Насос высокого давления для лодки пвх своими руками

Самодельный насос для лодки пвх своими руками — viberilodku

Форум для обсуждения владельцами мотолодок вопросов грамотной эксплуатации лодок и моторов, надёжности, безопасности, экономии топлива, расчётах скорости и гребного винта онлайн, широкому кругу других вопросов.

Популярные модели электронасосов для лодок

Хороший лодочный насос значительно упрощает жизнь. С его помощью можно быстро накачать все отсеки лодки до нормального рабочего давления. Рабочим давлением для ПВХ лодки считается 0.25 кг/см² или 250-300 миллибар.

Рабочее давление – это состояние, которое обеспечивает долговечное и безопасное использование изделия, не нарушая условий максимальной прочности и жесткости конструкции. Эффективный насос должен как можно быстрее накачать нужное рабочее давление.

Накачать лодку, используя самодельные устройства

Творческая натура с умными руками предпочитает полезные приспособления делать самостоятельно. Если вы автомобилист, почему бы не использовать выхлопные газы автомобиля? Насос для лодки ПВХ своими руками будет выглядеть просто:

  1. На глушитель с помощью хомута крепится резиновая трубка.
  2. Другой конец трубы через переходник соединяется с обычным шлангом от насоса, который крепится к ниппелю лодки.
  3. заполнение камеры происходит за 1-2 минуты, контролировать тактильно, нажатием.

Затраты копеечные, эффект превосходный. Практика многих лет показывает, отложения внутри камеры незначительны, на плавучести не отражаются.

В статье представлен обзор направлений техники. Выбор насоса зависит от условий эксплуатации и размера лодки из ПВХ.

Требования, предъявляемые к насосу

выбор насоса для надувной лодки

В комплекте с лодкой производители предлагают ручной насос. Накачать камеру им можно минут за 10, одновременно накачивая мышцы на руках. Зато перекачать выше нормы не получится. Нормой считают 0,25 кг/см2.

Оптимально нагнетание происходит под давлением 0,4 – 0,8 кг/см2. Удобно, если насос для лодки ПВХ умеет откачивать воздух. Тогда собранная лодка будет уложена плотно и займет мало места. Вручную полностью выдавить воздух невозможно.

Контроль давления в камере – важное условие, которое обеспечивает:

  • использование насосов с манометрами;
  • блокировка по давлению в камере и перегреву насоса;
  • регулятор давления с возможностью выставить задание.

Выбор вида насоса зависит от наличия или отсутствия электрической сети в шаговой доступности. Бывает, лодку несут в рюкзаках в таежную глушь, при этом каждый грамм веса на счету. На выбор насоса влияют и габаритные размеры лодки. Чем больший объём камеры, тем выше должна быть производительность насоса для лодки ПВХ.

Лодки и моторы в вопросах и ответах

Правила общения в форуме

Прежде чем задать вопрос!
Как правильно задавать вопросы в форуме и пользоваться материалами сайта.
Московское время 22:52:03 Ваше локальное время Владивостокское время 05:52:03
Автор: Zuzik (—.udm.net)
Дата: 21-12-06 18:32

Человек царь природы или нет?! Вот и пусть отдыхает, а качать – это удел железяк электрических :):):)

А если серъёзно, то во-первых, пришлось одному качать 3,8м с огроооомными баллонами – запарился, а во-вторых, вероятно в следующем сезоне буду ездить на рыбалку один, вот и хочу и время съэкономить и силы.

Использовали и будем! 250 руб. в Ашане, набивает быстро, но докачивать обязательно. Китайские за 500-700р. качают в ДВА раза быстрее понтового Браво (100евро). Манометр необходим!

у меня браво 12 с помпой высокого давления. Сперва набивает обьем, потом врубается помпа и доводит до нужного давления. Ограничитель сам выставляешь. качает до 800мб, можно эйрдек набить.

12в., качал матрас…от аккумулятора в лодке.Берёт мало энергии, И самое главное (. ) он же СДУВАЕТ ! потм складывать намного легче. А давление можно ножным докачать.

Уточняю
BRAVO SUPERTURBO BST 12
Есть модель 0,3 и до 0,8 атм.

А просто BRAVO-12 медленно качает, т.к. поршневой, и хватает мах на 2 сезона.

Нашёл в каком-то форуме точно такую же тему. Один оратор предложил другому супер-мега насос за $670. Вот ответ:

“По-любому, дешевле будет купить простую “лягушку”, какой-нибудь “запор” и
ездить по ней на нём взад-вперёд, пока лодка не накачается. (Из раздела
сексуальных извращений) К тому-же, это будет по-пальцастее, чем дорогой насос.”

322241_29814.jpg
Разобрал старый бытовой пылесос, достал из него моторчик с корпусом и крыльчаткой, выбросил мотор на 220В, вместо него установил моторчик печки ВАЗ, собрал, подключил к аккумулятору…. забросил в самый дальний угол гаража – не накачает даже воздушный шарик :(, а жаль, получился бы компактный (диам.140мм, длина 170мм), лёгкий и практически безшумный.

Автомобильный пылесос может помочь наполнить баллоны, но набивать надо ножным.
Вчера тестировал Браво 10, 5 литровая часть качает до 0.3 бар, 1.5 литровая до 0.85. По аирдеку, по осчусчениям, фиг поймёшь какое давление после 0.4. Видимо из-за этого он и не даёт необходимой жёсткости. Поднять давление выше 0.5, можно ТОЛЬКО резкими и частыми нажатиями. Нормальное накачивание не продавливает клапан…:о( Очень рад, что не скроил на нормальном манометре!

> прикиньте, взял К360 в нем был Браво 1
> Так вот, ни одна насадка не подошла, пришлось резать..
+++Странно…У меня одна из 5 штатных насадок (насос Браво2) нормально влезла в клапан, но при накачивании вылетала.
Теперь пользую штатный переходник(лежал в тубе с аптечкой).
ЗЫ: И зачем лодку резать из-за насадки :)))))))))

Принцип работы, плюсы и минусы

Электронасос подключается к сети питания, от чего начинает работать электромотор.
С помощью прикреплённой к ротору мотора турбины, начинается интенсивный процесс подачи воздуха в выводное отверстие агрегата.

Через отводную трубку, воздух попадает в закрытое воздушное пространство лодки, отчего лодка приобретает необходимую форму и готова к эксплуатации.

Преимущества:

  1. Высокий уровень производительности.
  2. Минимальное человеческое вмешательство в ходе процесса.
  3. Создание в отсеках лотки необходимого давления.
  4. Небольшие габариты.
  5. Долгий срок службы.

Некоторые нюансы электронасосов:

  1. Для подключения насоса потребуется электросеть.
  2. Высокая цена агрегата.
  3. Ремонт оборудования – дорогостоящий.

Самостоятельное крепление привального бруса

Самостоятельное усиление лодки ПВХ состоит из следующих операций:

  1. Лодка вымывается, после чего удаляются все загрязнения. После этого, лодка сушится, как можно тщательней. Следует помнить, что малейшие остатки влаги не позволят качественно склеить элементы лодки.
  2. Склеиваемые поверхности обезжириваются бензином или ацетоном. Обезжиривание проводится аккуратно, чтобы не нарушить ткань.
  3. С помощью кисточки на поверхность наносится слой клея. Обычно клей наносится на лодку и привальный брус. Через 15 минут наносится второй слой клея. Слоя подсыхают до тех пор, пока клей не перестанет прилипать к рукам.
  4. Брус накладывается на поверхность и прижимается.
  5. Чтобы поверхности надежно приклеились, их лучше нагреть с помощью фена. Нагрев осуществляется весьма осторожно, чтобы пластик не начал плавиться.
  6. После этого, склеиваемые поверхности опять прижимают с максимальным усилием.

Установка на лодку привального бруса с гребешком

Критерии выбора

Современный рынок рыболовного направления предоставляет как большой выбор лодок ПВХ, так и электронасосов. Каждый вид подразумевает свои особенности, на которые следует обратить внимание при покупке, ведь от этого зависит срок службы устройства и его возможности.

На что обратить внимание при покупке:

  1. Производительность насоса. В большинстве случаев, для полного заполнения воздухом камерных отсеков лодки, необходимо внутреннее давление в 250 mbar. Если насос недостаточно мощный и не может нагнетать такое давление – его необходимо будет добавлять с помощью ножных или ручных типов насосов.
  2. Время непрерывной работы. Этот нюанс необходимо учитывать, дабы при накачивании не произошло перегревание. Как правило, электронасосы рассчитаны на непрерывную работу около 15 минут. Лучше выбирать модели с встроенным регулятором, который в определённое время сам отключит насос для охлаждения, а после, его же снова и запустит в работу.
  3. В агрегате должен быть встроен датчик показаний внутреннего давления (манометр). Без него велика вероятность недостаточного или излишнего накачивания воздуха.
  4. Желательно выбирать модель, которая не только нагнетает воздух в лодку, но и способна откачивать его.
  5. Лучше приобретать электронасосы у проверенных фирм-производителей, которые дают гарантию на продукцию.

Как накачать электрическим насосом

Электрический насос потребует подключения к аккумулятору (можно запитать от автомобильного). При использовании электронасоса для накачивания лодки необходимо постоянно контролировать процесс, поскольку при «перекаче» более чем на 10-15% от нормы рабочего давления ПВХ баллон лодки может взорваться. Подобное случается не так уж редко — электронасос наполняет камеру воздухом очень быстро, опытный рыбак способен накачать габаритную лодку за 6-8 минут. Среди современных моделей электронасосов мы можем выделить итальянский электронасос Bravo BTP 12 с манометром, эта модель зарекомендовала себя в качестве исключительно надёжного и функционального помощника рыбака.

Электрические насосы

Накачать лодку с использование электрической энергии легко, главное, чтобы источник был доступен. Поэтому электрические насосы для лодки ПВХ приобретают пользователи, имеющие возможность накачать лодку и транспортировать ее на берег. Насосы подразделяют по питанию от сети 220 V и от бортовой сети автомобиля 12 V. Насосы отличаются по характеристикам, но все модели имеют функцию откачивания воздуха и блокировку по максимальному давлению в камере. Выбор производительности насоса зависит от размера лодки. На цену влияют:

  • авторитет производителя;
  • вид рабочего органа – мембранный, турбинный, поршневой или гибридный;
  • наличие блокировок и приборов контроля.

Насос со встроенной батареей заряжается только от сети. Насос не накачивает камеру до нужного параметра 0,25 кг/м2, придется подкачивать вручную.

Достоинства и недостатки электрического насоса для лодки ПВХ:

  • не требуется прилагать физические усилия;
  • обеспечение автоматического контроля процесса;
  • быстрое выполнение операции.

Недостатком считают невозможность использования насоса при отсутствии сети. Высокая стоимость аппарата.

Большую популярность получили модели, работающие от автомобильного или собственного аккумулятора. Переносное питание позволяет пользователю лодки быть мобильным, подготовку лодки и снастей вести на месте. При этом насос для лодки ПВХ электрический с аккумулятором выполняет тот же функционал, что и сетевой аппарат. Насосы со встроенным аккумулятором еще более мобильны, их можно взять с собой в путешествие и использовать вдали от цивилизации.

Выбирая насос, нужно знать, что непрерывная работа двигателя ограничена 15 минутами. Если выбрать модель малой производительности, накачивать придется в несколько приемов.

Какие бывают?

Электронасосы, работающие от сети в 220V

Они отличаются высокой стабильностью работы и долгим сроком службы, но существует один недостаток – не всегда на водоёме может оказаться розетка с нужным напряжением. Этот факт существенно затрудняет их использование.

Автомобильные электронасосы

Работающие от напряжения в 12V. Данный вид более востребован у потребителей, ведь может работать как от аккумулятора автомобиля напрямую, так и с помощью переходника предназначено для совмещения с «прикуривателем».

Насосы бывают 2 видов, предназначенных для предварительной подкачки и полной.

Насосы маломощные для предварительной подкачки лодки, могут нагнетать давление около 50 mbar, а недостающее давление рыбаку придётся добавлять с помощью механического насоса.

Электронасосы с встроенным аккумулятором

Этот вид насосов в большей степени используется для накачивания малых лодок ПВХ, ведь они не отличаются большой мощностью. Срок работы незначителен, а сам аккумулятор требует частых подзарядок.

Обзор насосов для лодок ПВХ, электрические и механические варианты

ПВХ лодки пользуются популярностью из-за своей компактности, легкости и мобильности. Понятно, что и цена на такие конструкции гораздо меньшая, чем на моторные аналоги. Хранение надувной лодки, в отличие от жесткокорпусной, не требует больших затрат.

Автомобильный компрессор

Автомобильный компрессор – это агрегат для сжатия воздуха или его перемещения.


Автомобильный компрессор Переходник

Автомобилисты часто интересуются, можно ли накачать лодку автокомпрессором. Чтобы воспользоваться автомобильным компрессором для накачивания лодки, необходимо обзавестись переходником.

Важно! Автокомпрессор – очень мощный насос. Следите за давлением в лодке. Для обычных надувных плавсредств max давление должно составлять 0,2-0,3 атм. Для лодок AirDeck max давление 1 атм.

Как накачать лодку автомобильным компрессором:

  1. Достаньте компрессор из авто.
  2. Вставьте переходник в клапан отсека водного транспорта.
  3. Подсоедините к переходнику автокомпрессор.
  4. Включите агрегат и наполните судно до необходимого объема.

Обзор лучших моделей

BRAVO TURBO MAX

Характеристики:

  1. Производительность – 1000л за 1 минуту.
  2. Обеспечениемаксимального давления – 250 mbar.
  3. Работает от 12V.
  4. Возможность подключения агрегата от аккумулятора и от «прикуривателя».
  5. Полная закачка воздуха осуществляется за 3-4 минуты работы.
  6. Количество переходных насадок разное – от 3 до 12 штук.
  7. Оснащён ручным регулятором давления.
  8. Есть функция – обратной откачки воздуха.
  9. Вес – около 5кг.

Цена – около 6000 рублей.

ТУРБИНКА АС-041

Характеристики:

  1. Производительность 530л за минуту.
  2. Работаеттолько от «прикуривателя» в авто.
  3. Предназначен насос, для накачки малогабаритных лодок.
  4. Количество насадок – 3 шт.
  5. Время предварительной накачки – 4-5 минут.

Как определить рабочее давление в баллонах?

Чтобы лодка служила долго и рационально, требуется судно закачивать строго до рабочего требуемого давления, чтобы там не было снижения и увеличения. Если же оно будет не учтено, то лодка подвергается большим загрузкам и быстрее станет изнашиваться.

Измерение давления манометром

Для определения общего давления используется обычно манометр, который показывает рабочую величину 250-300 мБар в среднем, если же нет такого устройства, то можно проверить закачку на прогиб пальцем руки.

Еще один способ определения — это на звук, достаточно легкого шлепка ладони, что должно вызвать легкий звон. Если такой звон и давление соответствует, то у лодки уже сделана требуемая жесткость и прочность, и она готова для использования.

Уникальные качества лодок:

  1. Эргономичность.
  2. Малая масса.
  3. Удобство при перевозке.
  4. Срок эксплуатации большой.
  5. Гидродинамичность.
  6. Безопасность.
  7. Функциональность.

Эксплутационное давление указывается изготовителем и оно должно четко соответствовать, здесь использовать лучше обычный манометр, он легкий в применении и стоит дешево.

Как выбрать электрический насос для лодок ПВХ

Наличие водного транспортного средства не только дает свободу перемещения, но и позволяет создать комфортные условия для качественной рыбной ловли. На сегодняшний день на рынке рыболовных товаров представлении огромный выбор плавательных средств, но наибольшую популярность приобрели лодки из поливинилхлорида (ПВХ).

Чтобы привести лодку в рабочее состояние, необходимо ее наполнить воздухом, надуть. В качестве вспомогательного средства производителями были предусмотрены специальные устройства – насосы. Среди всего многообразия устройств хорошо себя зарекомендовали насосы для лодок ПВХ электрические.

Метки: насос, лодка, резинка

Комментарии 27

Нельзя быть чуть-чуть беременным. Для лодки есть свои насосы. Из которых оптимальный вариант — Интекс с аккумулятором 66622 и Браво 4 кайт.

Я под большие колёса в своё время брал беркут 24й. Насадка была, но какая то своя… Доработал её. Где то в бж у пикапа былы вроде доработка

Продаються у меня в БЖ глянь. Но лучше купи лодочный-литров на 160 и будет счастье

Браво 80 купил и забыл

Браво 80, за 10 мин качает флагман 350. Цена от 1100руб.

intex66622 соотношение цена качество!

Что бы не задавать тут таких вопросов, зашел в инет и посмотрел — вариантов море.

Много лет использую как основной электронасос для накачки матрасов. Удлинил кабель, выточил переходник что бы не надо было держать рукой. Пока собираешься — лодка качается. А в лодку — лягушку(безопасность прежде всего)

Обычная лодочная лягушка стоит копейки. Да и надежнее еще не изобрели ничего.

Обычный насос для лодки 500-700р стоит .Помните скупой платит дважды.

У меня Агрессор-75 лодку махом накачивает, насадки в комплекте были.

рублей 500 стоит насос от прикуривателя. Накачивал им НЛ-8 за минут 20.

Эл насос от прикуривателя

Купи лодочную лягушку и не парься. А твой автомобильный насос, даже если и замутишь переходник, может помереть на полпути, т.к. в лодке очень большой объём воздуха.

У меня кола валяется, приезжай забирай за насос)))

И компрессоры продаются, но самый бюджетный вариант — это что то типа Intex 66622. Он аккумуляторный, на основную накачку хватает, а докачать можно и “лягушкой”.

Разновидности

Насосы для лодок делятся на механические и электрические. Первый вид, в свою очередь, делится на ручные и ножные.

Ручные и ножные насосы

Механические лодочные насосы отличаются компактностью, легкостью, не требуют использования электроэнергии или аккумуляторной батареи.

Ножное оборудование выпускается в виде полусферы или полукруга (среди пользователей носит название «лягушка»). Принцип работы заключается в подаче воздуха через выпускной клапан и шланг при сдавливании камеры ногой. При снятии ноги выпускной клапан закрывается, полость наполняется воздухом через впускной клапан.

Ножные насосы делятся на следующие виды:

К достоинствам устройств относят низкую стоимость и компактность. Недостатки: малая производительность (не более 150 л/мин), необходимость хорошей физической подготовки.

Помпа, или механический ручной насос, изготавливается в виде цилиндра, имеющего площадку для ног в нижней части и поршень со стержнем. Внизу располагается шланг с выпускным клапаном. Воздух закачивается в лодку при опускании поршня. При его подъеме открывается впускной клапан, через который внутрь рабочей камеры поступает воздух. Такой тип относится к моделям одинарного действия.

Есть более совершенные устройства, конструкция которых предусматривает дополнительные клапаны, перепускную трубку и герметизацию верхней части цилиндра. Такие модели закачивают воздух в изделие при перемещении поршня как вверх, так и вниз. Это насосы двойного действия.

Ручной тип делится на 2 вида:

К достоинствам ручных насосов относят достаточно высокое давление и низкую стоимость. Недостатки: малая производительность, большие размеры и необходимость прикладывания физических усилий.

Электронасосы

Электрические насосы отличаются удобством эксплуатации, высокой производительностью, позволяют быстро и без труда накачать лодки, в т. ч. большого объема, выдают среднее или высокое давление.

Страховка лодочного мотора

Рыбалка – это интересное, но и опасное занятие. Иногда трудно предугадать, что может произойти на рыбалке. Довольно часто, когда в процессе рыбалки вмешиваются внештатные ситуации, происходит срыв мотора. В результате, мотор просто уходит под воду. Чтобы этого не случилось, мотор страхуют с помощью стального или искусственного троса. Его крепят к транцу через 2 рым-кольца. Другими словами, мотор просто привязывается.

Струйный насос для лодки на РУ или водного скутера (775 мотор)


Приветствую всех любителей помастерить, сегодня мы рассмотрим, как изготовить небольшой струйный насос. При помощи такого устройства можно приводить в действие модели лодок, а если использовать мотор помощнее, то вполне можно сделать и водный скутер. Конечно же, при определенной доработке таким насосом можно качать и воду. В качестве основы автор использовал моторчик 775, его вал развивает огромные обороты, и он как нельзя лучше подходит для подобных целей. Передача движения от вала двигателя к рабочему валу происходит под углом, эту проблему автор решил путем установки миниатюрной карданной передачи. Если вас заинтересовал проект, предлагаю изучить его более детально!
Материалы и инструменты, которые использовал автор:

Список материалов:

— двигатель 775; — регулятор оборотов для двигателя; — железные сантехнические хомуты; — латунный стержень на 5 мм (для вала); — муфта для соединения валов (5 мм); — небольшой пластиковый гребной винт; — эпоксидный клей; — карданная передача; — сантехнические детали (для корпуса).
Список инструментов:
— отвертка; — паяльник; — ножовка по металлу; — дрель; — ножницы по металлу; — маркер. Процесс изготовления самоделки:

Шаг первый. Корпус

Первым делом сделаем корпус для самоделки, здесь нам понадобятся сантехнические детали. В качестве основных деталей понадобится конусообразная деталь, а также уголок, а для их соединения будет еще нужен кусок трубы соответствующего диаметра.

В полученном корпусе нужно просверлить отверстие под рабочий вал. В качестве вала автор использует латунный стержень на 5 мм, латунь устойчива к окислению, поэтому отлично подходит для подобных целей.

Также нам нужно будет сделать еще одну часть корпуса из трубы, в ней будет закреплен двигатель. Для крепления моторчика автор использует железный хомут.

Вот и все, после этого наш струйный насос готов, можно испытывать. Включать самоделку лучше через регулятор оборотов, так как моторчики 775 довольно мощные. Напор воды самоделка образует довольно сильный, его вполне хватит для катера на пульте управления. При желании на насос можно установить защитную решетку, в итоге катер сможет плавать по водоемам с умеренным уровнем растительности.

На этом проект окончен, надеюсь, вам самоделка понравилась, и вы нашли для себя полезные мысли. Удачи и творческих вдохновений, если решите повторить подобное. Не забывайте делиться с нами своими идеями и самоделками!

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

FakeHeader

Comments 98

для авто, купил лет 10 назад, за 1000р.вожу с собою, выручает очень.на уазке качал, на ниве, правда с перекуром.для пвх купил бытовой компрессор на 60 литров, так перевожу пвх лодку на прицепе.если приходится качать с нуля лодку(гладиатор 370), то рессивер наполняется 5 раз.так что автомобильным качать не вариант.борта качаю 250 кг/см, киль 350 кг/см.через переходник с манометром для лодок пвх.

пвх не накачаешь автомобильным компрессором, большой объем.

Понял. Отдельно надо купить компрессор

пвх не накачаешь автомобильным компрессором, большой объем.

Беркут 20 качает…Пвх 3м, жесткий пол, достал сумку с багажника — и через 30 мин на воде, это если один, и не устают ноги качать. Но компрессор горячий, рука не терпит (при уличной +25)

Имею Беркут 17, хватает на все.

такая же фигня, хороший насос.

Вот так точно надежней

Для автомобильных компрессоров насадка нужна они без нагрузки давления встречного портятся. Сам беркут ремонтировал поэтому бери в любом случае второй механический. А то мне на спущенных пришлось бы ехать

Теперь понял, беру два компрессор =)

Купил беркут 24, да, бюджет другой, но и кайф обоснованный.

Лет пять тому назад брал какой-то китайский, только на прошлой неделе от мороза загнулся. А так, один раз предохранитель только поменял

Бери нормальный компрессор для машины . Для лодки надо брать насос низкого давления. Накачивать лодку автомобильным — гарантированно его убить.

Ты прав! Буду брать для колесо, А какой лучше фирма брать? Потом компрессор куплю для лодка.

Бери AVS 750 не пожалеешь. За 10 минут 4 колеса 235/70/16 с 0 до 2,2, плюс в комплекте приблуда для лодок и цене смешная. я брал в Озон, оплачивал спасибо от сбера, один черт их особо не куда девать.

Обзор насосов применяемых для надувных лодок

Новые технологии, что применяют в производстве надувных лодок, помогли им выйти на первые места среди судов. Но, среди преимуществ, лодки имеют один недостаток – изделие надо собрать, надуть и разобрать своими руками.

Каждый владелец такого изделия хочет пользоваться насосом для надувных лодок, который может за минимальное время надуть баллоны водного транспорта даже больших размеров. На сегодняшний день на рынке представлен немалый ассортимент лодочных насосов: ручные, ножные, электрические. Какой же насос для лодок лучше выбрать?

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий