegg id=100 next=3]

Желательно проводить смазку нового ступичного подшипника с небольшой ревизией, для того, что бы быть уверенным в том. что среди дороги колесо не станет поперёк движения.Виды смазок указано ниже.

Смазанный ступичный подшипник

Конечно, износу подвергаются и те и другие виды подшипников, и главный их враг – вытекание смазки или её загрязнение. Этому может способствовать и плохое уплотнение, и большой зазор и неправильная установка подшипника. Дело в том, что, как правило, при снятии ступицы подшипник обычно подвергается разрушению. Его нужно менять, предварительно при этом хорошо его смазать. Можно, если есть сноровка, отвернуть гайку ступицы (потом её нужно менять), стянуть крышку руками, вынуть стопорное кольцо и всё открывается. После этого промыть, вытереть насухо и смазать.

Если ступица изготавливается в неразъемном виде вместе с подшипником, её снимать не нужно.

Как вариант, можно смазку ступичного подшипника без снятия закачать шприцем, предварительно сняв колесо и тормозной барабан. Иголку просунуть в щель и накачать масла. Иногда придётся просверлить пару отверстий в пластине, которая закрывает подшипник и ввести опять таки шприцем смазку. Сверло должно быть небольшого диаметра.

Но если подшипник шумит – только замена.

[affegg id=100 next=3]

Смазка подшипников и её выбор

На вопрос, какую же купить смазку для ступичных подшипников, ответ однозначным быть не может.

Главное, что бы она отвечала тем задачам, которые ей поставлены. Она должна прекрасно защищать подшипник от воздействия агрессивной среды и влаги, не менять свои свойства при повышенной температуре, например до 280 градусов и выдерживать высокие скорости вращения.

Должна быть густая, что бы заполнять собой все щели,  и достаточно пластичная. Обычно это трёх компонентные смазки, основу которых составляет  само вещество смазывающее, а также загуститель и присадки.

Пример смазок для ступичных подшипников

Наиболее знакомая всем это литиевая смазка  Литон – 24, которая применима к этим узлам. Она достаточно дешёвая, купить её не сложно, её густота соответствует назначению. Недостатком её является то, что она при нагревании становится жидкой и вытекает. Вследствие чего чаще придётся смазывать подшипник, т. е чаще разбирать ступицу.

Неплохо отзываются и о MC1000, она, судя по многочисленным отзывам, делает ход намного мягче и не так быстро вытекает.

Универсальная смазка MC 1000

Выдерживает температуру от -40 до +150, хорошо работает с большой нагрузкой, которая также присутствует в ступичном узле, а главное, образует хороший металлический защитный слой, что и уменьшает износ деталей.

Есть смазка Sell Helix,которая подходит как для смазки для конусных ступичных подшипников, так и для шариковых радиальных подшипников. Она устойчива к вибрационным и неравномерным нагрузкам, а также к перепадам температуры, не теряет свою вязкость. Температура максимальная, при которой она не теряет своих свойств +180 градусов. Об этой смазке самые положительные отзывы, производитель – Бельгия.

[affegg id=100 next=3]

Прекрасно себя зарекомендовала и синяя смазка LIqui Moly.

Смазка №1 для подшипника ступицы LIqui Moly

Если нужна смазка для ступичных подшипников грузовиков, по отзывам самой лучшей считают немецкую смазку BPW, это бренд компании, которая  действительно является №1 по выпуску таких продуктов. Единственное, у её каталогов нет каталога, выпущенного на русском языке.

Также неплохо для грузовых авто зарекомендовала себя та же  МС 1000, Liqui Moly LM 50, имеющая в своей основе литий, тот же Литол -24,  а также  выдерживающая перепады температуры и значительные нагрузки STEP UP High Temperature Wheel Bearling Lithium Grease. А вот Castrol LMX Li-Komplexfett 2 неплохая, но не является водостойкой.

Главное, при покупке смазки не попасть на подделку. Покупайте  в специализированных магазинах, ищите описание смазок в интернете.

[affegg id=100 next=3]

 Внимание покупателей подшипников

Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению  подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас: +7(499)403 39 91       zakaz@themechanic.ru   Доставка подшипников  по РФ  и зарубежью.   Каталог подшипников на сайте themechanic.ru

Внимание покупателей подшипников

Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас: tel:+7 (495) 646 00 12zakaz@themechanic.ru Доставка подшипников по РФ и зарубежью. Каталог подшипников на сайте

Внимание покупателей подшипников

Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас: tel:+7 (495) 646 00 12zakaz@themechanic.ru Доставка подшипников по РФ и зарубежью. Каталог подшипников на сайте

 При выборе смазки для ступичных подшипников автомобилист – любитель или работник сервиса, прежде всего должен знать свойства, требуемые от этого материала, иначе он рискует значительно сократить срок службы деталей. Любой автопроизводитель обязательно указывает, какие технические жидкости следует применять для обслуживания авто, а также рекомендует, чем смазывать тот или иной узел. Но всё же выполнять все требования лучше не вслепую – и сервисная книжка может быть утеряна, а многообразие смазочных материалов, предлагаемых рынком, вполне способно вызвать растерянность при выборе.

Какая смазка применяется для ступичных подшипников

Смазки для ступичных подшипников автомобилей

 

О плюсах и минусах полиуритановых сайлентблоков в подвеске автомобиля прочитать можно здесь

Смазка для ступичных подшипников грузовиков

Ступичные подшипники небольших грузовиков смазываются пластичными смазками

 

Почему бьет руль при торможении на большой скорости прочитать можно здесь

Как смазывать ступичные подшипники

Процесс замены смазки зависит от устройства ступицы и типа подшипника – закрытый он или узел имеет отдельное сальниковое уплотнение. В первом случае устанавливаются двухрядные закрытые подшипники, во втором – однорядные роликовые конические.

Замена смазки в закрытых подшипниках

Как заменить шаровую опору своими руками прочитать можно здесь

Смазка роликовых конических подшипников

    Эта процедура не представляет особой сложности, но многие делают ошибку, оставляя в ступице старый сальник – его лучше заменить новым. Пошагово это выглядит так:

  • откручиваете ступичную гайку, сняв защитный колпачок;
  • снимаете суппорт и тормозной диск;
  • снимаете саму ступицу;
  • удалив старый сальник, вынимаете внутренние обоймы подшипников;
  • тщательно промываете все детали, включая полость ступицы и колпачок;
  • закладываете новую смазку и запрессовываете сальник;
  • устанавливаете узел на ось и закручиваете гайку.

Как открутить «прикипевший» болт прочитать можно здесь

Какие смазки ещё можно использовать для ступичных подшипников

Смазки для ступичных подшипников различных производителей

 

Почему появляется стук в подвеске при езде по неровностям прочитать можно здесь

Помимо смазки «ЛИТОЛ-24», производимого ещё со времён СССР, сейчас автолюбителям доступен более широкий выбор смазок. Современные смазочные материалы могут быть представлены следующими производителями: Castrol. Помимо моторных масел, эта фирма производит многофункциональную смазку Сastrol Moly Grease. Литиевая смазка с дополнительными присадками, основной из которых является дисульфид молибдена, повышающий несущую способность подшипника и снижающая потери на трение. Liqui Moly. Смазка для подшипников LM-50 работает в интервале температур от – 30°С до + 160°С. Улучшенные показатели достигаются путём добавления пакета присадок в литиевую смазку, особенно выражены водоотталкивающие свойства. Molykote. Для ступичных подшипников выпускается смазка Molykote BR2 Plus. Особенность её заключается в добавлении твёрдых смазочных веществ, что позволяет добиться применения при больших оборотах, то есть скоростях движения, без ухудшения защитных свойств. Смазка Mobil XHP 222 так же, как и многие другие, изготовлена применением литиевого загустителя и дополнительных присадок. Разумеется, здесь указаны не все производители, а за более подробной информацией лучше обращаться к представителям компаний. Но стоит отметить, что отечественная высокотемпературная смазка для подшипников МС 1510 Blue (до 350°С) во многом превосходит большинство импортных аналогов, позволяя подшипнику работать без её замены около 500 000 км. Высокие показатели термостойкости и долгий срок службы делают её пригодной для смазки ступичных подшипников тяжёлых грузовиков.  

Ступичные подшипники (СП) обязаны быть в идеальном состоянии, так как общее состояние автомобиля и комфорт в управлении напрямую зависит от этого узла. Довольно часто о наличии ступицы водитель вспоминает только, когда она дает о себе знать в качестве визга. На самом деле ступицы являются одними из тех трущихся составляющих автомобиля, которые обязаны смазываться и проверяться при техническом обслуживании, обычно ТО-2.

Сами производители рекомендуют заменять масло в детали каждые 20-40 тыс. км, но это число индивидуально. Для каждой модели машины следует ознакомиться с предоставляемыми требованиями в документации.

От незнания нужно ли смазывать ступичные подшипники и как часто это делать, сегодня страдает множество автолюбителей. Данная деталь авто принимает на себя довольно высокую нагрузку, которая должна уходить далее, но это функция несколько блокируется, когда создается трением между валом и ступичным подшипником. Любое трение имеет негативный, деструктивный характер, так как изнашиваются узлы агрегата, поэтому смазывать необходимо практически все. Благо, что дело поправимое, хотя и требует скорейшего устранения.

Если было замечено наличие нестандартного звука, особенно визга в районе ведущих колес, то следует отложить поездку, особенно длительную, пока не будет смазана деталь.

Обзор смазок с плюсами и минусами.

Вопрос, можно ли смазать ступичный подшипник даже не будет подниматься, так как ответ очевиден – ДА. Другой более важный нюанс, на который действительно стоит обратить внимание, при том первичное – это, чем лучше смазывать ступичные подшипники?

Смазок сегодня существует очень много, каждая отличается от другой присадками, добавлениями и самой основой, поэтому полностью одинаковых нет. Это важно отметить, так как в подшипнике не должно происходить смешивания нескольких видов смазок.

В целом, разобраться, каким средством смазать ступичный подшипник нужно, первично определившись с родом основного вещества:

  1. Солидольные. Наверняка у большинства автолюбителей лежит подобное вещество в гараже и оно вполне подходит для поставленной задачи, тем не менее без недостатков не обходится. Преимущества заключаются в низкой цене и высоком уровне устойчивости к влаге, зато температурные характеристики не слишком впечатляющие. Другая модификация солидола – это консталин, который обладает противоположными характеристиками;
  1. Литолы. Наиболее популярные и эффективные смазки. Сейчас они легкодоступны и дешевы, при этом разнообразие литольных продуктов весьма большое. Такие масла отлично справляются со смазкой нагруженных узлов, не поддаются воздействию влаги и термоустойчивые. Дополнительно используются антикоррозийные присадки;
  1. Молибденовые. Тоже отличный вариант, так как обладает всеми перечисленными параметрами, но еще и образуют небольшой, защитный слой, предотвращающий задиры;
  1. Высокотемпературные. Требуются нечасто, они также выполнены на основании литола, но выдерживают гораздо выше температуру, порой до 1000 градусов. Данный эффект достигается благодаря введению никелевых и медных порошков.

Выбирая из производителей смазок взгляд сильно разбегается, но советуем обратиться к более известным, именитым брендам. Хороший продукт у компании Mobil, он чаще всего и используется. Широко применяется, так как выдерживает сильную нагрузку на авто. Вероятно, вы встречали такую смазку, она имеет синий цвет.

Смазка на основании молибдена от компании Castrol часто рекомендуется автомобилям, которые испытывают запредельные нагрузки. Дело в том, что молибден окутывает трущиеся детали сухим слоем и из-за этого возникает дополнительная защита механизмов. Также характерно для всего класса то, что данный вариант защищает от задиров.

Смазки от Divinol обладают повышенной пластичностью. Также очень гибки в использовании, так как эксплуатационные характеристики подходят для большинства автомобилей.

Продукты от Molykote также довольно качественные, так в ассортименте есть термоустойчивая смазка, которая не вступает в реакцию с большинством материалов. Особенно интересен вариант Molykote BR 2 Plus, так как позволяет защитить подшипники от износа.

Как смазать ступичный подшипник (снимая, не снимая) — инструкции.

Первым делом озадачимся вопросом, как смазать ступичный подшипник не снимая его? Конечно же это вариант для тех, у кого просто нет возможности снять данную деталь или время не позволяет это сделать. Важным условием для данной процедуру является то, что смазка, обязательно, должна быть одинаковая в самом подшипнике и добавляемая. Обычно, наверняка узнать предыдущую смазку весьма сложно, поэтому придется все таки снимать ступицу.

Итак, как смазать передний ступичный подшипник, не выпресовывая его:

  1. Нужно установить автомобиль на ручник;
  2. Приподнять машину в;
  3. Снимите колесо, затем металлический колпак, закрывающий ступицу;
  4. Теперь следует снять стопорное фиксажное кольцо при помощи отвертки или тонких пассатижей;
  5. После этого открывается доступ к подшипнику, здесь то и необходимо добавить смазки, затем прокрутить ступицу.

Теперь известно, как надо смазывать данный узел, но способ значительно хуже, чем полный разбор и дальнейшая смазка. По сути в предыдущем варианте уже выполнена половина процедуры от полного разбора ступицы, поэтому можно просто дополнить инструкцию.

  1. После освобождения от фиксажного кольца необходимо изъять саму ступицу, при этом следует держать тормозной диск;
  2. Теперь стоит выпресовать подшипник, делается это при помощи соответствующей головки и молотка;
  3. Затем необходимо очистить полученную деталь от предыдущей смазки, вероятно ее очень мало или вообще нет, выполняется при помощи бензина;
  4. Визуально проверьте целостность устройства и отсутствие износа, затем добавьте выбранную смазку;
  5. Немного прокрутите и можно собирать ступицу.

Видео инструкция.

Выше был рассмотрен процесс смазки переднего колеса, как смазать задний ступичный подшипник, точнее основные отличия от предыдущего варианта разберем далее. Сразу стоит оговориться, что в некоторых автомобилях задний СП вовсе неразборный, а в остальных просто нет прямого доступа к нему.

Процесс разбора и снятия ступицы приблизительно такой же, только сам подшипник извлечь нельзя. Он находится в закрытом блоке. Необходимо раскрутить, подковырнуть крышку, чтобы ее снять. Далее потребуется шприц, лучше с длинным носиком. В зазор, который находится по краям всовываем шприц со смазкой и выдавливаем до наполнения подшипника, также его следует периодично прокручивать.

Истории автовладельцев.

Валерий:

«Задумался, нужно ли смазывать ступичный подшипник перед установкой, ведь он и так должен быть подготовлен к использованию. Решил, что производитель сам озадачился данной проблемой, но, как показала практика – нет, на следующий день пришлось снова все разбирать и смазывать.»

Владелец ваз 2114:

«Начал наблюдать, что возникает определенный визг, исходящий от заднего колеса. Проявлялся подобный звук только, когда развивал скорость около 90 км, ни ниже, ни выше такого не было. Добравшись и сняв заднюю ступицу, стало очевидно крайне маленькое содержание смазки, добавил и все стало в порядке.»

Кирилл:

«Когда-то смазывал подшипник и все стало работать как часики, но спустя время проблема вернулась, при чем скоро. Снова пришлось разбирать колесо и, когда добрался до фиксажного кольца ступицы все стало очевидно, оно было плохо закреплено и из-за этого смазка ушла, при чем подшипники набились мусором. Почистил, смазал и ласточка стала снова летать.»

Рекомендую прочитать:

Как отполировать лобовое стекло своими руками? Замена воздушного фильтра ВАЗ 2114. Замена глушителя на ВАЗ 2114. Замена салонного фильтра Шевроле Лачетти.

Обслуживание13 сентября 2017

Подшипниковые узлы передних и задних колес функционируют в тяжелых условиях, испытывая нагрузки от трения, веса автомобиля и удары из-за неровностей дорожного покрытия. Вдобавок они подогреваются со стороны тормозов, поскольку металл хорошо проводит тепло. Уменьшить воздействие этих факторов поможет нанесение на рабочие поверхности качественного состава, снижающего силу трения. Чтобы продлить срок службы деталей и не навредить, надо решить вопрос, какой смазкой смазывать подшипники ступицы и как это правильно делать.

image

Требования к смазывающему материалу

В конце прошлого века сепараторы различных подшипников наполнялись двумя видами составов – «Литол-24» и «Циатим-201». Сейчас на полки автомагазинов выставляется огромное количество изделий от разнообразных брендов, среди которых немудрено запутаться. Опять же, не всякая густая смазка годится для ступиц легковых машин.

Чтобы выяснить, какая смазка лучше, необходимо сформулировать требования к ней и сравнить с инструкцией на упаковке:

  1. Материал не должен растекаться при нагреве. В летний период температура дорожного покрытия достигает 70 °С, прибавьте сюда трение и работу тормозов. На повышенных нагрузках обоймы подшипника разогреваются до 140 °С, столько обязана выдержать и смазка.
  2. Загустевший на сильном морозе состав не даст шарикам или роликам катиться и они начнут скользить. Отсюда задиры и ускоренный износ элементов. Значит, материал должен оставаться пластичным до температуры минус 40 °С.
  3. Поскольку колеса постоянно контактируют с водой, она неизбежно попадает в ступицы. Смазывающий состав не должен терять свойства после контакта с влагой и вдобавок защищать металлические детали от коррозии.
  4. Лучше использовать смазку, меняющую консистенцию в зависимости от нагрузки и нагрева. Колесо быстрее вращается – подшипник греется – материал разжижается и смазывает деталь интенсивнее. При замедлении происходит обратный процесс.
  5. Состав должен быть химически стойким и нейтральным по отношению к полимерам и резине, из которых изготавливаются пыльники и элементы сальников.

Важно, чтобы смазочный материал сохранял перечисленные свойства как можно дольше, тогда и ресурс подшипникового узла способен увеличиться до 100 тыс. км пробега.

image

Разновидности ступичных смазок

Как и жидкие масла, составы для смазывания трущихся деталей делаются на минеральной либо синтетической основе со специальными присадками – загустителями. Последние играют основную роль при формировании свойств материала. Существует несколько видов добавок:

  • так называемое литиевое мыло;
  • то же, с добавлением фталоцианина меди, натрия либо других металлов;
  • загуститель на основе полимочевины с добавлением силикагеля и стабилизирующего вещества – кальций-сульфаната;
  • политетрафторэтиленовая присадка (иначе – тефлон) служит загустителем для дорогих перфторполиэфирных смазок.

В жидкие и густые масла также принято добавлять дисульфид молибдена, улучшающий противозадирные и антикоррозионные свойства.

Смазочные материалы с литиевой добавкой отличаются светлой, черной либо коричневой окраской и на данный момент уже считаются устаревшими. Обладают довольно высокими антифрикционными свойствами и нередко служат по 80–100 тыс. км. При одном условии: если снаружи не попала вода через поврежденный пыльник: смазка слабо защищает узел от коррозии. К подобным изделиям как раз относится широко известный «Литол-24», зарубежные аналоги – British Petroleum и Renolit.

Литиевая высокотемпературная смазка для ступичных подшипников, содержащая фталоцианин меди, окрашена в синий либо зеленый цвет и по характеристикам превосходит предшественника. Сохранив длительность и эффективность работы, состав обрел повышенные антикоррозионные свойства и потому широко применяется для обслуживания легковых авто. Максимальная рабочая температура смазывающего материала – 180 °С. Примеры подобных изделий – Litho HT, Castrol LMX и LM 50.

imageБолее современная смазка для подшипников ступицы, сделанная на минеральной основе с добавлением полимочевины способна работать в диапазоне температур от минус 20 до плюс 180 °С, выигрывая у литиевых составов по долговечности и коррозионной стойкости. Яркий представитель – изделие AIMOL Greasetech Polyurea EP 2, кратковременно выдерживающее температуру +220 °С без растекания. Поскольку в загустителе не применяются соли различных металлов, то исключены процессы окисления, поэтому срок службы материала равен ресурсу самого подшипника.

О перфторполиэфирных смазках стоит упомянуть вкратце, поскольку они слишком дорогие. Некоторые японские и немецкие производители закладывают их в подшипники, но для рядовых пользователей цена слишком велика.

Молибденосодержащие масла, давно вошедшие в моду, заслужили неплохую репутацию. Но применительно к механизмам ступиц данные материалы грешат одним недостатком: при попадании в узел влаги и воздуха дисульфид молибдена вступает с ними в сложную реакцию, отчего выделяется серная кислота, пусть и в мизерных количествах. Это сокращает ресурс деталей, вместо того чтобы продлевать.

Чем нельзя смазывать подшипники?

Далеко не все густые составы пригодны для работы в автомобильных ступицах. Например, традиционный солидол – не лучшая смазка для подобных узлов, поскольку не способен компенсировать трение деталей в условиях больших перепадов температур. К этой же категории относится целый ряд других смазывающих материалов:

  1. Графитная смазка отлично переносит нагрузки, но содержит абразивные частицы, быстро разрушающие металлические детали подшипника.
  2. Составы на вазелиновой либо силиконовой основе теряют антифрикционные свойства вследствие повышения рабочей температуры до 60 °С, чего явно недостаточно для подшипникового узла.
  3. Группа смазок, включающая соединения кальция и натрия, уменьшает трение деталей, но не защищает от коррозии.
  4. Популярное изделие под названием «Шрус-4», предназначенное для работы в грубых шарнирных механизмах.

imageКакие вещества содержит тот или иной материал, должно быть указано на упаковке. Прежде чем смазать ролики подшипника новой смазкой, внимательно ознакомьтесь с этим перечнем.

Обслуживание ступичного узла

Для начала следует уяснить, что в большинстве современных легковых машин иностранного производства устанавливаются роликовые необслуживаемые подшипники закрытого типа. Это значит, что на заводе в сепаратор заложено требуемое количество смазочного материала, рассчитанного на полный срок службы элемента. Специально разбирать его в процессе эксплуатации нет нужды.

Тем же путем движутся отечественные производители машин и запчастей к ним. В среднем ресурс закрытого подшипникового узла на переднеприводных автомобилях ВАЗ составляет 60 тыс. км., после чего устанавливается новая запчасть. Смазать подшипник можно и раньше, но существенного продления «жизни» вы не добьетесь.

Зачастую автолюбители покупают зарубежные высококачественные аналоги от брендов FAG, SKF, NTN, NSK или Koyo, способные отработать до 300 тыс. км без всякого обслуживания.

Чтобы добраться до подшипника переднего колеса, придется разобрать часть подвески:

  1. Поставьте машину на ровную площадку, зафиксируйте «ручником» и снимите колесо.
  2. Разблокируйте и вытащите тормозные колодки, затем демонтируйте суппорт, подвязав его проволокой к кузову.
  3. Съемником выдавите шаровой палец тяги и открутите нижнее крепление поворотного кулака.
  4. Ослабьте и выверните гайку крепления ступицы, после чего аккуратно разъедините ее с шарниром полуоси.

Несколько слов о том, как смазать ступичный подшипник. Старый материал необходимо удалить и промыть все детали, затем уложить новый и собрать узел. Помните, что смазки не должно быть много – максимум 30% от внутреннего объема самого элемента.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий