Содержание
- Кто по правилам должен уступить дорогу при одновременном развороте
- Проезд и разворот на перекрестке по главной дороге: что нужно знать
- Проезд нерегулируемых перекрестков по главной дороге
- Выезд на встречную полосу при повороте: виды поворотов, маневренность, соблюдение ПДД, ответственность за их невыполнение, советы и комментарии юристов
- Кто виноват в аварии при повороте налево?
- Поворот направо — въезд на прилегающую территорию или во двор
- Понятие «помехи справа»
- 1. Главная дорога не меняет направления (идет прямо)
- Виды маневров в дорожном движении
- Кому нужно уступить дорогу при повороте?
- 2. Главная дорога поворачивает направо
- Что такое встречная полоса
- ДТП при повороте на перекрестке
- Как правильно поворачивать налево на перекрестке?
- Заезд на круговое движение. Опасные моменты при перестроении
- При каких условиях работает данное правило
- Можно ли выезжать на встречную полосу?
- Какую полосу занять после поворота?
- Общие правила
- Подводим итоги
- Какие бывают виды поворотов
- ДТП при обгоне поворачивающего
- Советы автолюбителям
- Дорожный знак 3.28 “Стоянка запрещена”: зона действия и штраф
- Авария при повороте налево на желтый сигнал светофора
- Штраф за разворот
- Советы опытных автолюбителей
- ДТП при повороте налево на перекрестке, когда один из автомобилей уже на перекрестке
- Освежим матчасть
- Почему люди нарушают ПДД?
- ДТП при повороте налево на регулируемом перекрестке
- Поворот направо
- Какие санкции за нарушение правил поворота?
- Судебная практика
- Одновременное перестроение
- Какие самые распространенные нарушения при выполнении поворота?
- Проезд перекрестков с круговым движением
- Нормативно-правовая база
- Разберем конкретику
- Шпаргалка для новичков
- Перестроение в пробке и на кольце
- Одновременный разворот – правила
- Дорожные войны
Кто по правилам должен уступить дорогу при одновременном развороте
На дороге нередко возникает ситуация, когда несколько автомобилей (или других средств передвижения) выполняют одновременный разворот. Частой проблемой в таких случаях считается невозможность участников дорожного движения предвидеть разворот другого транспорта. Поэтому частым исходом является столкновение и другие дорожно-транспортные происшествия.
Для того чтобы избежать подобного, необходимо ознакомиться с теорией выполнения таких действий на дороге. Как правило, когда водитель выполняет разворот, другие участники движения оказываются не готовы к подобному маневру. По счастью, ответ на вопрос «Кто должен уступить дорогу при одновременном развороте?» узнать нетрудно – порядок и техника разворота регулируются ПДД. По закону, когда направление движения автомобилей пересекается, а первоочередность не установлена в нормативном порядке, то дорогу уступает тот, кому транспорт приходится по правую сторону. Действует правило «помехи справа».
Проезд и разворот на перекрестке по главной дороге: что нужно знать
Здравствуйте, уважаемые читатели! Продолжаем серию статей, посвященных вопросам проезда перекрестка, а также разворотам. Сегодня говорим про разворот на перекрестке по главной дороге и о том, как правильно двигаться на машине в такой ситуации.
Вопрос касается именно нерегулируемых перекрестков, что вполне логично. Когда установлен светофор, либо работает регулировщик, никаких проблем и споров не возникает. На зеленый ты едешь, а на красный стоишь, пропуская других участников движения.
Здесь же перекресток нерегулируемый, а также неравнозначный.
Многих начинающих водителей интересует следующая ситуация — главная дорога меняет направление, кто кому уступает в этом случае.
Представьте, что машина приближается к перекрестку. При этом транспорт движется по главной дороге. Изначально кажется, что главная открывает все возможности, а также развязывает водителю руки. У него явный приоритет, а потому никого пропускать не нужно. Но это не так.
Рассмотрим 3 основные ситуации с главной дорогой, и разберем, как нужно вести себя, выполняя тот или иной маневр:
- главная направления не меняет;
- идет поворот главной направо;
- главная поворачивает налево.
Касательно некоторых вариантов разворота уже были подробные материалы. В частности, речь шла о развороте с прилегающей территории , обсуждался разворот через выезд со двора , а также разворот через обочину вне перекрестка .
Сейчас на очереди движение и развороты на главной.
Проезд нерегулируемых перекрестков по главной дороге
В очередной статье из серии “Правила проезда перекрестков” речь пойдет о проезде нерегулируемого перекрестка по главной дороге.
Именно на неравнозначных перекрестках происходит большое количество столкновений, поэтому рассматриваемые в этой статье правила необходимо знать каждому водителю.
В предшествующей статье серии были рассмотрены ПДД на регулируемом перекрестке. Сегодня же речь идет о другом типе перекрестков – о нерегулируемых неравнозначных. Причем будут рассмотрены только те случаи, в которых автомобиль приближается к перекрестку по главной дороге. Перекрестки, к которым автомобиль приближается по второстепенной дороге, рассмотрены в следующей статье серии.
Итак, Ваш автомобиль приближается к перекрестку по главной дороге. На первый взгляд кажется, что главная дорога развязывает водителю руки и ему не придется пропускать другие автомобили на перекрестке. На самом деле это не так.
Далее мы рассмотрим три возможных направления главной дороги на перекрестке и правила поведения в каждой из ситуаций:
Выезд на встречную полосу при повороте: виды поворотов, маневренность, соблюдение ПДД, ответственность за их невыполнение, советы и комментарии юристов
Каждый автолюбитель знает, что встречная полоса – агрессивная среда. На нее без надобности лучше не попадать, потому что это может быть чревато лобовым столкновением или сильным боковым ударом. Так что же делать и как быть, если на “встречку” выехать все-таки надо, скажем, для поворота? Как все сделать правильно и безопасно? Ответы на эти животрепещущие вопросы можно найти в данной статье.
Кто виноват в аварии при повороте налево?
Маневрирование считается сложным аспектом дорожного движения. Причём нарушить правила при повороте налево могут даже опытные водители. Подобное чревато штрафами и санкциями со стороны ГИБДД. Правила дорожного движения направлены на минимизацию риска возникновения ДТП при повороте налево. Поэтому водитель должен знать ПДД и соблюдать установленные нормы.
Поворот направо — въезд на прилегающую территорию или во двор
Иногда бывает так, что перед въездом припаркован другой автомобиль. Он может стоять с нарушением ПДД или без нарушения, это не важно, но стоит именно перед тем въездом, куда требуется повернуть.
В общих случаях, когда поворот направо с правой полосы свободен, последовательность действий водителя, обычно, следующая: Двигаясь по крайней правой полосе, необходимо заблаговременно включить указатель правого поворота, снизить скорость и повернуть направо с учетом пункта 13.1 ПДД (по необходимости).
Когда въезд-выезд узкий, и в этот момент с территории выезжает другой автомобиль, то целесообразно сначала выпустить того, затем, заехать самому.
Но когда перед въездом стоит припаркованный автомобиль или въезд с правой полосы по каким-то причинам затруднен, то для поворота направо, сначала, придется это «препятствие» объехать с его левой стороны. Для этого нужно по всем правилам перестроиться влево.
Поэтому сначала должен быть включен указатель левого поворота, затем следует перестроение из правой на левую полосу и выключение «поворотника». Далее, плавное снижение скорости, после того, как достигли «препятствие», нужно сразу включить правый «поворотник» и, завершив объезд, повернуть направо, на территорию или во двор, в общем, туда, куда нужно.
Описанный алгоритм таит в себе три опасных момента. Первый – у стоящего автомобиля может внезапно открыться левая дверь, поэтому, объезжая его, не следует прижиматься близко к нему.
Но и сильно далеко от него отстраняться тоже не следует, иначе, едущий за вами водитель, может неправильно растолковать ваш маневр и попробует «вклиниться» между вашим и припаркованным авто. В этом, как раз, и таится вторая опасность. Вместо автомобиля сзади может ехать мотоциклист, а ему для того, чтобы проехать между машин, нужно совсем мало места.
Не следует долго задерживаться на левой полосе – как только будет завершен объезд, нужно тут же уходить вправо.
И третий опасный момент – стоящий автомобиль может начать движение, причем, без всяких указателей поворота.
Такую возможность нужно попытаться предусмотреть по косвенным признакам: есть ли водитель в машине, работает ли двигатель (можно определить по выхлопной, но летом, например, это сложно), момент начала его движения (со стороны можно определить по началу вращения колес).
Если есть сомнения в том, что припаркованный автомобиль вас пропустит вперед, подъезжая, можно коротко подать звуковой сигнал для предупреждения о возможном столкновении.
Понятие «помехи справа»
Многие опытные и начинающие автолюбители, садясь за руль, уже имеют точные сведения о правилах дорожного движения. У большинства современных людей есть представление о таком понятии, как «помеха справа». Однако трактует его каждый по-разному. Для уточнения и прояснения всех нюансов стоит обратиться к ПДД.
К примеру, один из вариантов трактовки данного термина – необходимость уступать место всем видам транспорта, движущимся справа, что, конечно, неверно. На самом деле, правило «помехи справа» актуально только в двух случаях:
- при одновременном перестраивании транспортных средств;
- при езде на перекрестках, которые не регулируются, или местах, где порядок первоочередности проезда не учтен законопорядком (к примеру, проезд по перекрестку кругового движения – такие перекрестки также можно отнести к нерегулируемым участкам дороги).
Это правила стоит учитывать после всех других правил, имеющих значение в каждой отдельно взятой ситуации на дороге.
1. Главная дорога не меняет направления (идет прямо)
При этом перед перекрестком может быть установлен один из следующих знаков:
Обратите внимание, если под знаком 2.1 “Главная дорога” установлена табличка, показывающая направление главной дороги, то это другая ситуация и она будет рассмотрена ниже.
Поворот направо
С поворотом направо всё оказывается очень просто. Белый автомобиль не должен уступать дорогу другим транспортным средствам и может спокойно повернуть.
Движения прямо
В этой ситуации всё также оказывается предельно просто. Белый автомобиль имеет приоритет при проезде перекрестка.
Поворот налево или разворот
В данном случае дело обстоит сложнее. Следует уступить дорогу автомобилям, которые едут со встречного направления прямо или направо (синему). Правила дорожного движения, пункт 13.12:
13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
Виды маневров в дорожном движении
Во время движения автомобилисты постоянно совершают различные маневры, но многие даже не задумываются над этим. В наше время в автошколах самому понятию «маневр» уделяется сравнительно немного внимания. Многие и вовсе упускают этот момент при обучении. Если спросить у человека, только что получившего права, какие маневры он может назвать, возможно, не каждый сразу сориентируется и назовет их. Тем не менее каждый день, садясь за руль, водители совершают маневры.
Так какие же маневры существуют? Их немного: перестроение, поворот, разворот, обгон, объезд, начало движения с обочины или от тротуара, съезд на обочину или к тротуару, движение задним ходом. Это основные виды маневров, но у них существует множество вариаций. Кстати, поворот с выездом на встречную полосу запрещен. Имеется в виду случай, когда перед поворотом водитель какое-то расстояние проезжает по «встречке».
Зачем же это нужно знать? Все это необходимо для того, чтобы соблюдать правила дорожного движения, ведь там эти термины встречаются как при описании того, что разрешено, так и при описании того, что запрещено. А как водитель будет соблюдать жизненно важные запреты, если не будет себе представлять, что ему нельзя делать? Поэтому логичный вывод – знание теории для водителя крайне важно.
Кому нужно уступить дорогу при повороте?
Автомобилям на главной дороге
Если Вы въезжаете на перекресток по второстепенной дороге, то Вы должны уступить дорогу автомобилям, находящимся на главной:
Информация об этом приведена в пункте 13.9 ПДД:
13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.
Встречным транспортным средствам
Уступить дорогу встречному автомобилю при повороте налево нужно в следующих случаях:
- на равнозначном перекрестке (пункт 13.12 ПДД);
- на неравнозначном перекрестке, если главная дорога не меняет направление (пункт 13.12 ПДД);
- на неравнозначном перекрестке, если Вы въезжаете по второстепенной (пункт 13.12 или 13.9 ПДД);
- на регулируемом перекрестке (пункт 13.4 ПДД).
Единственная ситуация, когда не нужно уступать дорогу встречному при повороте налево:
- Вы въезжаете на нерегулируемый перекресток по главной дороге, а встречный – по второстепенной.
На практике имеет смысл уступить дорогу абсолютно всем встречным транспортным средствам, в том числе движущимся с нарушением требований ПДД. Однако, если произойдет столкновение, например, с машиной, едущей по обочине, то виновником ДТП будет признан водитель именно этой машины. Вопрос более подробно рассмотрен в отдельной статье:
Пешеходам и велосипедистам
Пункт 13.1 ПДД требует, чтобы на любом перекрестке водитель поворачивающего автомобиля уступил дорогу пешеходам и велосипедистам:
13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
Примечание. При этом пешеходы не обязательно должны идти по пешеходному переходу. Уступить нужно в любом случае.
2. Главная дорога поворачивает направо
При этом перед перекрестком должны быть установлены одновременно 2 знака:
Ситуация регламентируется пунктами 13.10 и 13.11 ПДД:
13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11 1 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
Теперь перейдем к применению этого правила на практике.
Поворот направо
В этом случае можно спокойно выполнить поворот. Уступать дорогу никому не придется, т.к. справа от белого автомобиля не могут оказаться другие транспортные средства.
Движение прямо
При движении прямо необходимо пропустить все автомобили, которые едут справа по главной дороге (оранжевую машину). При этом не имеет значения, какой маневр планирует выполнить оранжевый (поворот, разворот или движение прямо). При въезде на перекресток он в любом случае имеет преимущество.
Обратите внимание на ситуацию, когда оранжевый автомобиль выполняет разворот. При въезде на перекресток оранжевая машина находится справа от Вас, т.е. имеет преимущество. Однако в процессе разворота автомобиль может оказаться слева от Вас, и в этом случае преимущество получите Вы.
Поворот налево или разворот
Также, как и в предшествующем случае, необходимо пропустить все транспортные средства, которые приближаются по главной дороге справа (оранжевую машину).
Что такое встречная полоса
А вот этот вопрос едва ли вызовет сложности с ответом. Все автолюбители знают и могут объяснить, что это такое. Ведь все они, каждый раз садясь за руль, видят других людей, которые едут во встречном направлении. Итак, как это уже ясно, полоса встречного движения – это полоса проезжей части, по которой автомобили двигаются во встречном направлении. Все знают, что выезжать на «встречку» опасно, делать это можно только при обгоне, если позволяет дорожная разметка, и то, убедившись, что до впереди идущего автомобиля достаточное расстояние, и водитель сможет успеть завершить маневр и перестроиться обратно в свою полосу.
Также большинство автомобилистов знают, что лобовое столкновение на встречной полосе чревато трагическими последствиями, и если не уверен, то лучше на нее не выезжать. А выезд на «встречку» на перекрестке не разрешен даже для поворота налево или разворота. На встречную полосу нельзя в таком случае выезжать, ее можно только пересекать по кратчайшей траектории.
Следует помнить, что объезд препятствия на перекрестке по встречной полосе может трактоваться сотрудниками ДПС как обгон на перекрестке, что является грубым нарушением правил. Ведь объезд препятствия осуществляется с правой стороны.
ДТП при повороте на перекрестке
Ситуация считается классической. Обычно ДТП происходит по следующей схеме:
- Водитель, желающий выполнить поворот налево, выезжать на середину перекрестка.
- Гражданин пересекает полосу и начинает выполнять манёвр.
- Водитель, двигающийся навстречу, не успевает среагировать.
- В результате происходит столкновение.
Обычно сотрудники ГИБДД в ДТП при повороте на перекрестке признают виновным в происшествии лицо, которое поворачивает. Однако учитываются особенности ситуации. Иногда вина может быть вменена водителю, двигавшемуся прямо. Для полного разъяснения ситуации обратитесь к онлайн юристу нашего сайта.
Как правильно поворачивать налево на перекрестке?
Правила дорожного движения позволяют выбрать любую траекторию движения в пределах пересечения проезжих частей.
Разберемся с тем, как выбрать оптимальную траекторию при повороте налево. Для этого нужно рассмотреть 2 ситуации:
- Транспортные средства со встречного направления не поворачивают налево (им горит запрещающий сигнал светофора, поворот налево для них запрещен знаком или просто нет желающих повернуть).
- Встречные автомобили поворачивают налево.
Встречные автомобили не поворачивают налево
В этом случае ничто не мешает Вам проехать по перекрестку прямо и остановиться напротив необходимой полосы движения. Как только появится возможность для поворота налево, нужно повернуть налево и покинуть перекресток.
Такая траектория решает одновременно несколько проблем:
- автомобиль не мешает проезжать встречным машинам, т.к. находится на “попутной” стороне перекрестка;
- при выезде с пересечения проезжих частей машина случайно не заедет на встречную;
- если одновременно с Вами решит повернуть еще один автомобиль, то он всегда окажется слева, т.е. уступать ему не придется.
Встречные автомобили поворачивают налево
Не существует единых правил разъезда на перекрестке при повороте налево. Разъезжаться со встречными можно как левыми, так и правыми бортами:
На практике выбор схемы разъезда зависит от конфигурации перекрестка. При этом чаще используется разъезд правыми бортами, т.к. автомобили не мешают друг-другу.
Примечание. На перекрестке с разделительной полосой следует разъезжаться левыми бортами, т.к. в противном случае при выезде с пересечения проезжих частей Ваш автомобиль окажется на встречной полосе, а это запрещено правилами.
Заезд на круговое движение. Опасные моменты при перестроении
ПДД разрешают заехать на круговой перекресток с любой полосы (пункт 8.5 ПДД). В какой-то степени въезд на круговое движение – это поворот направо. Более того, в качестве подсказки, дорожной разметкой 1.7 может быть обозначено конкретное направление въезда на круг по каждой из полос. Это очень удобно.
В качестве примера можно посмотреть видеоролик в статье Столкновение на круге. Там хорошо видно разметку.
В подавляющем большинстве случаев, когда нужно выехать из круга в первый по ходу движения съезд, то рекомендуется заезжать на круг с крайнего правого ряда. Если планируется движение по кругу и выезд из него во второй и следующие съезды, то рекомендуется въезжать на круговой перекресток с других полос, кроме крайней правой.
Это нужно для того, чтобы избежать ненужных перестроений на круговом движении, особенно в местах въезда на круговой перекресток. Именно перестроения на кругу таят в себе много неприятностей.
Опасность перестроений на кругу в том, что движение ТС осуществляется не прямо, а по дуге окружности. Пространство слева-сзади автомобиля просматривается лучше, чем справа-сзади, но если доверять только зеркалам, то высока вероятность не заметить автомобиль сзади в мертвой зоне зеркал.
Поэтому, кроме обзора дороги сзади посредством зеркал, еще необходимо «крутить» головой по сторонам, чтобы никакая опасность не могла ускользнуть от взгляда. В статье Подлез под грузовичок рассмотрена одна из похожих дорожных ситуаций на круговом перекрестке.
Перечисленные случаи с поворотом направо на перекрестке или траекторией поворота направо – это лишь малая часть конфликтных ситуаций на дороге. Все охватить невозможно, да и нет в этом необходимости.
Нужно понимать, что опасная ситуация может возникнуть в любом месте в любой момент, и постараться исключить фактор внезапности. Для этого нужно постоянно следить за дорогой и быть готовым к разного рода неожиданностям.
Будьте внимательны за рулем.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 25.01.2021
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
При каких условиях работает данное правило
К ситуациям, в которых работает это правило, можно отнести случай, когда транспортные средства движутся попутно: в таких условиях водитель обязан уступить проезд транспорту, находящемуся справа. И это только один из возможных вариантов. Также ориентироваться на «помеху справа» можно при других сочетаниях событий:
- Водитель намеревается перестроиться на полосу, находящуюся по левую сторону. В это время транспорт, который находится на этой стороне, также планирует переместиться на другую часть дороги. Согласно ПДД, транспорт, едущий по левую сторону, обязан уступить место на проезжей части. Причем действует это правило независимо от того, куда намерен перестроится водитель.
- Когда автомобиль перестраивается на полосу справа и одновременно другой автомобиль, уже находящейся на этой стороне, также намеревается выполнить перестроение, то уступает дорогу тот, кто находится с левой стороны проезжей части.
Можно ли выезжать на встречную полосу?
Во-первых, водитель всегда должен руководствоваться правилами дорожного движения, поэтому первое, о чем надо думать при желании совершить выезд на встречную полосу, – это разрешен ли такой маневр в данном месте и в данное время.
Во-вторых, автолюбитель всегда должен помнить о бдительности и внимательности. Прежде чем совершить то или иное действие за рулем, тот или иной маневр, он должен убедиться, что не создает помеху движению другим автомобилям и не создаст аварийную ситуацию. Для этого нужно убедиться, что до ближайших автомобилей на полосе встречного движения достаточное расстояние, проверить по зеркалам заднего вида или просто визуально через окно водителя в «мертвой» зоне зеркал, не обгоняет ли его другой автомобиль, чтобы не допустить «подрезания» или бокового столкновения, и только после этого включить «поворотник» и выполнить выезд на встречную полосу для обгона, учитывая все вышеописанные нюансы, но не ограничиваясь ими.
Ситуации всегда разные, и в каждом конкретном случае, в зависимости от разных обстоятельств, нужно поступать по-разному. Главными принципами должны оставаться: безопасность, уважение прав других участников дорожного движения и отсутствие риска создания аварийной ситуации.
При выезде на встречную полосу при повороте налево водитель рискует попасть в ДТП, поэтому так делать нельзя. За это предусмотрена административная ответственность. А при правильном повороте налево обязательно нужно удостовериться, что поворот разрешен, траектория движения верна, и что помех для других транспортных средств этим маневром водитель не создаст. Встречную полосу нужно пересекать почти под прямым углом, а не двигаться по ней. Очень важно заблаговременно включить сигнал поворота, чтобы автомобили, идущие сзади, были готовы притормозить и ушли на необходимую дистанцию, чтобы не въехать поворачивающему автомобилю в задний бампер. Резкое торможение перед поворотом может обернуться ДТП.
Какую полосу занять после поворота?
8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
После выполнения поворота налево водитель может выбрать для движения любую попутную полосу движения, правила не накладывают никаких ограничений.
Как правило, водители выбирают для движения левую полосу, чтобы не пересечься со встречными автомобилями, поворачивающими направо. Однако это не обязательно. Можно пропустить встречные машины и повернуть в том числе на правую полосу.
Примечание. Не забывайте, что при повороте направо действуют другие правила. Необходимо двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части. То есть выбрать любую полосу нельзя.
Общие правила
ПДД рассматривает порядок проезда перекрестка в своем 13-м пункте. Так, в частности:
- водитель транспортного средства непременно обязан уступить как велосипедистам, так и пешеходам, следующим через дорогу, на которую он собирается свернуть;
- запрещено въезжать в зону пересечения трасс, если там образовалась пробка, из-за которой машина все равно вынуждена остановиться, так как это помешает участникам, едущим по перпендикулярной улице, свободно перемещается.
Водитель, который на перекрестке меняет направление движения, должен помнить, что здесь часто образуются так называемые слепые зоны. В этих местах обычно дорогу закрывают:
- едущие попутно машины,
- деревья и кустарники;
- строения и пр.
И если водитель грузового автомобиля способен увидеть надвигающуюся опасность заблаговременно, то управляющему легковушкой сделать это гораздо сложнее, ведь его обзор существенно ограничен габаритами ТС.
Подводим итоги
Какие бывают виды поворотов
Сначала необходимо уяснить, что такое поворот. Поворот – это изменение траектории движения транспортного средства. Это один из главных и самых частых маневров дорожного движения. Съезд к обочине поворотом не считается, так как траектория движения остается прежней. Перестроение также обгоном не считается, хоть и сопровождается поворотом рулевого колеса в ту или иную сторону, но направление движения сохраняется, поэтому это совсем другое. Обгон не считается поворотом по тем же основаниям. Про движение задним ходом упоминать не стоит, так как здесь и сомнений быть не может. Следует помнить, что поворот с выездом на «встречку» не допускается.
В правилах дорожного движения выделяют несколько видов поворотов: простой, сложный, опасный, который одновременно может быть и простым, и сложным. Однако этот перечень не исчерпывающий, ситуации на дороге бывают разными, и их все невозможно описать. Итак:
- Простой поворот – это когда автомобиль поворачивает по понятной траектории, только налево или только направо.
- Сложный поворот – это когда автомобиль сначала поворачивает в одну сторону, потом, возможно, едет в другом направлении или прямо, направо или змейкой, но все в рамках выполнения одного маневра. Хотя, к счастью, такие ситуации достаточно редки.
- А опасный поворот, который может быть как простым, так и сложным, характеризуется именно повышенным риском наступления негативных последствий при совершении данного маневра. Поэтому водителям требуется максимальное сосредоточение при прохождении этого участка дороги и снижение скорости.
ДТП при обгоне поворачивающего
Авария может возникнуть, если два автомобиля движутся по одной полосе. Транспортное средство, находящееся впереди, поворачивает налево. Водитель, едущий сзади, в этот же момент принимает решение совершить обгон. Участники ДТП при повороте налево видят ситуацию по-разному. Водитель, желающий повернуть, замедляется, чтобы совершить манёвр. Он не знает, что машина, находящаяся позади, уже близко. Второй гражданин не знает причин замедления находящегося впереди автомобиля. Человек считает, что снижение скорости произошло просто так, и решает выполнить обгон. Оба автолюбителя начинают совершать маневр. В результате возникает ДТП.
Вина в ДТП при обгоне поворачивающего налево автомобиля определяется в зависимости от ситуации. Обычно представители ГИБДД учитывают, кто первый включил сигнал поворота. Этот человек будет признан невиновным. Процедура оценки ситуации выполняется с учетом записи видеорегистратора и свидетельских показаний.
Если водители не хотят оказаться в ДТП при повороте налево, эксперты советуют подавать сигнал о планируемом маневре заранее. Человек, движущийся позади, должен понимать, что замедление может быть выполнено не просто так.
Советы автолюбителям
Вернемся к технике и правилам разворота. Для того чтобы уберечь себя от несчастных случаев, стоит придерживаться таких рекомендаций:
- когда вы – участник дорожного движения и намереваетесь выполнить одновременный разворот с другим транспортным средством, то выберите более широкую траекторию проезда;
- в процессе выполнения разворота на перекрестке будьте исключительно внимательны и остановите свой автомобиль после половины разворота, чтобы подстраховать себя;
- когда трасса загружена, не пожалейте пары минут для более комфортного разворота.
Осуществляя любой маневр на дороге, в первую очередь думайте о безопасности, своей и других водителей. Даже в случае транспортного происшествия это будет гарантией сохранности ваших нервов и времени при разбирательстве с ГИБДД. Одновременный разворот – это та ситуация, когда несчастные случаи нередки. Убедиться в действиях других водителей, проверить рядом движущиеся транспортные средства, убедится и спрогнозировать их траектории – это лишь малая часть того, что должен осуществлять автолюбитель, намеренный развернуться. Вышесказанное имеет значение как для водителей легковых, так и грузовых автомобилей.
Мы с завидной регулярностью становимся свидетелями неуклюжих и однотипных ситуаций: транспортные средства, движущиеся рядышком в соседних рядах, начинают перестраиваться друг навстречу другу и создают аварийные ситуации. Водители банально не знают, кто кому должен уступить.
Протяжные гудки, ругань… Сами знаете, как это бывает. А за кем остается преимущество в подобной ситуации что говорят Правила дорожного движения? Давайте разбираться, ибо накипело и наболело! Мы говорим об одновременном перестроении, когда оба автомобиля меняют полосу движения навстречу друг другу, но раз уж зашла речь о маневрах, то напоминаем – если перестроение выполняет только одна машина, то уступить дорогу должен именно ее водитель.
Что касается одновременных действий, то их последовательность прописана в пункте 8.4 Правил дорожного движения: «При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения.
При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа». Таким образом, машина, находящаяся справа от вас и включившая левый указатель сигнала поворота, имеет преимущество, хотя это обстоятельство для очень многих автомобилистов отнюдь не очевидно. Запомнить и уяснить очень легко – в конкретном случае действует правило «помехи справа», которую пропускают. Кстати, неспроста в экзамене на «права» есть вопрос на данную тему. Интересно, сколько кандидатов в водители ошибаются, отвечая на него.
Салют, друзья! При выяснении того, кто кому должен уступить на дороге, порой, доходит до рукопашной.
Дорожный знак 3.28 “Стоянка запрещена”: зона действия и штраф
В теории ситуация выглядит довольно легко. В большинстве случаев уступать не приходится. Можно повернуть, проехать прямо, либо развернуться, а другие автотранспортные средства вам уступят.
Но это так лишь в теории. На практике нужно помнить, что не все автомобилисты детально знают правила движения. А потому, двигаясь по второстепенной, некоторые могут считать, что они главные, и имеют право проехать перекресток раньше вас.
Понятно, что когда произойдет столкновение, накажут водителя, нарушившего правила. Но сомневаюсь, что вам от этого хоть чуточку станет легче.
Ведь при столкновении придется сначала оформлять ДТП. А это сомнительное удовольствие. Затем потребуется ремонтировать автомобиль. Не факт, что страховая сразу же выплатит деньги, либо возьмет все заботы по восстановлению машины на себя.
Какой из этого следует вывод. Иногда, имея приоритет, лучше затормозить. Дать проехать тому, кто не учил правила, и считает свой маневр правомерным. Это лучше, чем идти до конца, и в итоге стать участником ДТП.
Запомните следующее. Прежде чем воспользоваться приоритетом, находясь на перекрестке, а также двигаясь по главной дороге, первым делом удостоверьтесь, что другие участники действительно намерены вас пропустить. Если нет, то смиритесь с необразованностью водителя. И уже после его проезда закончите маневр.
Водители, которые не знают, а также игнорируют ПДД, рано или поздно за свои ошибки расплачиваются. И будет лучше, если расплатой не станет момент столкновения именно с вашим автомобилем.
Авария при повороте налево на желтый сигнал светофора
Если движение осуществлялось на жёлтый сигнал светофора, всё зависит от того, как инспектор или судья посмотрят на сложившуюся ситуацию. Признать виновным могут любого водителя, участвовавшего в ДТП. Представители ГИБДД принимают во внимание представленные доказательства. Учитывается присутствие записи с видеорегистратора, а также наличие свидетелей. Для уточнения конкретной ситуации, проконсультируйтесь бесплатно у онлайн юриста в чате внизу экрана или по телефону.
Штраф за разворот
Неправильный разворот обычно заканчивается выпиской штрафа. Так, в частности, с нарушителя взыщут:
- 500 целковых, если он решит начать маневр не с крайней левой позиции или забудет использовать поворотный сигнал;
- еще 500 – за задний ход в запрещенном месте;
- 1 500 – если в выбранной области маневр запрещает разметка или знак.
Нарушение не повлечет наказания, когда разворот предпринимался для:
- предотвращения возникновения аварийной ситуации;
- пропуска служебного транспорта, оснащенного маячками (пожарного, медицинского либо полицейского);
- объезда места ремонтных работ.
Внимание! В рамках нашего портала вы можете бесплатно получить консультацию профессионального юриста. Все, что вам нужно сделать, это оставить свой вопрос в форме ниже. Обращайтесь!
Советы опытных автолюбителей
Как говорят опытные автолюбители, «жизнь научит» водить правильно, подразумевая, что учатся на ошибках. Но лучше учиться заранее, чтобы ошибок не совершать, поэтому, выслушав советы опытных автолюбителей касательно правильного выполнения поворотов, можно выделить несколько важных моментов.
- Во-первых, при повороте налево выезд на встречную полосу нельзя совершать слишком рано, чтобы «срезать» угол. Поворачивать нужно почти под прямым углом, чтобы избежать движения по «встречке» и только пересечь ее.
- Во-вторых, нельзя резко тормозить перед поворотом, чтобы никто сзади, зазевавшись, не въехал в автомобиль.
- И в-третьих, нельзя допускать выезда на встречную полосу при повороте направо, потому что если так случилось, то водитель точно едет неправильно, да еще и может в некоторых случаях лишиться за это прав, не говоря уже о последствиях лобового столкновения.
ДТП при повороте налево на перекрестке, когда один из автомобилей уже на перекрестке
Авария возникает, если человек, собирающийся повернуть, доезжает до середины перекрестка и только затем начинает готовиться к маневру, оповещая других участников движения. Гражданин пропускает другие машины, после чего выполняет поворот. Однако автомобиль, движущийся по противоположной полосе, не всегда можно заметить, бывают случаи когда машина выскакивает на перекресток неожиданно. В результате автомобили сталкиваются. Вина определяется в зависимости от присутствия знаков приоритета, разметки, сигнала светофора.
Водителю, который выполняет поворот налево, необходимо заранее информировать других участников движения о предстоящем маневре. Автовладельцу, едущему прямо, нужно более внимательно оценивать ситуацию на дороге. Возможно назначение обоюдной вины в ДТП. Для уточнения конкретной ситуации, проконсультируйтесь бесплатно у онлайн юриста в чате внизу экрана или по телефону.
Освежим матчасть
Для начала вспомним пункт 8 и 9 ПДД, в которых речь идет о начале движения, маневрировании и расположении ТС на дороге. Какие моменты нас особенно интересуют?
- Начинаете перестроение? Уступите дорогу всем попуткам.
- Другой водитель вместе с вами начинает перестроение? Если он справа, уступите дорогу ему. А вот если вы находитесь от него справа, то проявить любезность должен уже он.
- Если кто-то, совершая маневр, сближается с вами на опасное расстояние, он получает приоритет, только если приближается справа. Например, вы едете по правой полосе, которая заканчивается, и должны перестроиться на левую, а по ней едет попутный грузовик, который не меняет движение. Перед маневром вы должны уступить ему дорогу, и только после этого перестраиваться влево.
А вот и универсальное правило – при перестроении уступите дорогу всем, помня, что все, кто едет прямолинейно и не меняет полосу, получают приоритет.
Правило «помехи справа»
Почему-то многие водители считают, что в затруднительных ситуациях, когда они не знают, какими правилами руководствоваться, нужно применять правило «помехи справа».
И вроде как всегда будешь прав!
Строго говоря, в ПДД вообще нет правила «помехи справа». Оно введено на бытовом уровне для простоты выхода из сложных дорожных ситуаций.
Неверно считать, что уступать дорогу нужно всем, кто находится справа. В действительности же, работает «ППС» в двух случаях:
- при одновременном перестроении;
- на участках, где очередность не оговорена другими правилами (например, на нерегулируемом перекрестке).
Почему люди нарушают ПДД?
Всех законопослушных водителей терзает вопрос: почему другие постоянно нарушают ПДД? Например, совершают выезд на встречную полосу на перекрестке. Это же риск и для себя, и для окружающих! Увы, здесь могут разобраться только психологи. Они говорят, что у некоторых людей подсознательно есть желание нарушить правила. К тому же многие нарушают правила не просто потому, что им этого хочется, а потому, что ситуация заставляет, они спешат, опаздывают или есть какие-то другие экстренные обстоятельства. А есть еще категория людей, которая таким образом самовыражается, им нравится этим привлекать внимание людей. Тем не менее ничто, кроме крайней необходимости, не может послужить оправданием нарушению ПДД.
ДТП при повороте налево на регулируемом перекрестке
Если авария произошла на регулируемом перекрестке, определить виновника легче. Им признается водитель, выполнивший маневр на красный сигнал светофора. В учет принимаются показания свидетелей, записи видеорегистратора и сообщение регулировщика, если он присутствовал.
Поворот направо
Данный маневр считают наиболее легким. Порядок действий следующий:
- займите крайне правую позицию (непосредственно у обочины);
- начинайте двигаться по дуге, не меняя ее радиус;
- по достижении крайней точки установите рулевое колесо прямо.
Водители, движущиеся подобным образом, должны вписаться в крайнюю полосу справа. Кому в процессе следует уступать дорогу? Только пешеходам. Важная деталь – объезжать их нельзя, ведь любые неоднозначные маневры на перекрестке могут трактоваться другими автомобилистами неправильно. Это означает, что следует перемещаться по заданной дуге с минимальной скоростью.
Какие санкции за нарушение правил поворота?
Здесь все зависит от того, как именно были нарушены правила при повороте. Например, разворот с выездом на встречную полосу в нарушение предписаний знаков или дорожной разметки наказывается штрафом от 1000 до 1500 рублей. А если водитель выехал через «сплошную» на встречную полосу и при этом еще и проехал по ней в направлении движения и только после этого совершил поворот, то за такое можно получить в зависимости от обстоятельств либо штраф 5000 рублей, либо лишиться прав на срок от 4 до 6 месяцев.
Если водитель выполнит поворот в нарушение «двойной сплошной» наказание будет такое же, как и за «одинарную».
Следует помнить, что поворачивать налево нужно с крайней левой полосы, направо – с крайней правой, если иное не предусмотрено дорожными знаками. Если водитель этими правилами при повороте решит пренебречь и случится ДТП, то он получит штраф за то, что не уступил дорогу другому транспортному средству.
Судебная практика
Решения суда по делам, в которых фигурируют ДТП при повороте налево, разнообразны. Вердикты зависят от обстоятельств происшествия. Однако сложность состоит в том, что сотрудники ГИБДД не всегда могут понять, кто первым начал манёвр. Этот факт выясняют посредством опроса свидетелей, просмотра записей с камер видеонаблюдения или видеорегистраторов. Обычно оба участника происшествия отказываются признавать вину.
Иногда точно понять, кто первый начал осуществлять маневр, невозможно. Поэтому сотрудники ГИБДД наказывают обоих водителей. Если вина обоюдная, страховщики могут отказаться осуществлять выплату. В результате водители направляют судебные иски в адрес друг друга о возмещении. В процессе разбирательства определяется виновник происшествия. Согласно сформировавшейся судебной практике, на итоговый вердикт оказывают влияние:
- другие нарушения, допущенные автомобилистами;
- характер полученных повреждений;
- скорость движения транспортных средств, определяемая при помощи экспертизы;
- место столкновения.
Результат экспертизы способен рассказать значительно больше, чем свидетели и сами участники происшествия. Так, если автомобили столкнулись на левой полосе движения, это говорит о том, что поворачивающее транспортное средство завершало маневр. Лицо, планировавшее выполнить обгон, должно было подождать или вернуться в свой ряд. Однако подобное действие не было осуществлено. В результате лицо признают виновником.
Возможна прямо противоположная ситуация. В процессе экспертизы может быть выяснено, что поворачивающий налево автомобиль врезался в обгоняющее его транспортное средство. Виновником признают первого водителя. Подобные повреждения могли возникнуть лишь в случае, если обгон уже был начат. Поэтому виновником аварии признают лицо, выполнявшее поворот.
На практике красноречивые детали происшествия могут отсутствовать. Если разобраться, чьи действия повлекли за собой возникновение ДТП не удается, вина в аварии делится поровну. Типовых решений не существует. Вердикт выносится индивидуально.
Одновременное перестроение
О правильном одновременном перестроении и применении упомянутого правила «помехи справа» идет речь в п.8.4.
Но если бы все ситуации на дорогах сводились к одному предложению – при одновременном перестроении приоритет получает тот, кто движется справа. Предлагаю посмотреть на то, как действовать в трех наиболее типичных случаях.
- Сосед надумал перестроиться на вашу полосу, но уступать вы не обязаны, так как правило «помехи справа» в данном случае не работает. Вы же не планируете совершить маневр, а преспокойно едете по своей полосе, не меняя траекторию.
- Вы хотите оказаться в левой полосе, но и водитель слева задумал перестроиться. Здесь уже правило помехи справа работает, и сосед должен уступить вам дорогу, независимо от того, какой маневр он совершает. Правда, давить на газ в этом случае не стоит, а начинать перестроение лучше все-таки после того, как появится полная уверенность – сосед-то джентльмен и ПДД хорошо выучил.
- Вы решили попасть на правую полосу, но и справа водитель планирует маневр. Здесь уже вы должны проявить душевную теплоту и заботу и уступить дорогу.
Какие самые распространенные нарушения при выполнении поворота?
Одно из самых частых нарушений, которым грешат водители, – это выполнение поворота, немного не доезжая до прерывистой линии разметки, то есть, по сути, поворот через «сплошную». Юристы советуют так никогда не делать, потому что в таком случае сотрудники ГИБДД имеют полное право выписать штраф на 1000-1500 рублей за поворот через «сплошную». Такое часто случается. Но самое опасное – это выезд на встречную полосу при повороте налево. Так делать категорически запрещается, но, к сожалению, многие так поступают.
Проезд перекрестков с круговым движением
Здесь не так давно правила определенным образом изменились. Так, по ПДД, если речь идет о перекрестке основной и второстепенной трасс, двигающийся по последней обязан пропустить машины, следующие по главной. При этом не имеет значения, куда они намереваются свернуть.
Здесь также преимущество получает и трамвай перед любыми безрельсовыми видами ТС едущих:
- в одном с ним направлении;
- навстречу;
- по равнозначной дороге.
Кроме того, водитель автомашины пропускает все ТС, подъезжающие с правой стороны.
Нормативно-правовая база
Правила поворота регламентируются, конечно же, сводом ПДД. А вот наказания прописаны в КоАП РФ. Зачастую это статьи 12.14 (нарушение правил маневрирования) и 12.16 (поворот налево и разворот в нарушение предписаний дорожной разметки). Например, за поворот с выездом на встречную полосу штраф может составить 5000 рублей, либо водитель наказывается лишением прав от 4 до 6 месяцев, если это делается в нарушение предписаний дорожной разметки.
Разберем конкретику
Попробуем понять, как поступить правильно в такой ситуации – вы решили перестроиться в левый ряд из правого, но место «приземления» пока занято.
- Оцените происходящее вокруг, и не только слева, но и впереди, и сзади.
- Включите левый поворотник и сбросьте немного скорость, чтобы занимающий место слева ушел вперед.
- Убедитесь, что на «освободившийся островок» никто не претендует, плавно поворачиваете налево и встраиваетесь в полосу.
- Выключите поворотник и проконтролируйте дистанцию до впередиидущего.
Шпаргалка для новичков
Лично я для простоты запоминания держу в голове такую шпаргалку:
- Я не перестраиваюсь – никому ничего не должен.
- Если я захотел направо – уступить должен всем.
- Если захотел налево – пропустить должны те, кто тоже планирует маневр. Но могут и не пропустить!
О чем еще нужно помнить начинающим водителям?
- Соблюдайте скоростной режим. Держите ту скорость, с которой движутся машины в полосе, куда вы хотите попасть.
- Не забудьте включить поворотник, а то ведь другие водители телепатическими способностями не обладают и вряд ли догадаются о ваших намерениях без подсказки.
- Смотрите в зеркала во время перестроения постоянно, оценивая каждую секунду происходящего на дороге.
- Перестраивайтесь только при абсолютной уверенности, что маневр безопасен.
- Закончили дело – гуляйте смело, но не забудьте на радостях выключить поворотник.
Перестроение в пробке и на кольце
Перестроиться в пробке, с одной стороны, сложнее (все раздражены и места для маневра нет), а с другой, – проще, ведь всегда можно получить визуальное подтверждение от соседа, который пропускает вас перед собой.
Увидели в зеркале добрые глаза другого водителя, его добродушную улыбку и обнадеживающий кивок головы, убедитесь, что он притормозил, и решительно, но без рывков встраивайтесь по диагонали в предоставленный просвет.
Не могу не вспомнить о распространенной ошибке выезда с кольца – слева низ-з-зя! Совершить такой маневр можно исключительно с крайней правой полосы, на которую перестраивайтесь заблаговременно на основании общих правил.
Одновременный разворот – правила
Прежде всего, автомобиль, планирующий разворот на перекрестке, обязан стать по левому краю. Игнорировать эту рекомендацию разрешается, лишь если машина имеет габариты, не позволяющие выполнить описанный маневр. Далее водителю надо убедиться, что он не является помехой для других и не создает аварийно-опасную ситуацию.
Общие требования к маневру таковы:
- запрещено покидать границы перекрестка;
- нельзя выезжать и на встречку;
- следует вписаться в занятую полосу;
- не стоит пересекать сплошную.
В обязательном порядке необходимо пропустить весь транспорт, передвигающийся в других направлениях, но только в ситуации, если у него имеется преимущество.
Дорожные войны
К сожалению, на дорогах нередко встречается хамство, и дожидаться, пока освободится место можно о-о-о-очень долго.
Рисковать и пытаться подрезать нахала, перестроившись раньше и заняв свободное место, конечно, можно, но стоит ли игра свеч?
Если кому-то «позарез как надо», не мешайте! Пусть человек радуется жизни и считает себя самым умным и везучим. Амбиции на дороге – последнее дело, ведь именно они нередко приводят к трагическим последствиям.
Что ж, друзья, по данной теме у меня всё. Расскажите в комментариях о своем опыте перестроения? Совершали ли вы ошибки или возникали ли спорные ситуации?
Разберем, кто прав, а кто виноват, вместе. Буду признателен, если поделитесь статьей в социальных сетях. До новых встреч! И удачи на дорогах!
ли со статьей или есть что добавить?